ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-213/2016 от 16.05.2016 Турочакского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-213/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Долматовой Н.И.,

при секретаре Калининой О.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Турчоакского района Республики Алтай Карушевой А.Г.,

представителя заинтересованного лица Фрезе Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Турочакского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию рабочего места для трудоустройства лиц, отбывающих наказание в виде исправительных работ,

установил:

Прокурор Турочакского района Республики Алтай, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к сельской администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию рабочего места для трудоустройства лиц, отбывающих наказание в виде исправительных работ, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства при отбывании осужденными наказания в виде исправительных работ, выявлены нарушения требований уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Постановлением главы муниципального образования «Турочакский район» от 20 марта 2015 года № 122 «Об определении видов обязательных работ и объектов для отбывания осужденными наказания в виде обязательных работ и исправительных работ» по согласованию с начальником филиала по Турочакскому району ФКУ УИИ УФСИН по Республике Алтай утвержден перечень объектов для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ. Сельская администрация муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» включена в указанный перечень и обязана трудоустроить одного человека для исполнения наказания в виде исправительных работ. В феврале 2016 года на учете филиала по Турочакскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Алтай состоял Туратпаев Т.С., осужденный 9 ноября 2015 года по приговору мирового судьи судебного участка Турочакского района по ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации к исправительным работам сроком на 7 месяцев с удержанием 10 процентов в доход государства. По предписанию начальника филиала по Турочакскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Алтай осужденный Туратпаев Т.С. был направлен для трудоустройства по месту своего жительства в администрацию муниципального образования «Бийкинское сельское поселение». В уголовно-исполнительную инспекцию 16 декабря 2015 года поступил отрывной талон вышеуказанного предписания, согласно которому осужденный прибыл в администрацию муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» с целью трудоустройства и дальнейшего отбывания наказания, однако главой администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» принято решение об отказе в трудоустройстве осужденного на работу в связи с отсутствием ставки в штатном расписании. По результатам проверки прокурором в адрес главы администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» 15 февраля 2016 года вынесено представление с требованием устранения выявленных нарушений требований уголовного и уголовно-процессуального законодательства и создания одного рабочего места для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ. От ответчика 15 марта 2016 года поступил ответ, в соответствии с которым причиной отказа в удовлетворении требований представления является отсутствие извещения от ФКУ УИИ УФСИН с копией приговора (определения, постановления) суда, в котором указаны сроки работ и вычет из заработной платы, поскольку копия приговора суда необходима для внесения изменений в штатное расписание. До настоящего времени вышеуказанные нарушения требовании законодательства административным ответчиком не устранены. Бездействие административного ответчика не только нарушает требования действующего законодательства, влекущее нарушение прав неопределенного круга лиц, в частности прав осужденных отбывать наказание в виде исправительных работ в районе их места жительства, но и создает препятствие в работе филиала по Турочакскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Алтай по исполнению судебных приговоров, нарушает интересы государства на безусловное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, нарушает принцип неотвратимости наказания, препятствует исправлению и перевоспитанию осужденного. Прокурор Турочкского района Республики Алтай просит признать незаконным бездействие сельской администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» в лице главы, выразившееся в непринятии мер по созданию одного рабочего места для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ в сельской администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай», обязать сельскую администрацию муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» в лице главы создать одно рабочие место для трудоустройства лиц, отбывающих наказание в виде исправительных работ в сельской администрации муниципального образование «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель административного ответчика глава сельской администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» не явился, представитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения явившихся лиц, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие надлежащим образом извещенного, неявившегося представителя административного ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Турочакского района Карушева А.Г.поддержала административные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель заинтересованного лица филиала по Турочакскому району УИИ УФСИН по Республике Алтай Фрезе Е.В., действующий на основании доверенности № 10 от 11 января 2016 года, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу по нижеизложенным основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Уголовного кодекса Российской Федерации исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Аналогичное положение закреплено в части 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Часть 2 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно частям 2, 3 ст. 7 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 3 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением администрации муниципального образования «Турочакский район» от 20 марта 2015 года № 122 утвержден перечень объектов для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ. Согласно приложению № 3 к данному постановлению, согласованному с начальником филиала по Турочакскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Алтай, сельская администрация муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» включена в перечень объектов для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ.

Из предписания филиала по Турочакскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Алтай № 2/5/ТО/9-822 от 9 декабря 2015 года, адресованных в администрацию муниципального образования «Бийкинское сельское поселение» усматривается, что Туратпаев Т.С., осужденной 9 ноября 2015 года и.о. мирового судьи судебного участка Турочакского района по ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7 месяцам исправительных работ с удержанием 10 процентов из заработной платы в доход государства, надлежит явиться до 14 декабря 2015 года в администрацию муниципального образования «Бийкинское сельское поселение» для отбывания наказания.

Главой сельской администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» было принято решение об отказе Туратпаеву Т.С. в приеме на работу в связи с отсутствием ставки в штатном расписании, что подтверждается отрывным талоном.

Следовательно, административным ответчиком не исполнено постановление администрации муниципального образования «Турочакский район» от 20 марта 2015 года № 122, в соответствии с которым органам местного самоуправления осуществляются отдельные государственные полномочия, передаваемые уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что отказ сельской администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» в трудоустройстве осужденного Туратпаева Т.С. является незаконным, неисполнение административным ответчиком приговора и.о. мирового судьи судебного участка Турочакского района от 9 ноября 2015 года в отношении Туратпаева Т.С. является нарушением требований действующего законодательства и прав лиц, осужденных к исправительным работам, отбывать наказание в районе их места жительства.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что административным ответчиком устранено вышеуказанное нарушение и создано рабочие место для трудоустройства лиц, осужденных к исправительным работам, в соответствии с требованиями законодательства. Также отсутствуют доказательства, подтверждающие, что административным ответчиком предпринимались, либо предприняты меры, по созданию одного рабочего места для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ в сельской администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай».

В связи с тем, что административный ответчик не создал рабочие место для трудоустройства лиц, осужденных к исправительным работам, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие сельской администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» в лице главы, выразившееся в непринятии мер по созданию одного рабочего места для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ в сельской администрации, а также возложить на административного ответчика обязанность создать одно рабочие место для трудоустройства лиц, отбывающих наказание в виде исправительных работ в сельской администрации муниципального образование в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, так как данный период времени является достаточным для исполнения административным ответчиком решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай удовлетворить.

Признать незаконным бездействие сельской администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» в лице главы, выразившееся в непринятии мер по созданию одного рабочего места для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ в сельской администрации муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай».

Обязать сельскую администрацию муниципального образования «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» в лице главы создать одно рабочие место для трудоустройства лиц, отбывающих наказание в виде исправительных работ в сельской администрации муниципального образование «Бийкинское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.И. Долматова