ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-213/2017 от 25.05.2017 Александровского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 мая 2017 года село Александровка

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего, судьи Карякина Е.А.

при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,

с участием: представителя административного истца – старшего помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Фомина М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области по непринятию мер по организации надлежащего внешнего муниципального контроля,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Александровского района Оренбургской области обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к муниципальному образованию Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области. В обоснование своих доводов указал, что прокуратурой Александровского района Оренбургской области была проведена проверка по вопросу соблюдения бюджетного законодательства, в ходе которой установлено, что в муниципальном образовании Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области в настоящее время не создан муниципальный контрольно-счетный орган, осуществляющий внешний муниципальный контроль и не переданы полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района.

Данное обстоятельство является нарушением Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6 ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетного кодекса Российской Федерации, так как препятствует проведению внешнего муниципального контроля за исполнением местного бюджета.

В связи с этим просил суд признать незаконным бездействие муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего внешнего муниципального контроля и обязать главу муниципального Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области в срок до 01.07.2017 года принять меры по организации надлежащего внешнего муниципального финансового контроля в форме создания контрольно-счетного органа муниципального образования Зеленорощинский сельсовет, отвечающего требованиям Федерального закона N 6-ФЗ от 7 февраля 2011 года "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" или путем заключения соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Впоследствии административным истцом в суд представлено ходатайство о замене ненадлежащего административного ответчика – муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области надлежащим - Советом депутатов муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области.

Определением суда от 17 мая 2017 года осуществлена замена ненадлежащего административного ответчика – муниципальное образование Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области на надлежащего административного ответчика – Совет депутатов муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области.

С учетом произведенной замены ненадлежащего ответчика надлежащим административный истец просил признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего внешнего муниципального контроля и обязать Совет депутатов муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области в срок до 01.07.2017 года принять меры по организации надлежащего внешнего муниципального финансового контроля в форме создания контрольно-счетного органа муниципального образования Зеленорощинский сельсовет, отвечающего требованиям Федерального закона N 6-ФЗ от 7 февраля 2011 года "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" или путем заключения соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Александровского района Фомин М.П. поддержал требования административного искового заявления по основаниям, в нем изложенным.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представитель административного ответчика - Совета депутатов муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, до открытия судебного заседания глава муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области ФИО1, являющаяся председателем Совета депутатов муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области и выступающий от его имени, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержатся общие положения о структуре органов местного самоуправления, в состав которых входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с положениями ст. 38 вышеназванного Федерального закона контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности данного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования в составе председателя, аудиторов и аппарата, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа в составе контрольно-счетного органа муниципального образования может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя, а также должности аудиторов. При этом штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования.

Статья 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" закрепляет полномочия контрольно-счетных органов муниципального образования, а именно: контроль за исполнением местного бюджета; экс<данные изъяты>пертизу проектов местного бюджета; внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета; организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценку законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в част

Согласно ч. 2 ст. 3 вышеуказанного закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

В соответствии с ч. 4 вышеназванной статьи контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ч. 5 ст. 5).

Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования (ч. 6 ст. 6).

Председатели, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ч. 7 ст. 7).

Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий (ч. 1 ст. 20).

Принципы организованной и функциональной независимости контрольно-счетного органа и самостоятельности осуществления деятельности выражаются в наделении его специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает включения в состав контрольно-счетного органа членов представительного органа муниципального образования.

Принцип независимости контрольно-счетных органов включает в себя формальную и фактическую независимость от органов, осуществляющих управление финансовыми и материальными ресурсами, а также от проверяемых организаций.

В силу ч.ч. 2, 6, 8 ст. 3 Закона № 6-ФЗ, контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Федеральный законодатель установил, что контрольно-счетный орган муниципального образования должен быть сформирован и осуществлять свою деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", который вступил в законную силу 1 октября 2011 года.

Как усматривается из Устава муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области в структуру органов местного самоуправления муниципального образования входит контрольно-счетный орган – счетная палата муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области (п. 4 ч. 1 ст. 20). Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ч. 1 ст. 33). Наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливается нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ, другими федеральными законами, законами Оренбургской области и настоящим Уставом (ч. 2 ст. 33)

В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных норм федеральных законов, Устава муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области контрольно-счетный орган в муниципальном образовании не создан, доказательств заключения соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля суду не представлено.

Указанное бездействие является существенным, так как по смыслу Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган должен быть независимым, самостоятельным органом местного самоуправления, осуществляющим внешний муниципальный финансовый контроль муниципального бюджета. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического правового общества, поскольку обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных и муниципальных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.

Исходя из изложенного, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о. прокурора Александровского района Оренбургской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего внешнего муниципального контроля.

Обязать Совет депутатов муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области в срок до 01 июля 2017 года принять меры по организации надлежащего внешнего муниципального финансового контроля в форме создания контрольно-счетного органа муниципального образования Зеленорощинский сельсовет Александровского района Оренбургской области или путем заключения соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Карякин Е.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.05.2017 года

Председательствующий Карякин Е.А.