ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-213/2021 от 19.04.2021 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

Решение

Именем Российской Федерации

19 апреля 2021 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего судьи Подгурского В.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием представителя административного истца ФИО3 представителя ответчиков ФИО4, рассмотрев административное дело 2а-213/2021 по административному исковому заявлению военнослужащей Инспекции Федеральной службы войск национальной гвардии РФ майора Криль Инны Леонидовны об оспаривании действий Директора и Центральной жилищной комиссии Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, связанных с принятием решения об отказе в постановке на жилищный учет,

установил:

Криль обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия Директора и Центральной жилищной комиссии Федеральной службы войск национальной гвардии РФ связанные с принятием решения об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания и обязать ответчиков:

- отменить решение ЦЖК Федеральной службы войск национальной гвардии РФ оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ в редакции решения ЦЖК Федеральной службы войск национальной гвардии РФ оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Криль Инне Леонидовне в признании нуждающейся в получении жилья;

- повторно рассмотреть заявление о постановке Криль Инны Леонидовны на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания.

Кроме того, истец просила разрешить вопрос о возмещении судебных расходов.

В судебном заседании представитель истца, настаивая на удовлетворении заявленных требований пояснил, что его доверительница Криль И.Л., на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, была зарегистрирована в <адрес> расположенной по адресу: <адрес>. Получив от своей матери – ФИО5 (собственника жилого помещения) ДД.ММ.ГГГГ уведомление о расторжении договора ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учета по указанному адресу. С этого времени договор безвозмездного пользования жилым помещением расторгнут и его доверительница утратила право пользования данным жилым помещением. Кроме того, представитель сообщил, что в данном жилом помещении его доверительница фактически не проживала, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на основании договора найма специализированного жилого помещения она проживает в служебном жилье по адресу: <адрес> просек, <адрес>. С учетом изложенного, снятие с регистрационного учета не может быть расценено как действие по намеренному ухудшению жилищных условий, а ФИО1 как необеспеченная жилым помещением должна быть принята на учет нуждающихся в получении жилья.

Представитель административных ответчиков - Росгвардии, директора Росгвардии и Центральной жилищной комиссии Росгвардии, в удовлетворении заявленных требований Криль И.Л. просил отказать, поскольку решением Центральной жилищной комиссией Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ, Криль обоснованно отказано в постановке на жилищный учет.

Истец извещенная о месте и времени судебного заседания в суд не прибыла.

Рассмотрев административные исковые требования, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании Криль проходит военную службу по контракту в Инспекции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, что подтверждается выпиской из послужного списка.

Первый контракт о прохождении военной службы заключен Криль И.Л. в ДД.ММ.ГГГГ и она относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет более 20 лет.

По договору найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Криль И.Л. предоставлено служебное жилье по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>.

Из копии жилищного дела видно, что Криль И.Л. обращалась в Центральную жилищную комиссию Росгвардии с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в <адрес>, однако решениями жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на жилищный учет ей было отказано. Основанием для отказа послужила обеспеченность жильем более учетной нормы в жилом помещении по адресу: <адрес>, предоставленном ей матерью – ФИО5 на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемые Криль И.Л. решения жилищного органа были признаны законными и обоснованными.

Криль И.Л. ДД.ММ.ГГГГ года получила от своей матери – ФИО5, уведомление о расторжении заключенного ДД.ММ.ГГГГ договора безвозмездного пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, что подтверждается копией уведомления.

Из копии паспорта усматривается, что Криль И.Л. ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учета в жилом помещении по адресу <адрес>.

Из копии заявления видно, что в сентябре 2020 года административный истец Криль И.Л. вновь обратилась в Центральную жилищную комиссию Росгвардии с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в <адрес>.

Из выписки из протокола заседания Центральной жилищной комиссии Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Криль И.Л. было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, со ссылкой на п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ (в связи с не предоставлением документов, которые подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

В обоснование такого решения жилищный орган сослался на обеспеченность Криль И.Л. общей площадью жилого помещения более учетной нормы, определенной для <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании Центральной жилищной комиссии Росгвардии (оформленном протоколом ) заявление административного истца Криль И.Л. о принятии на жилищный учет, поданное в сентябре 2020 года, было повторно рассмотрено.

Из копии решения усматривается, что Центральной жилищной комиссией Росгвардии принято решение внести изменение в протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ и резолютивную часть подпункта 2.2.5 пункта 2 изложить в редакции: отказать Криль И.Л. в признании ее нуждающейся в жилых помещениях и принятии ее на учет для обеспечения жильем для постоянного проживания по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ (не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок).

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закона), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - начало действия редакции – ДД.ММ.ГГГГ) военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения» учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как установлено в судебном заседании Криль с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была постоянно зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. Всего в указанной квартире зарегистрировано три человека (административный истец, ФИО6 и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Собственником указанной квартиры является ФИО5 – мать административного истца, которая, согласно единого жилищного документа и выписки из ЕГРН является также собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 86,7 кв.м.

Изложенное свидетельствует, что административный истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, и была обеспечена жилым помещением более учетной нормы.

Статьей 30 ЖК РФ определено, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Согласно статьей 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

По смыслу части 1 статьи 683 ГК РФ договр найма жилого помещения заключается на срок не превышающий 5 лет. Если в договоре срок не определен договор считается заключенным на пять лет.

Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Самостоятельное прекращение права пользования жилым помещением до истечения срока действия договора (ДД.ММ.ГГГГ) правомерно расценено как намеренное ухудшение жилищных условий.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Криль Инны Леонидовны о признании незаконным действий Директора и Центральной жилищной комиссии Федеральной службы войск национальной гвардии РФ связанных с принятием решения об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания и возложению на ответчиков обязанности по отмене решения ЦЖК Федеральной службы войск национальной гвардии РФ оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ в редакции решения ЦЖК Федеральной службы войск национальной гвардии РФ оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Криль Инне Леонидовне в признании нуждающейся в получении жилья и повторному рассмотрению заявления о постановке Криль Инны Леонидовны на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания не подлежит удовлетворению.

Не влияет на выводы суда объяснения представителя административного истца, согласно которым Криль в указанном выше жилье не проживает, а ее регистрация носит уведомительный характер, поскольку именно наличие постоянной регистрации свидетельствует о наличии у Криль права пользования указанным жильем, которое ей предоставлено на неопределенный срок для проживания, о чем прямо указано в договоре безвозмездного пользования жильем. Более того, право пользования Криль жилым помещением по адресу <адрес> установлено вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда отДД.ММ.ГГГГ и по смыслу статьи 64 КАС РФ не подлежит повторному доказыванию.

На вывод суда также не влияет иной подход жилищной комиссии к расчету начала и окончания течения срока установленного статье 53 ЖК РФ, поскольку правильное по существу решение не может быть отменено по формальным основаниям.

Судебные расходы в силу ч.1 ст.103 КАС РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса.

Поскольку в удовлетворении требований административного искового заявления Криль отказано, не подлежит удовлетворению и требование о возмещении судебных расходов.

Руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Криль Инны Леонидовны о признании незаконным действий Директора и Центральной жилищной комиссии Федеральной службы войск национальной гвардии РФ связанных с принятием решения об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания и возложению на ответчиков обязанности по отмене решения ЦЖК Федеральной службы войск национальной гвардии РФ оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ в редакции решения ЦЖК Федеральной службы войск национальной гвардии РФ оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Криль Инне Леонидовне в признании нуждающейся в получении жилья и повторному рассмотрению заявления о постановке Криль Инны Леонидовны на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания, а также в части требований о возмещении судебных расходов – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-ой Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 29 апреля 2021 года.

Председательствующий В.В. Подгурский