Дело № 2а-213/ 2021
УИД 44RS0013-01-2021-000424-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Красное-на-Волге 21 июня 2021 года
Красносельский районный суд Костромской области
в составе председательствующего судьи Артимовской А.В.,
при секретаре Валутиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенно круга лиц о признании информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красносельского района Костромской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации о продаже ответов контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет - ресурсах <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Также просит направить копию решения суда в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения указанных интернет-страниц в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования административный истец обосновывает тем, что прокуратурой Красносельского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, ДД.ММ.ГГГГ осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на страницах интернет -ресурсов, расположенных по адресам <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, размещена информация о продаже дистанционным способом ответов на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021 года на территории Российской Федерации.
По результатам проверки установлено, что на указанных сайтах предлагается дистанционным способом приобрести ответы на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021 года.
Интернет - ресурсы <данные изъяты> находятся открытом доступе, регистрация пользователей на сайтах для получения информации не требуется. Ознакомиться с перечнем товаров, предложенных к продаже, может любой пользователь, в том числе несовершеннолетний. Какие -либо ограничения по доступу к указанным интернет - ресурсам, копирование и распространение не установлены. Любой пользователь, имеющий доступ к сети «Интернет», с помощью персонального компьютера или любого иного устройства, посредством введения URL-адреса в адресную строку браузера может получить доступ к указанным интернет-сайтам и их контенту.
В судебном заседании представитель прокуратуры Красносельского района Костромской области ФИО1 исковые требования поддержала в части требований, касающихся информации, размещенной на интернет-сайтах <данные изъяты> и <данные изъяты>. В остальной части иск не поддержала, по причине ограничения доступа к информации на других интернет-сайтах по решениям судов. Дополнительно пояснила, что установить правообладателей, администраторов указанных Интернет-сайтов не представилось возможным.
Заинтересованное лицо по делу - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области (Управление Роскомнадзора по Костромской области), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменный отзыв.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее также - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законам требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Закона № 149-ФЗ, в соответствии с которым это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть "Интернет" является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона № 149-ФЗ сайтом в сети "Интернет" признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через четь "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; страница сайта в сети "Интернет"- часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет".
В соответствии со ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании.
За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (ч. 16 ст. 60 Закона).
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа - фактически является распространением запрещенной информации.
На выявленных интернет-сайтах <данные изъяты> и <данные изъяты> размещена информация с предложениями для неопределенного круга лиц приобрести за деньги ответы на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021 года.
Информация носит противоправный характер, поскольку получению указанных документов предшествует соответствующее профессиональное обучение и экзамен, а получению аттестата и диплома - прохождение обучения, а также сдача государственных экзаменов.
Сведения, размещенные на данном интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения за деньги ответов на контрольно-измерительные материалы (КИМы). Данные сведения побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату ответов на контрольно-измерительные материалы, нарушает права несовершеннолетних на получение образования.
При этом посещение указанных интернет - страниц свободно для всех без исключения граждан, интернет - страницы не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, контент свободен для изучения без предварительной регистрации и использования паролей. Информация распространяется бесплатно, срок её пользования не ограничен.
Таким образом, распространение указанной информации может повлечь негативные социальные, экономические, политические и другие неблагоприятные последствия, что затрагивает интересы Российской Федерации, нарушает права неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа граждан к интернет-странице необходимо внести данные страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
На момент рассмотрения дела указатели страниц в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», отсутствуют (http://eais.rk№. gov.ru).
Согласно сведениям с общедоступного сервиса Whois информация о владельцах указанных интернет-страниц отсутствует, в связи с чем, привлечь владельцев сайтов к участию в рамках административного судопроизводства не представляется возможным.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Красносельского района в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлен ряд Интернет-сайтов, доступных для российских пользователей, содержащих информацию, запрещенную к распространению в соответствии с действующим законодательством.
В частности, на интернет - страницах с URL-адресами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, размещена информация о продаже ответов на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021.
Посещение указанной интернет - страницы свободно для всех без исключения граждан, интернет - страница не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к ее доступу по кругу лиц, контент свободен для изучения без предварительной регистрации и использования паролей. Информация распространяется бесплатно, срок её пользования не ограничен.
На момент проверки и на настоящий период данные указатели страниц в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» отсутствуют.
Факт размещения на указанных интернет-сайтах информации о продаже ответов на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021 подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), фототаблицами информации, размещенной в сети «Интернет» по соответствующим ссылкам, скриншотами ( л.д.№).
Распространение указанной информации может повлечь негативные социальные, экономические, политические и другие неблагоприятные последствия, что затрагивает интересы Российской Федерации, нарушает права неопределенного круга лиц.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Согласно ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Российской Федерации создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в Единый реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обеспечение доступа к такой информации, способствующей совершению уголовных и административно-наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, о нарушении прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в сфере распространения информации.
При таких обстоятельствах, суд полагает административный иск прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенно круга лиц, подлежащим удовлетворению.
Поскольку замедление исполнения решения суда, являющегося основанием для ограничения доступа к сайтам, может причинить значительный ущерб публичным и частным интересам, в силу положений ст. 188, 265.5 КАС РФ суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения указанных страниц сайтов сети «Интернет» в Единый реестр в установленном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 188, 265.5 КАС РФ КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенно круга лиц о признании информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию о продаже ответов на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта, расположенных по адресам <данные изъяты>, <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Направить копию решения суда в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения указанных интернет-страниц в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: А.В. Артимовская