ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-213/2022 от 18.05.2022 Краснослободского районного суда (Волгоградская область)

34RS0024-01-2022-000174-73

Дело № 2а-213/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Краснослободск 18 мая 2022 года

Среднеахтубинского района

Волгоградской области

Краснослободский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Новикова Ф.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО5

с участием:

представителя административного истца помощника прокурора ФИО2,

представителя административного ответчика администрации городского поселения муниципального района ФИО3,

представителя заинтересованного лица ООО «Слободской Водоканал» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора в интересах муниципального образования – городского поселения муниципального района , неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения муниципального района о признании бездействия незаконным и понуждении совершить по проведению аукциона на право аренды земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

обратился в суд с административным исковым заявлением, в интересах муниципального образования – городского поселения муниципального района , неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения муниципального района о признании бездействия незаконным и понуждении совершить по проведению аукциона на право аренды земельных участков.

Указывает, что прокуратурой проведена проверка деятельности администрации городского поселения муниципального района в сфере исполнения земельного законодательства, в ходе которой установлено следующее. На территории водоотведение (канализация) организовано в виде подземной трубопроводной системы, по которой посредством насосных станций канализационные стоки от жилых домов, нежилых зданий и строений перекачиваются в очистные сооружения, представляющие собой оборудованные с соблюдением нормативных требований площадки утилизации бытовых отходов, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами (разрешенное использование - под очистные сооружения). Организация водоотведения администрацией осуществлялась нижеследующим образом. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения и ООО «Слободской Водоканал» посредством проведения конкурса (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) был заключен Договор о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью городского поселения сроком на 15 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Площадки очистных сооружений, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами 34: (разрешенное использование - под очистные сооружения) администрацией городского поселения также фактически были переданы для целевого использования ООО «Слободской Водоканал». По информации администрации поселения в приложении к Договору от ДД.ММ.ГГГГ указанные очистные сооружения не были поименованы по причине того, что на момент заключения названного договора земельные участки с находящимися на них очистными сооружениями не были поставлены на кадастровый учет и не были оформлены в собственность городского поселения . В настоящее время право собственности на площадки очистных сооружений, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами (разрешенное использование - под очистные сооружения) и на сами земельные участки зарегистрировано в установленном порядке. ДД.ММ.ГГГГ администрации городского поселения выдано предостережение УФАС России по , из которого следует, что администрацией городского поселения не могут быть предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами в пользование или аренду ООО «Слободской Водоканал» без проведения аукциона, в ином случае это будет являться нарушением 4.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Кроме того, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы городского поселения внесено представление, которое внесено по факту допущенных нарушений, а именно: непроведения претензионно-исковой работы по взысканию с ООО «Слободской Водоканал» оплаты за фактическое пользование (без передачи в установленном порядке) земельным участком с кадастровым номером непроведения претензионно-исковой работы по взысканию с ООО «Слободской Водоканал» оплаты за фактическое пользование (без передачи в установленном порядке) земельными участками с кадастровыми номерами ; непроведения мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами путем проведения торгов в форме аукциона; неразмещения на официальном сайте постановления администрации г.п. от ДД.ММ.ГГГГ о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п.. По результатам рассмотрения представления администрация поселения письмом от ДД.ММ.ГГГГ проинформировала прокуратуру района о принятых мерах к устранению выявленных нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени в прокуратуру района не поступила информация о принятии конкретных мер к устранению нарушений в части: принятия конкретных мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами путем проведения торгов в форме аукциона; размещения на официальном сайте постановления администрации г.п. от ДД.ММ.ГГГГ о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п.. Кроме того, в ходе дополнительно проведенной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:100006:1231 был разделен на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100006:2446 и на земельный участок с кадастровым номером , фактически используемый (без передачи в установленном порядке) ООО «Слободской Водоканал». Вместе с тем, до настоящего времени администрацией поселения меры к заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером , фактически используемого (без передачи в установленном порядке) ООО «Слободской Водоканал», путем проведения торгов в форме аукциона также не приняты.

Просит: признать бездействие администрации городского поселения муниципального района , выразившееся в непринятии мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами путем проведения торгов в форме аукциона, а также неразмещения на официальном сайте постановления администрации г.п. от ДД.ММ.ГГГГ о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п., незаконным; обязать администрацию городского поселения муниципального района принять меры к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми , 34:28:100006:2445 путем проведения торгов в форме аукциона, а также разместить на официальном сайте постановление администрации г.п. от ДД.ММ.ГГГГ о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в городском поселении .

В судебном заседании представитель административного истца прокурора Морозова ФИО2 административное исковое заявление поддерживает в полном объеме, просит его удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации городского поселения муниципального района ФИО3 в судебном заседании с административным иском согласна в части неразмещения на официальном сайте постановления администрации г.п. от ДД.ММ.ГГГГ о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п.. В остальной части исковых требований не согласна, по доводам, изложенном в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица ООО «Слободской Водоканал» ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен письменный отзыв.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. В отношении заявленных требований полагается на усмотрение суда.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в ст. 39.6 установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. Пунктом 1 ст. 39.6 ЗК РФ закреплено, что договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

На основании части 3 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении решение органа местного самоуправления о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети "Интернет" (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет").

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования.

Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка деятельности администрации городского поселения муниципального района в сфере исполнения земельного законодательства, в ходе которой установлено следующее.

На территории водоотведение (канализация) организовано в виде подземной трубопроводной системы, по которой посредством насосных станций канализационные стоки от жилых домов, нежилых зданий и строений перекачиваются в очистные сооружения, представляющие собой оборудованные с соблюдением нормативных требований площадки утилизации бытовых отходов, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 34:28:100028:2655 и 34:28:100028:2654 (разрешенное использование - под очистные сооружения).

Организация водоотведения администрацией осуществлялась нижеследующим образом. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения и ООО «Слободской Водоканал» посредством проведения конкурса (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) был заключен Договор о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью городского поселения сроком на 15 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Площадки очистных сооружений, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами (разрешенное использование - под очистные сооружения) администрацией городского поселения также фактически были переданы для целевого использования ООО «Слободской Водоканал».

По информации администрации поселения в приложении к Договору от ДД.ММ.ГГГГ указанные очистные сооружения не были поименованы по причине того, что на момент заключения названного договора земельные участки с находящимися на них очистными сооружениями не были поставлены на кадастровый учет и не были оформлены в собственность городского поселения .

В настоящее время право собственности на площадки очистных сооружений, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами (разрешенное использование - под очистные сооружения) и на сами земельные участки зарегистрировано в установленном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ администрации городского поселения выдано предостережение УФАС России по , из которого следует, что администрацией городского поселения не могут быть предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами в пользование или аренду ООО «Слободской Водоканал» без проведения аукциона, в ином случае это будет являться нарушением п. 4.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы городского поселения внесено представление, которое внесено по факту допущенных нарушений, а именно: непроведения претензионно-исковой работы по взысканию с ООО «Слободской Водоканал» оплаты за фактическое пользование (без передачи в установленном порядке) земельным участком с кадастровым номером непроведения претензионно-исковой работы по взысканию с ООО «Слободской Водоканал» оплаты за фактическое пользование (без передачи в установленном порядке) земельными участками с кадастровыми ; непроведения мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми путем проведения торгов в форме аукциона; неразмещения на официальном сайте постановления администрации г.п. от ДД.ММ.ГГГГ о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п..

По результатам рассмотрения представления администрация поселения письмом от ДД.ММ.ГГГГ проинформировала прокуратуру района о принятых мерах к устранению выявленных нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени в прокуратуру района не поступила информация о принятии конкретных мер к устранению нарушений в части: принятия конкретных мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами путем проведения торгов в форме аукциона; размещения на официальном сайте постановления администрации г.п. от ДД.ММ.ГГГГ о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п..

Кроме того, в ходе дополнительно проведенной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым был разделен на земельный участок с кадастровым и на земельный участок с кадастровым фактически используемый (без передачи в установленном порядке) ООО «Слободской Водоканал».

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией поселения меры к заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером , фактически используемого (без передачи в установленном порядке) ООО «Слободской Водоканал», путем проведения торгов в форме аукциона также не приняты.

Исходя из изложенного, судом установлено бездействие администрации городского поселения муниципального района , выразившееся в непринятии мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми путем проведения торгов в форме аукциона, а также неразмещения на официальном сайте постановления администрации г.п. от ДД.ММ.ГГГГ о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица ООО «Слободской Водоканал» о том, что спорные земельные участки являются неотъемлемой частью производственного оборудования для осуществления деятельности по водоотведению, и должны быть переданы ООО «Слободской Водоканал» по договору от 20 февраля 2012 года без проведения аукциона, судом отвергаются в силу следующего.

В ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон) установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В число исключений, установленных, ч. 1 ст. 17.1 Закона, не подпадает исполнение обязательств по договору № 1 «О передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью городского поселения г. Краснослободск» от 12.02.2012 (далее - Договор).

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержден приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее - перечень). В перечне закреплено, что по решению собственника заключение договоров аренды предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса исключительно в отношении определенных видов имущества, в который входят в том числе системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - 3К РФ) в ст. 39.6 установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. Пунктом 1 ст. 39.6 ЗК РФ закреплено, что договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Исходя из содержания п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ исполнение обязательств по Договору не является основанием для передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов.

При передаче администрацией земельных участков, принадлежащих на праве собственности городскому поселению (разрешенное использование - под очистные сооружения) и очистных сооружений, принадлежащих на праве собственности городскому поселению , (назначение - сооружения канализации) в пользование либо аренду ООО «Слободской Водоканал» в действиях администрации могут усматриваться признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, антимонопольным органом администрации было дополнительно указано, что по истечении срока действия договора от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью городского поселения » передача муниципального имущества должна осуществляться с соблюдением требований установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Таким образом, административное исковое заявление прокурора в интересах муниципального образования – городского поселения муниципального района , неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения муниципального района о признании бездействия незаконным и понуждении совершить по проведению аукциона на право аренды земельных участков, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление прокурора в интересах муниципального образования – городского поселения муниципального района , неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения муниципального района о признании бездействия незаконным и понуждении совершить по проведению аукциона на право аренды земельных участков, - удовлетворить.

Признать бездействие администрации городского поселения муниципального района , выразившееся в непринятии мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами путем проведения торгов в форме аукциона, а также неразмещения на официальном сайте постановления администрации г.п. от ДД.ММ.ГГГГ о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п., незаконным.

Обязать администрацию городского поселения муниципального района принять меры к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами путем проведения торгов в форме аукциона, а также разместить на официальном сайте постановление администрации г.п. от ДД.ММ.ГГГГ о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в городском поселении .

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд через Краснослободский районный суд Волгоградской области лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ф.А. Новиков

Справка: мотивированное решение суда составлено 27 мая 2022 года.

Судья Ф.А. Новиков