ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2141/2022240035-01-2022-002599-31 от 05.09.2022 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2022 г. г. Минусинск

Дело № 2а-2141/2022 24RS0035-01-2022-002599-31

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Музалевской Н.В., при секретаре Козловской А.А., с участием административного истца Сахновой З.И., ее представителей Жилиной Е.В., Симоновой В.А., представителя ответчика Алейникова М.Ю., заинтересованных лиц депутатов Кавказского сельского Совета депутатов Егоровой Е.Т., Кучукова П.К., Крутилина А.И., Литвиновой О.А., Ромашкиной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Главы Муниципального образования Кавказский сельсовет Сахновой Зои Ивановны к Кавказскому сельскому Совету депутатов Минусинского района Красноярского края о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Глава Муниципального образования Кавказский сельсовет Сахнова З.И. обратилась в суд с административным иском к Кавказскому сельскому Совету депутатов Минусинского района Красноярского края о признании решения незаконным, требования мотивированы тем, что Главой Кавказского сельсовета она избрана 05.04.2019, на внеочередной сессии Совета депутатов 14.04.2022 был заслушан ее отчет за 2021, по итогам которого принято решение № 73-р о признании ее работы неудовлетворительной. Признание работы неудовлетворительной может служить основанием впоследствии для удаления главы муниципального образования в отставку, оценочный характер решения предполагает использование демократических процедур, учет мнений, полагает, что порядок и процедура созыва внеочередной сессии 14.04.2022 не соблюдена, протокол не содержит в себе данные, которые должны содержаться в протоколе, в решении не приведено обоснование, по которому деятельность Сахновой З.И. оценена неудовлетворительной, не поставлены вопросы на следующий отчетный период. Просила признать незаконным и отменить решение Совета депутатов Кавказского сельского совета Минусинского района Красноярского края в части «Ежегодный отчет Главы Кавказского сельсовета и Администрации Кавказского сельсовета о проделанной работе за 2021год и признания работы Главы Кавказского сельсовета Сахновой З.И. по итогам 2021 года неудовлетворительной, выраженное в протоколе внеочередной сессии Совета депутатов от 14.04.2022, признать незаконным и отменить решение № 73-р от 14.04.2022 о признании работы Главы Кавказского сельского Совета депутатов Сахновой З.И. за 2021 год неудовлетворительной.

В судебном заседании административный истец Сахнова З.И., ее представители Жилина Е.В., Симонова В.А. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Кавказского сельского Совета депутатов Минусинского района Красноярского края Алейников М.Ю. против удовлетворения требований возражал, полагал действия ответчика правомерными.

Заинтересованные лица Кучуков П.К., Ромашкина А.Н., Крутилин А.И. полагали, что нарушений в действиях ответчика нет, Егорова Е.Т. пояснила, что ее на заседании сессии не было, она и не могла бы явиться, ей уведомление не вручалось, Литвинова О.А. затруднилась пояснить по процедуре, по сути требований, не помнит об уведомлениях, пояснила, что в мессенджере WhatsApp уведомление о сессии имелось.

Заинтересованные лица Трепков С.В., Трепкова Я.Н., Насадюк ЮВ., Ямщикова Т.А. в судебном заседании не присутствовали, о рассмотрении дела уведомлены.

Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку в силу ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 2 ст. 62 КАС РФ возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии с ч.11.1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (части 1, 5, 5.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Само по себе несогласие административного истца с оценкой депутатами его деятельности по смыслу главы 22 КАС РФ и п. 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» не образует предмета судебной защиты.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 25.01.2012 № 114-О-О указал, что оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа. Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной.

Как видно из материалов дела, решением Кавказского сельского совета депутатов Минусинского района от 05.04.2019 Сахнова З.И. избрана Главой Кавказского сельсовета Минусинского района Красноярского края.

Согласно п.15 ст.16 Устава Кавказского сельсовета Минусинского района Красноярского края Глава сельсовета представляет сельскому Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава сельсовета возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в т.ч. о решении вопросов, поставленных сельским Советом депутатов.

В соответствии с п.3 ст.23 Совет депутатов заслушивает ежегодные отчеты Главы поселения, главы администрации о результатах их деятельности, деятельности администрации и иных подведомственных Главе поселения органов местного самоуправления, в т.ч. о решении вопросов, поставленных Советом депутатов.

Согласно п.5.3 Регламента Кавказского сельского Совета депутатов внеочередные сессии созываются председателем Совета депутатов по своей инициативе, по инициативе главы Кавказского сельсовета, по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов, а также по требованию не менее 2% жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В п.10.2 Регламента предусмотрено, что по повестке заседания проводится открытое голосование.

В статье 40 Регламента указывается на то, что Совет депутатов ежегодно в марте месяце заслушивает отчет главы Кавказского сельсовета об итогах деятельности администрации Кавказского сельсовета за истекший год (п.40.1).

Согласно п.40.2 Регламента по итогам отчета главы Кавказского сельсовета Советом депутатов принимается решение, в котором дается оценка деятельности администрации за истекший год, а также рекомендации на текущий год.

Как следует из решения Кавказского сельского Совета депутатов от 02.10.2018 № 81-рс заседание сельского Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее 50% от числа избранных депутатов.

Материалами дела подтверждается, что решением Кавказского сельского Совета депутатов от 14.04.2022 № 73-рс признана работа Главы Кавказской сельской администрации Сахновой З.И. за 2021г. неудовлетворительной.

Согласно протоколу сессии Совета депутатов Кавказского сельсовета от 24.03.2022 в соответствии с утвержденной повесткой дня запланировано на сессии рассмотрение нескольких вопросов, в т.ч. вопрос 3: «Ежегодный отчет Главы Кавказского сельсовета и Администрации Кавказского сельсовета о проделанной работе за 2021г. Докладчик Сахнова З.И.». При этом предложено данный вопрос и подведение итогов работы Администрации Кавказского сельсовета отложить до ознакомления в письменном формате, в повестку дня внесены изменения, ежегодный отчет Главы Кавказского сельсовета Сахновой З.И. не заслушивался.

В уведомлении, полученном 04.04.2022 администрацией Кавказского сельсовета на имя Главы Кавказского сельсовета Сахновой З.И. указано на то, что 14.04.2022 в 15:00 час. состоится внеочередная сессия депутатов Кавказского сельсовета, указаны вопросы в повестке дня, в т.ч. Отчет Главы Кавказского сельсовета об итогах своей деятельности и работе Администрации за 2021г., обсуждение доклада, вопросы и оценка.

Из протокола внеочередной сессии Совета депутатов Кавказского сельсовета от 14.04.2022 следует, что всего в Совете депутатов Кавказского сельсовета – 10 чел., присутствует на заседании -8 чел., таким образом, кворум имелся. Согласно повестке дня в п.3 предусмотрен «Ежегодный отчет Главы Кавказского сельсовета и Администрации Кавказского сельсовета о проделанной работе за 2021г. Докладчик Сахнова З.И.».

В протоколе указано также на то, что по третьему вопросу «Ежегодный отчет Главы Кавказского сельсовета и Администрации Кавказского сельсовета о проделанной работе за 2021г. Докладчик Сахнова З.И.» выступила Сахнова З.И., выступление вызвало много вопросов, замечаний и критики. Предложено признать работу главы Кавказского сельсовета Сахновой З.И. по итогам 2021г. неудовлетворительной. Проведено голосование. Принято решение считать работу главы Кавказского сельсовета Сахновой З.И. по итогам 2021г неудовлетворительной – 7 чел. Большинством голосов решение принято.

Обосновывая свой административный иск, сторона истца привела доводы о том, что решение не могло приниматься на той же сессии, в повестку дня вынесение решения не входило, однако с данным доводом нельзя согласиться, поскольку в силу прямого указания п.40.2 Регламента по итогам отчета главы Кавказского сельсовета Советом депутатов принимается решение, в котором дается оценка деятельности администрации за истекший год, таким образом, данный пункт Регламента прямо предусматривает результат отчета главы Кавказского сельсовета, т.е. после заслушивания отчета дается непосредственно оценка деятельности, отдельного выноса в повестку дня другого заседания сессии депутатов не требуется.

Довод о несоблюдении процедуры уведомления о предстоящем заседании Кавказского сельсовета Советом депутатов, также нельзя признать состоятельным, поскольку, как следует из протокола заседания, большинство депутатов присутствовали, Глава Кавказского сельсовета присутствовала, повестка дня им была известна, участвовавшие в судебном заседании депутаты это подтвердили, за исключением Егоровой Е.Т., которая на заседании не присутствовала, однако ее отсутствие не могло влиять на принятие решения, поскольку несмотря на отсутствие данного лица, кворум имелся.

Вместе с тем, заслуживает внимания довод административного истца о том, что принятие решения предполагает использование демократических процедур, учет мнений, что в решении не приведено обоснование, по которому деятельность Сахновой З.И. оценена неудовлетворительной.

При этом суд учитывает, что в соответствии со ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своей компетенции самостоятельно.

Из положений ст.35 и 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования и администрации муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

Таким образом, не вдаваясь в существо принятого решения, в компетенцию суда не входит оценка деятельности главы муниципального образования и администрации муниципального образования, суд вправе оценить его лишь с точки зрения соблюдения регламента при его принятии.

Принятие решения по результатам рассмотрения отчета о результатах деятельности главы Кавказского сельсовета относится к вопросам внутреннего взаимодействия органов местного самоуправления по вопросам исполнения установленных полномочий в указанной сфере.

В силу прямого указания в п.40.2 Регламента по итогам отчета главы Кавказского сельсовета Советом депутатов принимается решение, в котором дается оценка деятельности администрации за истекший год, а также рекомендации на текущий год.

Таким образом, рекомендации на текущий год являются обязательной частью принимаемого решения.

В данном же случае решение является немотивированным, обоснование принятого решения не приведено, решения, связанные с оценкой деятельности главы муниципального образования, не должны носить произвольный характер, а потому следует признать правомерным требование о признании незаконным решения в части непредставлении мотивированного обоснования принятого решения и возложения обязанности на Совет депутатов Кавказского сельского совета Минусинского района Красноярского края устранить допущенное нарушение путем изготовления мотивированного обоснования принятого решения (в т.ч. в части дачи рекомендаций на текущий год).

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, в остальной части доводы административного истца нельзя признать состоятельными, оснований для удовлетворения требований не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Главы Муниципального образования Кавказский сельсовет Сахновой Зои Ивановны к Кавказскому сельскому Совету депутатов Минусинского района Красноярского края о признании решения незаконным – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Совета депутатов Кавказского сельского совета Минусинского района Красноярского края № 73-рс от 14.04.2022, выразившееся в непредставлении мотивированного обоснования принятого решения.

Обязать Совет депутатов Кавказского сельского совета Минусинского района Красноярского края устранить допущенное нарушение путем изготовления мотивированного обоснования принятого решения.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Главы Муниципального образования Кавказский сельсовет Сахновой Зои Ивановны отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд.

Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 16.09.2022.

Председательствующий Н.В. Музалевская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>