ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2142/18 от 26.11.2018 Заволжского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-2142/18 м.р. 26.11.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2018 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Вороновой А.Н.,

при секретаре Одинцовой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ДАЗО мэрии г. Ярославля об обязании утвердить схему расположения земельного участка,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском об обязании ДАЗО мэрии г. Ярославля утвердить схему расположения земельного участка, приложенную к заявлению административного истца о перераспределении земель от 13.07.2018, обязании ДАЗО мэрии г. Ярославля направить в адрес административного истца подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков площадью 1025 кв.м с кадастровым , расположенного по <адрес>, и площадью 428 кв.м с образованием единого земельного участка общей площадью 1453 кв.м. В обоснование требований ФИО1 указал, что приказом ДАЗО мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земель, поскольку земельный участок расположен в границах береговой полосы водного объекта общего пользования - пруда, и огорожен забором. ФИО1 не согласен с приказом ДАЗО, указал, что водного объекта на спорном участке не имеется, забор не является объектом недвижимости, его наличие не препятствует в предоставлении земельного участка.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 требования поддержала, просила также признать приказ ДАЗО мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, дала пояснения в пределах заявленного.

Представитель ответчика ДАЗО мэрии г. Ярославля и третьего лица мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО3 требования не признал.

Выслушав участников процесса, свидетеля С., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1025 кв.м с кадастровым номером 76:23:022011:2 по адресу: <адрес>.

ФИО1 13.07.2018 обратился в ДАЗО мэрии г. Ярославля с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, просил утвердить схему расположения земельного участка, образуемого путем присоединения земельного участка площадью 428 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, к земельному участку площадью 1025 кв.м с кадастровым .

Приказом директора ДАЗО мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по <адрес>, на основании п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах береговой полосы водного объекта общего пользования – пруда, ширина которой составляет 20 метров согласно ст.6 Водного кодекса РФ, земельные участки общего пользования не подлежат приватизации, кроме того, запрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, огороженной забором.

Согласно п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п.3 ст.11.7 ЗК РФ).

В соответствии с п.2,3 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Согласно п.8 ст.39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5).

Из топографического плана от 2010 г. земельного участка, принадлежащего ФИО1, топографической съемки от 2018 г., следует, что на истребуемом земельном участке находится пруд.

Согласно п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Доводы представителя административного истца, пояснения свидетеля С. об отсутствии в настоящее время на испрашиваемом земельном участке водного объекта /пруда/ не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.

Кроме того, запрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, огороженной забором. Исходя из системного толкования норм земельного и гражданского законодательства, предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе и путем перераспределения, возможно только в отношении участков, свободных от прав и притязаний третьих лиц /ст. 209 ГК РФ, ст.ст. 39.15, 39.16, 39.29 ЗК РФ/. Вышеуказанные и иные нормы закона предусматривают обязанность органов местного самоуправления при решении вопросов предоставления земельных участков действовать добросовестно, во избежание возможных земельных споров со стороны владельцев расположенных на участках объектов или иных граждан, которым участок с указанным объектом может быть предоставлен.

В рассматриваемом случае, размещение забора в достаточной степени свидетельствует о наличии на спорный участок притязаний лиц, не относящихся к его законным владельцам, об отнесении данного участка к категории несвободных, что до разрешения возникшего спора относительно ограждения препятствовало административному ответчику, обладавшему правами собственника земельного участка, принимать решение о его предоставлении. Ссылки представителя административного истца на то, что данное ограждение принадлежит именно ФИО1, правомерность отказа в заключении соглашения по указанным основаниям не опровергает.

Как следует из фрагмента карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля испрашиваемый для перераспределения земельный участок находится в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами /Ж3/, минимальная площадь земельных участков для размещения объектов индивидуального жилищного строительства составляет 0,04 га /п.2 ст.38 Правил землепользования и застройки г. Ярославля/, таким образом, имеется возможность образования самостоятельного земельного участка.

Фактическое использование ФИО1 спорного земельного участка не является безусловным основанием для заключения соглашения о перераспределении данного участка в его пользу, в силу положений п.1 ст.39.28, п.9 ст.39.29 ЗК РФ не предоставляет административному истцу преимущества в оформлении прав на данный участок путем перераспределения участков. Целью перераспределения земельных участков является устранение недостатков в землепользовании, а не увеличение площади земельного участка, находящегося в пользовании административного истца.

При указанных обстоятельствах у административного ответчика имелись основания для отказа в перераспределении земельного участка, испрашиваемого истцом.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ДАЗО мэрии г. Ярославля об обязании утвердить схему расположения земельного участка отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья А.Н. Воронова