ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2143/2022 от 18.04.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-2143/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 18 апреля 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Ивановой Л.О.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл к «Фонду поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал», президенту Маратканову Вячеславу Анатольевичу о ликвидации юридического лица, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл обратилось в суд с административным исковым заявлением к «Фонду поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал», президенту Маратканову Вячеславу Анатольевичу о ликвидации юридического лица, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что 16 июля 2004 года зарегистрирован «Фонд поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал», основной регистрационный номер 1041200419820. Административным истцом в ходе проведения плановой документарной проверки соответствия деятельности данного Фонда выявлено, что административный ответчик предусмотренную учредительными документами деятельность не осуществляет. Кроме того, Фондом допущены нарушения действующего законодательства и его устава. Меры по устранению выявленных нарушений административный ответчик не предпринимает.

Представители административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл, заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Административные ответчики представитель «Фонда поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал», президент Маратканов В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещались надлежащим образом по месту нахождения юридического лица и по адресу регистрации президента, судебная корреспонденция возвращена за истечением срока хранения, телеграммы не вручены. Иное место нахождения административных ответчиков суду не известно. Таким образом, указанное юридически значимое сообщение в силу разъяснений, содержащихся в п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», считается доставленным. Риск неполучения поступившей корреспонденции несут адресаты.

Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, использовавших по собственному усмотрению право на участие в судебном заседании.

Исследовав материалы административного дела, дело об административном правонарушении <номер>, дело об административном правонарушении <номер>, суд приходит к следующему.

Деятельность «Фонда поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал» регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который возлагает на некоммерческую организацию обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, а также нормы, предусмотренные ее уставом и иными учредительными документами.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц «Фонд поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал» зарегистрирован 16 июля 2004 года, основной регистрационный номер 1041200419820.

Согласно п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 3, 4 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705, государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

К полномочиям Управления Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, в том числе относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческий организаций (пп. 74 п. 6 разд. 2 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 26).

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 20 июля 2021 года № 212-Р Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности «Фонда поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами и законодательству Российской Федерации.

Согласно акту проверки от 21 сентября 2021 года в ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации:

1. В нарушение требований ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Фондом в Управление не представлены документы, требуемые для проведения плановой документарной проверки. Чем не оказано содействие представителям Управления при ознакомлении с деятельностью Фонда на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Игнорирование законных требований органа, осуществляющего государственный контроль, по предоставлению документов к плановой проверке является действием, необоснованно препятствующим проведению проверок, следовательно, препятствует осуществлению государственным органом его законной деятельности тем самым, имеет вредные последствия для общества и государства.

2. В нарушение требований п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав Фонда противоречит действующему законодательству, в частности, в нарушение ст. 28 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уставом Фонда не определен порядок принятия решений Правлением Фонда в части правомочности проведения заседаний.

3. В нарушение требований п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фондом не соблюдаются нормы следующих положений устава: положения п. п. 2.1, 2.2 - Фонд уставную деятельность не осуществляет, документов, характеризующих деятельность Фонда, к проверке не представлено; положения п. п. 5.1, 5.4 - Правление Фонда деятельности не осуществляет, документов, подтверждающих деятельность Правления Фонда, к проверке не представлено; положения п. п. 6.1, 6.2, 6.3 - Президент Фонда деятельности не осуществляет, документов, подтверждающих деятельность Президента Фонда, к проверке не представлено, срок полномочий Президента истек; положение п. 7.1 - срок полномочий Попечительского совета Фонда истек; положения п. п. 8.1, 8.2, 8.3 - Ревизионная комиссия Фонда деятельности не осуществляет, документов, подтверждающих деятельность Ревизионной комиссии Фонда, к проверке не представлено, срок полномочий Ревизионной комиссии истек.

4. В нарушение требований п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 2 ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации Фонд ежегодно не публиковал отчеты об использовании своего имущества, документов, подтверждающих публикацию вышеназванных отчетов, к проверке не представлено.

5. В нарушение требований п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Фонде отсутствует смета доходов и расходов за проверяемый период.

6. В нарушение положений п. 3 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 4 ст. 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений главы 7 устава Фонда Попечительский совет не осуществляет свои полномочия как орган, осуществляющий надзор за деятельностью Фонда. Документов, характеризующих осуществление деятельности Попечительского совета, к проверке не представлено.

7. В нарушение требований п. п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 123.17 и п. 2 ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации Фонд в проверяемый период не получал финансовых средств, финансово-хозяйственной деятельности не осуществлял, то есть не осуществлял аккумулирование имущества для реализации уставных целей и, соответственно, не использовал имущество для целей, определенных уставом. Документов, подтверждающих поступление денежных средств, к проверке не представлено.

8. В нарушение требований п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд не проинформировал Управление об изменении адреса (места нахождения) юридического лица в течение трех дней с момента наступления изменений и до настоящего времени не представил в Управление документы, необходимые для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об адресе (месте нахождения) Фонда.

9. В нарушение требований п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фондом к проверке не представлены документы, свидетельствующие о размещении в сети Интернет или предоставлении средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности за 2018, 2019, 2020 годы.

22 сентября 2021 года президенту «Фонда поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал» Маратканову В.А. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл вынесено предупреждение и предписано устранить указанные выше нарушения в срок до 24 ноября 2021 года. Одновременно президент уведомлен, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства, является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные акт проверки и предупреждение направлены на имя президента Фонда по адресу юридического лица и получены адресатом 4 октября 2021 года.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл мирового судьи судебного участка № 4 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 23 ноября 2021 года по делу <номер> Маратканов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения (постановление вступило в законную силу 11 января 2022 года).

Из данного постановления усматривается, Маратканов В.А., являясь президентом «Фонда поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал», оказал неповиновение законному распоряжению (требованию) должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль – не представил в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл к дате начала проверки 1 сентября 2021 года документы согласно п. 13 распоряжения Управления о проведении плановой документарной проверки от 20 июля 2021 года № 212-П и письма-уведомления о проведении проверки от 23 июля 2021 года исх. № 12/03-2241.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 17 января 2022 года по делу <номер> «Фонд поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей (постановление вступило в законную силу 4 февраля 2022 года).

Из указанного постановления усматривается, что «Фонд поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал» не выполнил в установленный срок до 24 ноября 2021 года законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства – предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от 22 сентября 2021 года № 12/03-2895.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл указало, что «Фонд поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал» не осуществляет предусмотренную учредительными документами деятельность, допускает нарушения действующего законодательства и устава. Меры по устранению выявленных нарушений «Фонд поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал» не предпринимает.

Данное обстоятельство подтверждается вступившими в законную силу постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл мирового судьи судебного участка № 4 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 23 ноября 2021 года по делу <номер>, постановлением мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 17 января 2022 года по делу <номер>. До настоящего времени меры по устранению нарушений действующего законодательства, выявленных в ходе проведения плановой документарной проверки и отраженных в акте проверки от 21 сентября 2021 года, «Фондом поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал» не предприняты, доказательств обратного административными ответчиками суду не представлено.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, анализа приведенных норм права, представленных письменных доказательств в их совокупности, конкретных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, которые законодатель признает основанием для ликвидации некоммерческой организации, поскольку «Фонд поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал» не имеет имущества, достаточного для осуществления его целей, вероятность получения необходимого имущества нереальна, в связи с чем цели Фонда не могут быть достигнуты. Фактически административный ответчик в настоящее время не ведет деятельность, необходимую для осуществления его целей, предусмотренных уставом.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.

Ликвидировать «Фонд поддержки отечественных товаропроизводителей «Потенциал», основной регистрационный номер 1041200419820, исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.О. Иванова

Мотивированное решение составлено 22 апреля 2022 года.

Решение29.04.2022