ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2146/19 от 03.03.2020 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснокамск ДД.ММ.ГГГГ

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Т.С. Добрыдневой,

при секретаре Куропятник С.В.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда Пермского края административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №16 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган), руководствуясь ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обратилась с заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности, образовавшейся, в результате неисполнения налоговых обязательств в общей сумме 4 195,29 рублей. В обоснование требований указано, что ФИО1 являлся собственником земельного участка в 2014 г., а также собственником транспортного средства в 2016-2017 г.г.

Налогоплательщику были направлены налоговые требования № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ г. Требования налогоплательщиком исполнены не были.

Недоимки по транспортному налогу за 2014-2015 гг., недоимка по земельному налогу за 2014 г. взысканы мировым судьей судебного участка № 2 Краснокамского судебного района по судебном приказу от ДД.ММ.ГГГГ

Мировым судьей судебного участка № 2 Краснокамского судебного района Пермского края был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4338,17 руб. ДД.ММ.ГГГГ г. вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с поступившими возражениями от должника. Административным ответчиком обязанность по уплате налогов исполнена не была. По истечении установленного срока уплаты, административный ответчик сумму налога в полном объеме не уплатил, в связи с чем, образовалась недоимка по налогам.

Представитель административного истца в судебном заседании представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, на удовлетворении требований по задолженности по налогам и сборам настаивал.

Административный ответчик в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу положений статей 44, 45, 48 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено законом.

Административный ответчик не выполнил обязанность по уплате законно установленных налогов, в связи с чем, была начислена пеня, за каждый день просрочки, начиная с установленных сроков уплаты, согласно ст. 75 НК РФ.

В силу п.1 ст. 23, п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате законно установленного налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Судом установлено, что за административным ответчиком ФИО1 был зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п.1 ст. 392 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно сведений об имуществе налогоплательщика ФИО1 на праве собственности принадлежит транспортное средство <данные изъяты> гос.номер

Физические лица, имеющие в собственности транспорт, имущество, в соответствии со ст.ст. 357, 400 НК РФ являются плательщиками указанных налогов.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога производится в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В порядке ст.ст. 69,70 НК РФ налогоплательщику заказной почтой было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ года об уплате налога (сбора), страховых взносов, пени, штрафа, процентов (л.д. 12). В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Указанные требования добровольно административным ответчиком исполнены не были.

Таким образом, по мнению административного истца, с ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1163,00 рублей, недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере 3270, 00 рублей, недоимка по земельному налогу за 2016 год в размере 96,00 рублей;

Доказательств уплаты суммы задолженности в полном объеме административным ответчиком не представлено.

В силу ч.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу ч.3 ст. 75 НК РФ Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Суду представлен расчёт, из которого следует, что ФИО1 административным истцом начислены пени.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Налоговым органом были предприняты меры по взысканию задолженности в порядке гл. 11.1 КАС РФ.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 2 Краснокамского судебного района Пермского края был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности в пользу бюджета на сумму 4338,17 руб. Должником были представлены возражения относительно исполнения указанного судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 2 Краснокамского судебного района Пермского края вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с поступившими возражениями от должника.

Денежные средства по данному судебному приказу, удержанные из пенсии административного ответчика, к моменту рассмотрения дела ему возвращены.

На дату обращения с административным исковым заявлением задолженность по обязательным платежам не погашена, составляет 4 195, 29 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, требование № было выставлено административному ответчику об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Требование № было выставлено административному ответчику об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

Требование № было выставлено административному ответчику об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

По мнению суда, административный истец должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев с даты, указанной в требовании № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Фактически административный истец обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже с пропуском установленного законом срока.

П.2 ст.48 НК РФ установлен срок для обращения в суд о взыскании налога и пеней, подлежащий исчислению со дня, установленного для погашения задолженности, суду при разрешении требований, предъявленный в порядке административного судопроизводства, надлежит проверять как соблюдение налоговым органом срока обращения в суд после отмены судебного приказа, так и предусмотренный данной нормой срок.

Из изложенного следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что заявление о вынесении судебного приказа по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. поданы налоговой инспекцией с пропуском установленных п. 2 и п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обратиться в суд с требованиями в указанный срок, не представлено, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения административного иска в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2016 в сумме 1768 руб., и пени по транспортному налогу в размере 36,90 руб.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 1509 рублей.

Доводы административного ответчика о необходимости применения налоговой ставки для исчисления транспортного налога исходя из мощности легкового автомобиля до 100 л.с. (до 73.55 кВт) включительно, а также применения 50% льготы по уплате транспортного налога в связи с тем, что у административного ответчика, являющегося получателем пенсии по старости, имеется легковой автомобиль с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, основаны на неверном толковании норм права.

Порядок исчисления транспортного налога и предоставления льготы по транспортному налогу установлены на основании Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК (далее - Закон № 589-ПК).

В соответствии с положениями пн. 1 п. 1 от. 359 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база в отношении автотранспортного средства, имеющего двигатель, определяется как мощность этого двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Лошадиная сила - это единица измерения налоговой базы по транспортному налогу.

Статьей 356 Кодекса дано право законодательным (представительным) органам субъекта Российской Федерации определять ставку налога в пределах, установленных Кодексом.

Установленная налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (ст.ст. 1 и 3 Кодекса).

Статьей 361 Кодекса определено, что размеры налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Таким образом, положения главы 28 «Транспортный налог» Кодекса не содержат норм, указывающих на то, что показатель (л.с.) должен определяться в целых единицах, или на то, что его значение следует округлять до целых единиц.

На территории Пермского края Законом № 589-ПК налоговые ставки установлены соответственно в зависимости от мощности двигателя автомобиля в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, в частности, до 100 л.с, (до 73,55 кВт) включительно в размере 25 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно в размере 30 рублей.

В целях исчисления суммы транспортного налога, подлежащей уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, по конкретному автотранспортному средству данные о мощности его двигателя представляются в налоговые органы органом, осуществившим государственную регистрацию транспортного средства на территории Российской Федерации.

Согласно сведениям МРЭО ГИБДД ГУ МВД по Пермскому краю (далее - ГИБДД), имеющимся в Инспекции паспорту транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ мощность транспортного средства марки <данные изъяты> составляет 100,64 л.с. (74 кВт).

Определение налоговой базы в целях исчисления суммы транспортного налога осуществляется налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с представленными ГИБДД сведениями о мощности двигателя конкретного автомобиля в лошадиных силах.

Учитывая изложенное, на основании представленных ГИБДД сведений Инспекция правомерно осуществила налогообложение рассматриваемого автомобиля по ставке, установленной в отношении транспортных средств с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно в размере 30,0 рублей, при этом оснований для предоставления льготы по уплате транспортного налога правомерно не установлено.

Расчет пени, указанный истцом, произведен верно, соответствует периоду задолженности, указанному в выставленных требованиях и составляет за неисполнение обязанности пени: по земельному налогу в сумме 9,31 руб.; по транспортному налогу в сумме 872, 08 руб., возможность взыскания недоимки по налогам в настоящее время не утрачена.

Данные суммы подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета.

При указанных обстоятельствах исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы России № 16 по Пермскому краю являются законными и обоснованными, а поэтому подлежащими удовлетворению частично.

Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Учитывая, что истец при подаче административного иска в суд был освобожден от уплаты госпошлины, на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб., в соответствии со ст.114 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст.174 – 180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Пермскому краю – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН ), задолженность в общей сумме 2390,39 (две тысячи триста девяносто) руб. 39 коп, в том числе: недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 1509 (одна тысяча пятьсот девять) руб. 00 коп.; пени по транспортному налогу в сумме 872,08 (восемьсот семьдесят два) руб. 08 коп., пени по земельному налогу 9 (девять) руб. 31 коп.

Реквизиты Межрайонной ИФНС России №16 по Пермскому краю:

Счет № 40101810700000010003

Банк получателя: Отделение Пермь БИК 045773001

Получатель: ИНН <***> КПП 591601001

УФК по Пермскому краю

ОКТМО 57720000

КБК Транспортный налог 18210604012021000110 (налог), 18210604012022100110 (пени), КБК Земельный налог 182 106 0604313 2100 110 (пени)

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.С. Добрыднева