ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2148/2019250029-01-2019-002650-26 от 21.05.2019 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-2148/2019 25RS0029-01-2019-002650-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2019 года г. Уссурийск

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Высоцкой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным отказа администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный номер земельного участка XXXX, площадью XXXX кв.м. в порядке перераспределения и о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный номер земельного участка XXXX, площадью XXXX кв.м. в порядке перераспределения, с участием заинтересованного лица Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с указанным иском к ответчику о признании незаконным отказа администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный номер земельного участка XXXX, площадью XXXX кв.м. в порядке перераспределения и о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный номер земельного участка XXXX, площадью XXXX кв.м. в порядке перераспределения, мотивируя свои требования следующим.

ДД.ММ.ГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности истцов с кадастровым номером XXXX, площадью XXXX кв.м. расположенного по адресу: XXXX, земельный участок XXXX, вид разрешенного использования индивидуальные жилые дома и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью XXXX.кв. ДД.ММ.ГГ истцами был получен обжалуемый отказ, согласно которому испрашиваемое перераспределение земельных участков не может быть произведено, поскольку, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не подлежит утверждению, так как, земельный участок граничит с полосой отвода автомобильной дороги, третьей категории, общего пользования регионального значения «XXXX», и расстояние от бровки земляного полотна автомобильной дороги до жилой застройки должно составлять не менее 100 метров.

Административный истец просил суд признать данный отказ незаконным, нарушающим право на получение земли в собственность поскольку, испрашиваемый земельный участок не входит в полосу отвода автомобильной дороги, а граничит с нею, в связи, с чем оснований к вынесению обжалуемого отказа не имелось.

Административный истец, его представитель, административный ответчик, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 1и пунктом 2 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере: 1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий; 2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий; 3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории.

Пунктом 8.21 Свода Правил СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Поправкой и Изменением N 1), который утратил силу с 1 июля 2017 года в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр в связи с вступлением в действие актуализированной редакции СП 42.13330.2016. было предусмотрено, что автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии с СП 34.13330. Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии с СП 34.13330 и требованиями раздела 14, но не менее, м: до жилой застройки - 100; садово-дачной застройки - 50; для дорог IV категории - соответственно 50 и 25. Со стороны жилой и общественной застройки поселений, садоводческих товариществ следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.

В соответствии с пунктом 8.21 Свода Правил СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* Дата введения: 2017-07-01 автомобильные дороги общей сети категорий I - III следует проектировать в обход населенных пунктов в соответствии с СП 34.13330. В случае невозможности проложения существующих и проектируемых дорог категорий I - III за пределами населенных пунктов необходимо обеспечить беспрепятственное функционирование УДС и связность территории населенного пункта, транспортное обслуживание, безопасность и экологическую защиту прилегающей территории и застройки. В этом случае прохождение дорог общего пользования по территории населенного пункта может быть организовано: на изолированном полотне - для дорог категорий I, II; на обособленном полотне в составе УДС - для дорог категорий I - III.

В соответствии с пунктом 4.10 Свода Правил СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*(утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 266) при проектировании вновь строящихся автомобильных дорог категорий I-III их трассу прокладывают в обход населенных пунктов. В случаях, когда по технико-экономическим расчетам установлена целесообразность проложить трассу дороги категорий II-III через населенный пункт в целях обеспечения в дальнейшем ее реконструкции, принимают расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенного пункта в соответствии с генеральным планом населенных пунктов, но не менее 200 м. При невозможности обеспечить данное требование категорию дороги в пределах населенного пункта и ее расчетные параметры назначают в соответствии с требованиями СП 42.13330. На дорогах категорий I и II, проектируемых на расстоянии менее 50 м от жилой застройки, должны быть предусмотрены защитные экраны на длину жилой застройки населенного пункта. При проектировании реконструируемых участков дорог в населенных пунктах назначение их категории осуществляется по результатам технико-экономического обоснования. Нормы проектирования участков дорог принимают в зависимости от назначенной категории в соответствии с настоящим сводом правил или по СП 42.13330.

В соответствии с пунктом 4 части 7 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

В соответствии с частью 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Судом установлено и подтверждается документально, что ДД.ММ.ГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности истцов с кадастровым номером XXXX, площадью XXXX кв.м. расположенного по адресу: XXXX, вид разрешенного использования индивидуальные жилые дома и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью XXXX.кв. ДД.ММ.ГГ истцами был получен обжалуемый отказ, согласно которому испрашиваемое перераспределение земельных участков не может быть произведено, поскольку, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не подлежит утверждению, так как, земельный участок граничит с полосой отвода автомобильной дороги, третьей категории, общего пользования регионального значения «XXXX», и расстояние от бровки земляного полотна автомобильной дороги до жилой застройки должно составлять не менее 100 метров и установлен защитный экран на длину жилой застройки.

Из ответов Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ следует, что испрашиваемый земельный участок находится в границах г. Уссурийска, где придорожные полосы не устанавливаются в соответствии со статьей 26 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», земельный участок граничит с полосой отвода автомобильной дороги, третьей категории, общего пользования регионального значения «XXXX», границы земельного участка с кадастровым номером XXXX для ремонта и обслуживания дороги не установлены в соответствии требованиями действующего законодательства.

Учитывая, названные законоположения и установленные обстоятельства, суд полагает, что вывод ответчика о наличии законных препятствий для перераспределения истцу спорного земельного участка, при которых схема расположения земельного участка не может быть утверждена, не является обоснованным, поскольку, представленная истцом схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка соответствует предъявляемым к ней требованиям, так как испрашиваемый земельный участок не находится в границах полосы отвода автомобильной дороги, а граничит с нею, что также, подтверждается схемой расположения испрашиваемого земельного участка. То обстоятельство, что границы земельного участка с кадастровым номером XXXX для ремонта и обслуживания дороги не установлены в соответствии требованиями действующего законодательства не имеет юридического значения, поскольку, существующая автомобильная дорога, как - объект транспортной инфраструктуры, уже включает в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги. Кроме того, обязанность проектировать и возводить защитные сооружения на дорогах категорий I и II, проектируемых на расстоянии менее 50 м от жилой застройки не может быть возложена на истцов, а сама автомобильная дорога относится к третьей категории.

Свод Правил СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Поправкой и Изменением N 1) на который сделана ссылка в обжалуемом отказе утратил силу с 1 июля 2017 года.

Действующие Свод Правил СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* Дата введения: 2017-07-01 и Свод Правил СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*(утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 266) содержат нормы проектирования автомобильных дорог и не содержат запрета на предоставление земельных участков за пределами полосы отвода дороги. Кроме того, указанные нормативные акты допускают проектирование даже автомобильных дорог категорий I и II, на расстоянии менее 50 м от жилой застройки, и только в этом случае, предусматриваются защитные экраны на длину жилой застройки населенного пункта.

Спора о границах испрашиваемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером XXXX для ремонта и обслуживания дороги между истцами и заинтересованным лицом не имеется, кроме того, закон не наделяет заинтересованное лицо согласовывать муниципалитету предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности государства, либо муниципалитетов и не относящихся к земельным участкам на которых расположены автомобильные дороги.

При таких обстоятельствах, обжалуемый отказ является нарушающим право истца на предоставление земли в порядке перераспределения и не соответствует вышеуказанным законоположениям, в связи с чем, требования административного искового заявления подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-189, 227,228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX в утверждении ФИО1, ФИО2 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный номер земельного участка XXXX, площадью XXXX кв.м. в порядке перераспределения – незаконным.

Обязать администрацию Уссурийского городского округа утвердить ФИО1, ФИО2 схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный номер земельного участка XXXX, площадью XXXX кв.м. в порядке перераспределения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено 24.05.2019г.

Председательствующий Рогалев Е.В.