ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2149/202129И от 29.06.2021 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

47RS0018-02-2020-002634-73

Дело №2а-2149/2021 29 июня 2021 года

в г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителей административных ответчиков ФИО2, ФИО3,

при секретаре Архиповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Комитету градостроительной политики Ленинградской области, администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области об оспаривании отказа в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельных участков,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Комитету градостроительной политики Ленинградской области, администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, комиссии по правилам землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным бездействия по непринятию и не предоставлению решений о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код. 2.1 или об отказе в предоставлении такого разрешения в отношении каждого земельного участка со следующими кадастровыми номерами, начиная с 47:26:0000000:39680 по 47:26:0000000:39703 включительно, с 47:26:0000000:39709 по 47:26:0000000:39725 включительно, с 47:26:0000000:39727 по 47:26:0000000:39729 включительно, 47:26:0000000:39731 по 47:26:0000000:39763 включительно, с 47:26:0000000:39765 по 47:26:0000000:39767 включительно, с 47:26:0000000:39769 по 47:26:0000000:39774 включительно, с 47:26:0000000:39784 по 47:26:0000000:39792 включительно, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – обслуживание жилой застройки, расположенные по адресу: Ленинградская область, г.Тосно, массив Ушаки;

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код. 2.1, в отношении перечисленных земельных участков;

предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код. 2.1, в отношении тех же самых земельных участков.

В обоснование административного иска указала, что на основании договора о купле-продаже земельной доли (пая) от 05.05.2018, решения о разделе земельных участков от 24.01.2020 ей на праве собственности принадлежат земельные участки со следующими кадастровыми номерами: 47:26:0000000:39680, 47:26:0000000:39681, 47:26:0000000:3??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ��������������������������������������������категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – обслуживание жилой застройки, расположенные по адресу: Ленинградская область, г.Тосно, массив Ушаки (далее – земельные участки). 28 апреля 2020 г. ФИО1 обратилась в комиссию по правилам землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с заявлениями о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» каждого из перечисленных земельных участков. 13 мая 2020 г. ею получено письмо администрации от 13.05.2020 №126, из которого следовало, что 19.05.2020 состоится заседание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков. Фактически указанное заседание проведено не было. Вместе с тем, постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинг

28 апреля 2020 г. ФИО1 обратилась в комиссию по правилам землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с заявлениями о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» каждого из перечисленных земельных участков.

13 мая 2020 г. ею получено письмо администрации от 13.05.2020 №126, из которого следовало, что 19.05.2020 состоится заседание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков. Фактически указанное заседание проведено не было. Вместе с тем, постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 01.06.2020 №948-па «О назначении и проведении общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков» были назначены общественные обсуждения по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков. Указанное постановление было опубликовано в газете «Тосненский вестник», выпуск №22 от 06.06.2020. Срок проведения общественных обсуждений: 21 календарный день со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков.

По результатам общественных обсуждений был составлен протокол общественных обсуждений от 22.06.2020 №2, согласно которому предложения и замечания участников общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков не поступали; общественные обсуждения проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков было опубликовано в газете «Тосненский вестник», выпуск №25 от 27.06.2020.

Таким образом, результаты общественных обсуждений не содержат каких-либо рекомендаций об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» земельных участков с указанием причин принятого решения.

26 августа 2020 г. ею получено уведомление комиссии по правилам землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 26.08.2020 №268, согласно которому комитетом градостроительной политики Ленинградской области принято единое решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении всех земельных участков в виду отсутствия утвержденной документации по планировке территории. Письмо Комитетом градостроительной политики Ленинградской области с отказом в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении всех земельных участков представлено не было.

Административный истец полагает, что единый отказ в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении всех земельных участков является незаконным, принятым в отсутствие на то правовых оснований и подлежит отмене. Также административный истец полагает, что при рассмотрении его заявлений был нарушен установленный порядок, в том числе, выразившийся в непринятии решения относительно каждого заявления о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» для каждого из перечисленных земельных участков.

В указанном уведомлении не приведены правовые основания такого отказа, а именно конкретные нормы градостроительного законодательства, устанавливающие обязанность по утверждению документации по планировке территории.

Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), а также Правил землепользования и застройки Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее ПЗЗ), утвержденных приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 15.12.2017 №78, земельные участки расположены в территориальной зоне – многофункциональная зона застройки смешанного типа (ОДЖ). Как следует из части 1 статьи 79 ПЗЗ, устанавливающей Градостроительный регламент многофункциональной зоны застройки смешанного типа (ОДЖ), цель выделения зоны – для обеспечения правовых условий реализации генерального плана в части комплексного освоения территории нового строительства. Данная территориальная зона носит временный характер, изменение территориальной зоны (с внесением изменения в Правила) допускается с целью приведения в соответствии генеральному плану только на основании утвержденного проекта планировки территории с учётом требований главы VI настоящих Правил. Согласно части 2 статьи 79 ПЗЗ Регламентом многофункциональной зоны застройки смешанного типа (ОДЖ) предусмотрен условно разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства (код – 2.1) с примечанием «**», согласно которому земельные участки с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), «для ведения личного подсобного хозяйства» (код 2.2) допускается образовывать только при условии соответствия требованиям предельных параметров разрешённого строительства. Земельные участки с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (код 2.2) допускается образовывать только в сельских населённых пунктах.

Из вышеуказанного следует, что ПЗЗ не предусмотрено требование по утверждению документации по планировке территории в случае предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» земельного участка, расположенного в многофункциональной зоне застройки смешенного типа (ОДЖ).

Частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной. К данным случаям не отнесено строительство жилого дома на земельном участке с условно разрешённым видом использования «для индивидуального жилищного строительства» земельного участка.

Следовательно, у Комитета градостроительной политики Ленинградской области отсутствовали законные основания для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» в отношении всех земельных участков в виду отсутствия утвержденной документации по планировке территории (л.д.3-12 т.1).

В ходе судебного разбирательства ФИО1 включила в свои требования еще девять земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 47:26:0000000:39704, 47:26:0000000:39705, 47:26:0000000:39706, 47:26:0000000:39707, 47:26:0000000:39708, 47:26:0000000:39726, 47:26:0000000:39730, 47:26:0000000:39764, 47:26:0000000:39768, указав на техническую ошибку (л.д.1-4 т.4).

15 января 2021 г. ФИО1 отказалась от административного иска к комиссии по правилам землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, производство по делу в отношении этого административного ответчика было прекращено (л.д.11-12, 168-169 т.4).

ФИО1 уточнила свои требования и просила признать незаконными решения Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 25.08.2020 №01-46-138/2020, от 01.09.2020 №01-46-142/2020 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1 104-х вышеуказанных земельных участков, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – обслуживание жилой застройки, расположенных по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.Тосно, массив Ушаки;

обязать администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области предоставить разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1 104-х вышеуказанных земельных участков (л.д.19-21 т.4).

Комитет градостроительной политики Ленинградской области представил отзыв на административное исковое заявление, в котором воспроизвел содержание решений от 25.08.2020 №01-46-138/2020, от 01.09.2020 №01-46-142/2020 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1 104-х вышеуказанных земельных участков (содержание решений приведено в настоящем решении ниже). Комитет дополнительно указал, что принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений является полномочием Комитета, в соответствии с п.2.14 Положения о Комитете градостроительной политики Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 9 сентября 2019 г. №421. В рамках своих полномочий Комитет взаимодействует с уполномоченным органом – администрацией района. На Комитет не возложена обязанность по уведомлению заявителя о принятых решениях. Материалы, представленные в Комитет были рассмотрены в совокупности, поскольку земельные участки, в отношении которых была организована процедура, образуют единый массив, на котором планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, принято решение об отказе в предоставлении условно разрешённого вида использования всех земельных участков.

В рамках проведения процедуры по рассмотрению заявлений ФИО1 по проектам решений были проведены общественные обсуждения, в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 01.06.2020 №948-па. Вместе с тем, в соответствии с положениями ст.38 ПЗЗ публичные слушания по вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства назначаются решением главы Тосненского городского поселения или совета депутатов Тосненского городского поселения на основании рекомендаций Комиссии. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Таким образом, положениями ПЗЗ проведение общественных обсуждений в рамках рассмотрения заявлений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства – не предусмотрено.

Земельный участок с кадастровым номером 47:26:0000000:39485, площадью 188 424 кв.м, на который была запрошена информация из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, согласно генеральному плану Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области расположен в границах нескольких функциональных зон, а именно: жилая зона, рекреационная зона, транспортная инфраструктура и зона специального назначения. Данное обстоятельство подтверждается ответом администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 20.12.2019 №898, представленным административным истцом в материалы дела. Так как участки расположены в четырех функциональных зонах, то предоставление разрешения на условно разрешенный вид (ИЖС) для всех земельных участков будет не соответствовать генеральному плану поселения. Из публичной кадастровой карты усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 47:26:0000000:39485 образован из земельных участков принадлежащих истице, а нахождение данного земельного участка в нескольких функциональных зонах подтверждает необходимость разработки документации по планировке территории.

В соответствии с ч.1 ст.49 ПЗЗ деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории – осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов. Такие параметры невозможно рассчитать без разработки документации по планировке территории, в силу чего невозможно установить соответствие разрешения на условно разрешённый вид использования предельным параметрам территориальной зоны ОДЖ, установленным ч.3 ст.79 ПЗЗ.

Согласно положениям ч.3 ст.9, чч.9 и 10 ст.31, п.2 ч.1 ст.34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. В данном случае правила землепользования и застройки поселения не соответствуют генеральному плану. Устранение этого несоответствия, с учетом особенности территории, возможно только путём разработки документации по планировке территории применительно к рассматриваемым земельным участкам и проведения процедуры внесения изменений в правила землепользования и застройки поселения, на что указано ч.1 ст.79 ПЗЗ (л.д.58-70 т.4).

Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области представила возражения на административное исковое заявление, в которых указала, что в Генеральном плане Тосненского городского поселения часть земельных участков, на которые истцом запрашивается условно разрешённый вид использования, расположены в зоне планируемой индивидуальной жилой застройки, 1 участок – в зоне озеленения общего пользования, 8 участков – в зоне специального назначения: озеленение специального назначения, что отображено в выкопировках и выписках из генерального плана. Таким образом, реализация индивидуального жилищного строительства возможна по генеральному плану не на всех заявленных земельных участках, но там где возможна – путём подготовки и утверждения документации по планировке территории, о чем указано в описании территориальной зоны ОДЖ.

В соответствии с частью 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования. К числу документов территориального планирования отнесен генеральный план. В связи с тем, что земельные участки по генеральному плану находятся в зоне планируемой жилой застройки, а размещение жилого дома – это реализация генерального плана, значит подготовка и утверждение документации по планировке территории обязательны.

В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Поэтому необходима подготовка проекта планировки территории, т.к. в рамках данного документа определяются границы земель общего пользования (улиц, проездов, озеленение, площадки для отдыха, игровые площадки, площадки для сбора твердых бытовых отходов), осуществляется расчёт необходимых объектов социальной инфраструктуры: школ, детских садов, магазинов, объектов здравоохранения, наличие которых и влияет на комфортную среду обитания, и комплексный учёт потребностей населения.

В соответствии с п.п.11, 12 ст.1 ГрК РФ площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары относятся к территориям общего пользования, границы которых устанавливаются красными линиями в документации по планировке территории.

В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:26:0000000:39485 площадью 188 424 кв.м (18,84 га) образованы земельные участки, в отношении которых испрашивались разрешения на условно разрешённый вид использования, и земельные участки с кадастровыми номерами 47:26:0000000:39778, 47:26:0000000:39779, 47:26:0000000:39780, 47:26:0000000:39781, 47:26:0000000:39782, 47:26:0000000:39783, в отношении которых такое разрешение не испрашивалось. Исходя из местоположения и конфигурации земельных участков с кадастровыми номерами 47:26:0000000:39778 – 47:26:0000000:39783, посредством них должен осуществляться доступ к другим образованным земельным участкам, то есть по сути они должны быть элементами улично-дорожной сети. Однако элементы улично-дорожной сети образуются в соответствии с документацией по планировке территории, при других условиях, а именно: путём раздела, перераспределения, объединения и т.д. Земельный участок не может быть улицей, проездом и другим элементом улично-дорожной сети.

Кроме того, самый важный аспект – это отсутствие подъезда к территории, на которой расположены земельные участки, в отношении которых испрашивается условно разрешённый вид использования. К территории имеется наезженная колея через земельный участок с кадастровым номером 47:26:0613001:80, принадлежащий на праве собственности ООО «Петрохолод». Публичный сервитут на проезд, проход через данный участок не установлен. В случае продажи административным истцом одного из земельных участков новый собственник приобретёт земельный участок без возможности подъезда и прохода к нему (л.д.84-88 т.4).

В свою очередь, ФИО1 представила возражения на отзывы административных ответчиков, в которых указала, что решением совета депутатов Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 22.11.2018 №159 (с последующими изменениями) утвержден порядок организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области. В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 указанного Порядка общественные обсуждения по вопросам градостроительной деятельности назначает глава администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области. Следовательно, общественные обсуждения по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков были назначены уполномоченным лицом. Согласно протоколу общественных обсуждений от 22.06.2020 №2 предложения и замечания участников общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, для земельных участков не поступали, общественные обсуждения проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поскольку предложения и замечания по указанному проекту не поступали, то в заключении о результатах общественных обсуждений не могли быть отражены аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учёта таких предложений и замечаний. Административный истец полагает, что процедура общественных обсуждений была проведена без нарушений градостроительного законодательства, доводы Комитета в данной части не обоснованы.

Из части 1 статьи 79 ПЗЗ, устанавливающей Градостроительный регламент многофункциональной зоны застройки смешанного типа (ОДЖ) прямо следует, что утвержденный проект планировки территории требуется в случае изменения территориальной зоны ОДЖ с внесением соответствующих изменений в ПЗЗ. Однако административный истец не инициировал вопрос об изменении многофункциональной зоны застройки смешанного типа (ОДЖ).

Сведения о земельном участке площадью 188 4244 кв.м, с кадастровым номером 47:26:0000000:39485 исключены из ЕГРН, поскольку данный участок прекратил существование как самостоятельный объект недвижимости в связи с его разделом на иные земельные участки, принадлежащие административному истцу. В отношении 104 земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 47:26:0000000:39485, были поданы заявления о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства». На иные земельные участки, также образованные из земельного участка с кадастровым номером 47:26:0000000:39485, такие заявления поданы не были, поскольку они предназначены для размещения дорог общего пользования, либо расположены в зоне озеленённых территорий санитарно-защитных зон. 104 земельных участка расположены в одной функциональной зоне согласно схеме границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон Генерального плана – зона индивидуальной жилой застройки. Данное обстоятельство возможно подтвердить при наложении границ земельных участков, в отношении которых были поданы заявления; с территориальной зоной ОДЖ по карте градостроительного зонирования ПЗЗ и с границами функциональной зоны – зона индивидуальной жилой застройки по схеме границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон Генерального плана. Границы функциональных зон Генерального плана не поставлены на государственный кадастровый учёт. Данные обстоятельства подтверждают, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства», для всех 104 земельных участков будет соответствовать Генеральному плану.

В настоящее время на территории земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 47:26:0000000:39485, ведутся работы по возведению объектов инженерно-технического обеспечения, а именно: проектирование и строительство объектов электроснабжения, газификации, водоснабжения. Данные обстоятельства подтверждаются заключенными административным истцом договорами с ООО «Невская Энергосервисная Компания (техническое задание к заявке от 29.10.2020), с ООО «ИвЛайн». Возведение объектов социального назначения планируется на земельных участках, расположенных в функциональной зоне согласно схеме границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон Генерального плана – зона озеленённых территорий санитарно-защитных зон (вдоль железнодорожного полотна). Со стороны собственника смежных земельных участков – ООО «Петрофуд» было представлено согласование на проведение работ по проектированию объектов электроснабжения (л.д.161-166 т.4).

Проезд к территории, на которой расположены 104 земельных участков, обеспечивается за счёт грунтовой дороги, находящейся в собственности ООО «Петрофуд», расположенной на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0613001:80, по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив «Ушаки», уч. «Тосно-Пригородный», №173/1, а также за счёт проектируемой дороги. Данные обстоятельства подтверждаются соглашением о праве проезда через земельный участок, заключённым между ФИО1 и ООО «Петрофуд», схемой границ части земельного участка под проектируемый проезд.

В отношении 104 заявлений административного истца о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» было принято только два решения. При этом, каждый земельный участок является самостоятельным объектом недвижимости, поэтому административным истцом в отношении каждого земельного участка было подано заявление, то есть 104 заявления. Следовательно, в отношении каждого заявления должно быть принято самостоятельное решение с указанием причин принятого решения, учитывая характеристики и местоположение каждого земельного участка (л.д.170-173 т.4).

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 26 января 2021 г. частично удовлетворен административный иск ФИО1, отказано в части удовлетворения требования о признании незаконным бездействия (л.д.15-24 т.5).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 г. решение отменено с направлением дела на новое рассмотрение (л.д.134-137 т.5).

В судебном заседании ФИО1 поддержала административный иск.

Комитет градостроительной политики Ленинградской области сообщил, что 16.06.2021 на рассмотрение в Комитет поступили материалы, направленные администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в соответствии с пп.2.1, 2.2, 2.3 постановления Правительства Ленинградской области от 20.05.2019 №227 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5-5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании решений органов местного самоуправления или органа исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченного Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности» с просьбой выдать решение о подготовке документации по планировке территории и проект межевания территории. Территория, в отношении которой осуществляется подготовка документации по планировке территории, находится в юго-восточной части г.Тосно. Ориентировочная площадь территории – 194,0 га. Территория ограничена с севера, с востока, с юго-востока границей населённого пункта г.Тосно, с юга, с юго-запада – железнодорожной линией Санкт-Петербург – Москва, с запада, северо-запада – ул.Светлая, пер.Лесной. Земельные участки, принадлежащие административному истцу, также включены в территорию, в отношении которой осуществляется подготовка документации по планировке территории. Расположение земельных участков возможно установить из графической схемы границ территории, в отношении которой осуществляется подготовка документации по планировке территории (л.д.153-154 т.5).

Представитель Комитета градостроительной политики Ленинградской области ФИО3 административный иск не признала, пояснила, что необходим проект планировки территории, который будет разрабатываться администрацией.

Представитель администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области ФИО2 административный иск не признал, пояснил, что вместо того, чтобы начать с проекта планировки, административный истец разделил земельный участок без всякого проекта. Должны быть сформированы проезды между земельными участками. Подъезда к массиву нет.

Выслушав объяснения административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации):

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства допускается на основании разрешения (часть 7 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), выдаваемого в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок выдачи разрешения предусматривает: рассмотрение проекта решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения и рекомендаций комиссии о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения;

принятие главой местной администрации решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В соответствии с частью 1 статьи 41 того же Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Согласно пункту 35 статьи 1 названного Кодекса к элементам планировочной структуры относится часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Конкретные виды элементов планировочной структуры установлены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 738/пр, к которым, помимо указанных выше элементов, также относятся территория общего пользования, в том числе улично-дорожная сеть.

К случаям, когда в целях размещения объекта капитального строительства подготовка документации по планировке территории является обязательной, пункт 2 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит необходимость установления, изменения или отмены красных линий.

В пункте 11 статьи 1 Кодекса красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. К территориям общего пользования согласно пункту 12 той же статьи отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно части 4 статьи 41 ГрК Российской Федерации к видам документации по планировке территории относится проект планировки территории и проект межевания территории.

При этом положениями части 3 статьи 42 ГрК Российской Федерации предусмотрено, что проект планировки территории включает в себя, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Судом установлено, что 28 апреля 2020 г. ФИО1 в комиссию по правилам землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области были поданы заявления о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования «2.2 для индивидуального жилищного строительства» в отношении принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, расположенных в г.Тосно Ленинградской области в многофункциональной зоне застройки смешанного типа «ОДЖ» с разрешенным видом использования: обслуживание жилой застройки. На земельных участках предполагается строительство двухэтажных деревянных жилых домов площадью застройки 116,42 кв.м (л.д.141-271 т.2, л.д.1-151 т.3).

Заявления были поданы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:26:0000000:39680 (л.д.32-34 т.1), 47:26:0000000:39681 (л.д.35-37 т.1), 47:26:0000000:39682 (л.д.38-40 т.1), 47:26:0000000:39683 (л.д.41-43 т.1), 47:26:0000000:39684 (л.д.44-46 т.1), 47:26:0000000:39686 (л.д.47-49 т.1), 47:26:0000000:39687 (л.д.50-52 т.1), 47:26:0000000:39688 (л.д.53-55 т.1), 47:26:0000000:39689 (л.д.56-58 т.1), 47:26:0000000:39690 (л.д.59-61 т.1), 47:26:0000000:39691 (л.д.62-64 т.1), 47:26:0000000:39692 (л.д.65-67 т.1), 47:26:0000000:39693 (л.д.68-70 т.1), 47:26:0000000:39694 (л.д.71-73 т.1), 47:26:0000000:39695 (л.д.74-76 т.1), 47:26:0000000:39696 (л.д.77-79 т.1), 47:26:0000000:39697 (л.д.80-82 т.1), 47:26:0000000:39699 (л.д.83-85 т.1), 47:26:0000000:39701 (л.д.86-88 т.1), 47:26:0000000:39702 (л.д.89-91 т.1), 47:26:0000000:39703 (л.д.92-94 т.1), 47:26:0000000:39704 (л.д.95-97 т.1), 47:26:0000000:39705 (л.д.98-100 т.1), 47:26:0000000:39706 (л.д.101-103 т.1), 47:26:0000000:39707 (л.д.104-106 т.1), 47:26:0000000:39708 (л.д.107-109 т.1), 47:26:0000000:39709 (л.д.110-112 т.1), 47:26:0000000:39710 (л.д.113-115 т.1), 47:26:0000000:39711 (л.д.116-118 т.1), 47:26:0000000:39712 (л.д.122-124 т.1), 47:26:0000000:39713 (л.д.125-127 т.1), 47:26:0000000:39714 (л.д.128-130 т.1), 47:26:0000000:39715 (л.д.131-133 т.1), 47:26:0000000:39716 (л.д.134-136 т.1), 47:26:0000000:39717 (л.д.137-139 т.1), 47:26:0000000:39718 (л.д.140-142 т.1), 47:26:0000000:39719 (л.д.143-145 т.1), 47:26:0000000:39720 (л.д.146-148 т.1), 47:26:0000000:39721 (л.д.149-151 т.1), 47:26:0000000:39722 (л.д.152-154 т.1), 47:26:0000000:39723 (л.д.155-157 т.1), 47:26:0000000:39724 (л.д.158-160 т.1), 47:26:0000000:39725 (л.д.161-163 т.1), 47:26:0000000:39726 (л.д.164-166 т.1), 47:26:0000000:39727 (л.д.167-169 т.1), 47:26:0000000:39728 (л.д.170-172 т.1), 47:26:0000000:39729 (л.д.173-175 т.1), 47:26:0000000:39730 (л.д.176-172 т.1) 47:26:0000000:39731 (л.д.179-181 т.1), 47:26:0000000:39732 (л.д.182-184 т.1), 47:26:0000000:39733 (л.д.185-187 т.1), 47:26:0000000:39734 (л.д.188-190 т.1), 47:26:0000000:39735 (л.д.191-193 т.1), 47:26:0000000:39736 (л.д.194-196 т.1), 47:26:0000000:39737 (л.д.197-199 т.1), 47:26:0000000:39738 (л.д.200-202 т.1), 47:26:0000000:39739 (л.д.203-205 т.1), 47:26:0000000:39740 (л.д.206-208 т.1), 47:26:0000000:39741 (л.д.209-211 т.1), 47:26:0000000:39742 (л.д.212-214 т.1), 47:26:0000000:39743 (л.д.215-217 т.1), 47:26:0000000:39744 (л.д.218-220 т.1), 47:26:0000000:39745 (л.д.221-223 т.1), 47:26:0000000:39746 (л.д.224-226 т.1), 47:26:0000000:39747 (л.д.227-229 т.1), 47:26:0000000:39748 (л.д.230-232 т.1), 47:26:0000000:39749 (л.д.233-235 т.1), 47:26:0000000:39750 (л.д.236-238 т.1), 47:26:0000000:39751 (л.д.239-241 т.1), 47:26:0000000:39752 (л.д.119-121 т.1), 47:26:0000000:39753 (л.д.242-244 т.1), 47:26:0000000:39754 (л.д.245-247 т.1), 47:26:0000000:39755 (л.д.248-250 т.1), 47:26:0000000:39756 (л.д.1-3 т.2), 47:26:0000000:39757 (л.д.4-6 т.2), 47:26:0000000:39758 (л.д.7-9 т.2), 47:26:0000000:39759 (л.д.10-12 т.2), 47:26:0000000:39760 (л.д.13-15 т.2), 47:26:0000000:39761 (л.д.16-18 т.2), 47:26:0000000:39762 (л.д.19-21 т.2), 47:26:0000000:39763 (л.д.22-24 т.2), 47:26:0000000:39765 (л.д.79-81 т.2), 47:26:0000000:39766 (л.д.76-78 т.2), 47:26:0000000:39767 (л.д.73-75 т.2), 47:26:0000000:39768 (л.д.70-72 т.2), 47:26:0000000:39769 (л.д.67-69 т.2), 47:26:0000000:39770 (л.д.64-66 т.2), 47:26:0000000:39771 (л.д.61-63 т.2), 47:26:0000000:39772 (л.д.58-60 т.2), 47:26:0000000:39773 (л.д.55-57 т.2), 47:26:0000000:39774 (л.д.52-54 т.2), 47:26:0000000:39784 (л.д.49-51 т.2), 47:26:0000000:39785 (л.д.46-48 т.2), 47:26:0000000:39786 (л.д.43-45 т.2), 47:26:0000000:39787 (л.д.40-42 т.2), 47:26:0000000:39788 (л.д.37-39 т.2), 47:26:0000000:39789 (л.д.34-36 т.2), 47:26:0000000:39790 (л.д.31-33 т.2), 47:26:0000000:39791 (л.д.28-30 т.2), 47:26:0000000:39792 (л.д.25-27 т.2).

Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 01.06.2020 №948-па были назначены общественные обсуждения по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), для всех вышеуказанных земельных участков, расположенных по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.Тосно. Указанное постановление было опубликовано в газете «Тосненский вестник», выпуск №22 от 6 июня 2020 г. (л.д.82, 93 т.2).

По результатам общественных обсуждений был составлен протокол общественных обсуждений от 22.06.2020 №2, согласно которому предложений и замечаний участников общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, в отношении 104 земельных участков не поступало (л.д.36-45 т.4).

23 июня 2020 г. оформлено заключение о результатах общественных обсуждений по проектам решений: предоставить разрешения на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1, применительно ко всем вышеуказанным земельным участкам. Общественные обсуждения проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д.45-54 т.4).

Заключение было опубликовано в газете «Тосненский вестник», выпуск №25 от 27 июня 2020 г. (л.д.154, 169-170 т.3).

Комиссия по правилам землепользования и застройки при администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области рекомендовала не согласиться с проектами решений, так как данные участки в соответствии с Правилами землепользования и застройки Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области расположены в территориальной зоне ОДЖ (многофункциональная зона застройки смешанного типа), которая носит временный характер, изменение территориальной зоны (с внесением изменений в Правила) допускается только на основании утвержденного проекта планировки территории. Проект планировки правообладателем не разрабатывался, участок был разделен на основании решения правообладателя о разделе земельного участка. Участок смежествует с участками 47:26:0613001:80 (в собственности ООО «Петрохолод»), 47:26:0613001:2 (собственность Российской Федерации, железная дорога Москва-Санкт-Петербург) и 47:26:0000000:39247 (собственность Российской Федерации, земли лесного фонда). Подъезд к участкам отсутствует. Имеется единственная грунтовая дорога, проходящая параллельно железной дороге, которая расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 47:26:0613001:80, принадлежащего ООО «Петрохолод» на праве собственности. Согласно выписке из ЕГРН на данный земельный участок публичный сервитут на проход, проезд не установлен.

В соответствии с генеральным планом Тосненского городского поселения подъезд к проектируемому массиву жилой застройки, в границах которого расположены участки, предусмотрен по проектируемому виадуку через железную дорогу, с организацией магистральной дороги, выходящей на шоссе Барыбина (региональная автомобильная дорога Кемполово-Губаницы-Калитино-Выра-Тосно-Шапки). Часть земельных участков, на которые заявителем запрашивается предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования, а именно земельные участки с кадастровыми номерами 47:26:0000000:39770, 47:26:0000000:39771, 47:26:0000000:39772, 47:26:0000000:39773, 47:26:0000000:39774, в соответствии с утвержденным генеральным планом поселения расположены в зоне специального озеленения санитарно-защитных зон (железной дороги). Кроме того, путём раздела образованы участки, которые, судя по конфигурации, являются элементами улично-дорожной сети, т.е. территориями общего пользования. В соответствии с п.1 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территорий общего пользования устанавливаются проектом планировки территории (л.д.54-55, 110-111 т.4).

На основании пункта 4 части 2 статьи 1 Закона Ленинградской области от 7 июля 2014 г. №45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области", п.2.14 Положения о Комитете градостроительной политики Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 09.09.2019 N 421, к полномочиям Комитета градостроительной политики Ленинградской области отнесено принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений.

Статьёй 1 областного закона от 24 декабря 2020 г. N 144-оз "О внесении изменений в статью 1 областного закона "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" пункт 4 части 2 статьи 1 областного закона от 7 июля 2014 года N 45-оз изложен в следующей редакции: "4) принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений (за исключением решений, принимаемых на виды разрешенного использования земельных участков "для индивидуального жилищного строительства", "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" и "ведение садоводства" и в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов)". Областной закон вступает в силу с 1 января 2021 года (л.д.22 т.4).

Таким образом, на момент принятия оспариваемых решений предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений было отнесено к полномочиям Комитета градостроительной политики Ленинградской области, а с 1 января текущего года предоставление разрешений на виды разрешенного использования земельных участков "для индивидуального жилищного строительства", "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" и "ведение садоводства" и в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов не отнесено к его полномочиям, следовательно, в рассматриваемом деле относится к полномочиям администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.

Приказом Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 28.12.2019 N 80 утверждено Положение о предоставлении Комитетом градостроительной политики Ленинградской области разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства (далее – Положение).

В пункте 4.3 Положения приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, в том числе,

к) несоответствие представленных документов требованиям разделов 2 и 3 настоящего Положения;

м) отсутствие утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен Земельный участок или Объект, в случаях, когда подготовка документации по планировке территории является обязательной;

Согласно пункту 4.4 Положения решение об отказе в предоставлении Разрешения оформляется письмом Комитета, составляемым в электронной форме, подписанным усиленной электронной подписью председателя Комитета или должностного лица, исполняющего обязанности председателя Комитета (л.д.80 т.4).

На основании пп. «к» и «м» п.4.3 Положения, ввиду несоответствия представленных документов требования раздела 2 Положения, отсутствия утвержденной документации по планировке территории Комитетом градостроительной политики Ленинградской области приняты решения об отказе в предоставлении условно разрешенного вида использования 104-х земельных участков со следующими кадастровыми номерами, начиная с 47:26:0000000:39680 по 47:26:0000000:39774 включительно, с 47:26:0000000:39784 по 47:26:0000000:39792 включительно, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования – обслуживание жилой застройки, расположенные по адресу: Ленинградская область, г.Тосно, массив Ушаки.

Решения оформлены письмами от 25.08.2020 №01-46-138/2020 и от 01.09.2020 №01-46-142/2020 (л.д.71-76, 118-121 т.4).

В письмах указано, что установлено отсутствие документов, предусмотренных п.2.13 Положения. В заключении о результатах общественных обсуждений, в нарушение требований п.5 ч.22 ст.5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) отсутствуют выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний. Указанные обстоятельства не позволяют рассматривать материалы заключения о результатах общественных обсуждений как документ, предусмотренный п.2.13 Положения.

В соответствии с п.4.1 Положения при рассмотрении представленных документов осуществлялась проверка на соответствие запрашиваемого условно разрешенного вида использования вышеуказанных земельных участков градостроительному регламенту, установленному Правилами землепользования и застройки Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, утвержденными приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области №78 от 15.12.2017 (далее – ПЗЗ). В соответствии с ПЗЗ все земельные участки расположены в границах территориальной зоны ОДЖ – многофункциональной зоны застройки смешанного типа. Пунктом 1 части 2 статьи 79 ПЗЗ установлены основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для данной территориальной зоны. В условно разрешённые виды использования земельных участков для территориальной зоны ОДЖ включен вид - «для индивидуального жилищного строительства». К условно разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства частью 4 статьи 53 ПЗЗ, в числе прочих, установлено требование: в составе разрешения на условно разрешённый вид использования для жилой застройки могут устанавливаться дополнительные ограничения с учётом возможности обеспечения указанного вида использования объектами социального назначения, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения; соблюдения прав и законных интересов правообладателей смежных земельных участков и объектов капитального строительства, иных физических и юридических лиц; возможного негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно части 2 статьи 39 ПЗЗ, если в Карте градостроительного зонирования установлены границы территориальных зон, не соответствующие генеральному плану (с учётом требований статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации) изменения в Карту градостроительного зонирования вносятся на основании утвержденного проекта планировки и межевания территории после завершения кадастрового учёта образованных земельных участков. В статье 79 ПЗЗ «Градостроительный регламент многофункциональной зоны застройки смешанного типа (ОДЖ) указано, что цель выделения зоны – для обеспечения правовых условий реализации генерального плана в части комплексного освоения территории нового строительства. Данная территориальная зона носит временный характер, изменение территориальной зоны (с внесением изменения в Правила) допускается с целью приведения в соответствие генеральному плану только на основании утвержденного проекта планировки территории с учётом требований главы VI настоящих Правил.

Помимо прочего, согласно Карте градостроительного зонирования ПЗЗ часть земельных участков, на которые запрашивается условно разрешённый вид, расположены в границах зоны затопления, подтопления (территории, затапливаемые при максимальных уровнях воды 10-процентной обеспеченности). Согласно ч.1 ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. В силу требований ч.1 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий должны быть приняты меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии настоящим Кодексом, обеспечена инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод. Данные мероприятия разрабатываются в составе документации по планировке территории.

Исходя из того, что на территории, включающей вышеуказанные земельные участки, намечается застройка индивидуальными жилыми домами и соответственно планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, следовательно, требуется выделение элементов планировочной структуры, установление границ земельных участков для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, установление границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, а также учитывая требования ПЗЗ о необходимости обеспечения жилой застройки объектами социального назначения, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, подготовка документации по планировке территории является обязательной (л.д.71-76, 118-121 т.4).

Суд соглашается с утверждением административного истца о том, что процедура общественных обсуждений была проведена без нарушений градостроительного законодательства, доводы Комитета в данной части не обоснованы, поскольку Порядком организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, утвержденных решением совета депутатов Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 22.11.2018 №159, предусмотрены общественные обсуждения по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, которые назначает глава администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.

Поскольку по 104-м заявлениям административного истца уполномоченным органом – Комитетом градостроительной политики Ленинградской области, в пределах его компетенции приняты решения об отказе в предоставлении условно разрешенного вида использования 104-х земельных участков со следующими кадастровыми номерами, начиная с 47:26:0000000:39680 по 47:26:0000000:39774 включительно, с 47:26:0000000:39784 по 47:26:0000000:39792 включительно (решения оформлены письмами от 25.08.2020 №01-46-138/2020 и от 01.09.2020 №01-46-142/2020) – бездействие административных ответчиков отсутствует. Требование административного истца о вынесении отдельного решения по каждому заявлению не основано на нормах права.

В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которая применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается. Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований (пункт 3.6 Инструкции).

В силу комплексного характера градостроительных отношений к ним применяются земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В связи с этим при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать и утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 820 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", отдельные положения которого включены в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Согласно пункту 5.2 Свода правил СП 42.13330.2011 планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети (пункт 11.1 Свода правил СП 42.13330.2011).

Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы (пункт 11.4 Свода правил СП 42.13330.2011).

Из материалов административного дела следует, что 104 земельных участка, об изменении разрешённого использования которых испрашивается разрешение, были образованы из земельного участка площадью 188 424 кв.м с кадастровым номером 47:26:0000000:39485, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив «Ушаки». В соответствии с Генеральным планом Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов второго созыва Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 02.12.2013 №218, постановлением Правительства Ленинградской области от 17.07.2017 №273 «О внесении изменений в Генеральный план Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области», земельный участок площадью 188 424 кв.м отнесен к землям населенных пунктов (г.Тосно), находился в четырех функциональных зонах: жилая зона: зона индивидуальной жилой застройки (расч. срок); рекреационная зона: зона озелененных территорий общего пользования (расч. срок); транспортная инфраструктура: улично-дорожная сеть населенных пунктов; зона специального назначения: озеленение специального назначения (зона озелененных территорий санитарно-защитных зон).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, утвержденными решением совета депутатов второго созыва Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 21.02.2012 №128, приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 15.12.2017 №78 «Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области», земельный участок площадью 188 424 кв.м находится в зоне смешанного типа: многофункциональная зона застройки смешанного типа (ОДЖ). Цель выделения зоны – для обеспечения правовых условий реализации генерального плана в части комплексного освоения территории нового строительства. Данная территориальная зона носит временный характер, изменение территориальной зоны (с внесением изменения в Правила) допускается с целью приведения в соответствии генеральному плану только на основании утвержденного проекта планировки территории с учётом требований главы VI настоящих Правил. Видами разрешенного использования земельного участка являются: коммунальное обслуживание; дошкольное, начальное и среднее общее образование; магазины; обслуживание жилой застройки; земельные участки (территории) общего пользования, то есть размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населённых пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства. К условно разрешенным видам использования отнесены: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.102-104, 113-114 т.2).

Из ситуационного плана размещения земельных участков на местности видно, что 104 земельных участков образованы под микрорайон малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами, образованы без проекта планировки (л.д.35 т.4). Довод административного истца о том, что орган местного самоуправления, придавая такой территории статус «Жилая зона», обязан предусматривать наличие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей возможность постоянного проживания населения, означает не что иное, как необходимость разработки и утверждения проекта планировки территории (л.д.172 т.4). Административный истец, якобы, позаботился об обеспечении территории необходимой для проживания социальной и инженерной инфраструктурой. В материалы дела представлены договор на разработку инженерных изысканий и рабочей документации от 24 августа 2020 г., предметом которого является газификация земельных участков (л.д.189-193 т.4), рабочая документация на электроснабжение (л.д.195-250 т.4), однако объекты инфраструктуры не построены.

Большинство земельных участков имеет площадь 1000 кв.м. Данные земельные участки не обеспечены территориями общего пользования, то есть объектами улично-дорожной сети, автомобильными дорогами и пешеходными тротуарами, не подведены электрические и газовые сети, отсутствуют другие объекты, например, магазин, аптека, детская площадка, площадки для сбора мусора, пожарный водоём и т.п. и свободных земельных участков для их размещения нет. Исходя из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН доступ на каждый земельный участок осуществляется посредством земельного участка с кадастровым номером 47:26:0000000:39775, который также находится в собственности ФИО1 (л.д.141-271 т.2, 1-151 т.3).

В отсутствие соответствующей инфраструктуры: автомобильных дорог, тротуаров, уличного освещения, электрических, газовых, водопроводных сетей, канализации – использовать земельные участки для индивидуального жилищного строительства невозможно. В случае отчуждения земельных участков, новые собственники могут не добраться до своих земельных участков, поскольку то, что должно быть улично-дорожной сетью, является собственностью частного лица, и от его усмотрения зависит: разрешить или запретить проход или проезд.

Согласно статье 2 ГрК Российской Федерации, одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

Административным истцом в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области были направлены заявления о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код. 2.1, в отношении 104 земельных участков, то есть фактически о предстоящем создании элемента планировочной структуры населенного пункта в отсутствие утвержденного проекта планировки и соответственно установленных красных линий.

Поэтому суд находит оспариваемые решения комитета градостроительной политики Ленинградской области Ленинградской области от 25.08.2020 №01-46-138/2020, от 01.09.2020 №01-46-142/2020 соответствующими пункту 2 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункту «м» пункта 4.3 Положения, ввиду чего административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 отказать полностью в удовлетворении административного иска к Комитету градостроительной политики Ленинградской области, администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным бездействия по непринятию и не предоставлению решений по каждому из заявлений ФИО1 от 28.04.2020 о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код. 2.1, в отношении 104 земельных участков со следующими кадастровыми номерами, начиная с 47:26:0000000:39680 по 47:26:0000000:39774 включительно, с 47:26:0000000:39784 по 47:26:0000000:39792 включительно, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования – обслуживание жилой застройки, расположенные по адресу: Ленинградская область, г.Тосно, массив Ушаки;

о признании незаконными решений комитета градостроительной политики Ленинградской области от 25.08.2020 №01-46-138/2020, от 01.09.2020 №01-46-142/2020 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код. 2.1, в отношении 104 земельных участков со следующими кадастровыми номерами, начиная с 47:26:0000000:39680 по 47:26:0000000:39774 включительно, с 47:26:0000000:39784 по 47:26:0000000:39792 включительно, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования – обслуживание жилой застройки, расположенные по адресу: Ленинградская область, г.Тосно, массив Ушаки;

обязании администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области предоставить разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства», код. 2.1, в отношении 104 земельных участков со следующими кадастровыми номерами, начиная с 47:26:0000000:39680 по 47:26:0000000:39774 включительно, с 47:26:0000000:39784 по 47:26:0000000:39792 включительно, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования – обслуживание жилой застройки, расположенные по адресу: Ленинградская область, г.Тосно, массив Ушаки.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (8 июля 2021 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.

Судья: подпись