ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-214/20 от 07.07.2020 Кизилюртовского городского суда (Республика Дагестан)

2а-214

05RS0022-01-2020-000348-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кизилюрт 07 июля 2020 года

Кизилюртовский городской суд РД в составе:

председательствующего – судьи Дарбишухумаева З.А.,

при секретаре - Беджановой М.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саидова Гаруна Рафильевича к Межрайонной ИФНС России №8 по РД, о признании недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Саидов И.Р. обратился по доверенности в интересах Саидова Г.Р. в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №8 по РД о признании недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания задолженности, ссылаясь на то, что в 2010 году для занятия предпринимательской деятельностью (разведение крупного рогатого скота) административным истцом было подано заявление в налоговую инспекцию о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

16.03.2015 года регистрация в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена на основании поданного административным истцом заявления.

Ни каких претензий, требований со стороны налогового органа, органа пенсионного фонда, службы судебных приставов административный истец не получал.

Административный истец обращался в налоговый орган за справкой г. Кизилюрта, где ему выдали состояние расчетов от 08.08.2019 года за № 6514, в которой было указано о наличии за ним недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 30 753,72 рублей и пеня по нему 17 460,17 рублей, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 12 499,36 рублей и пеня по нему 5 677,19 рублей, общая сумма задолженности – 66 390,44 рублей.

С действиями контролирующих органов, административный истец не согласен и считает их не соответствующими положениям Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по следующим основаниям.

С 01.01.2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ни каких требований об уплате недоимки по страховым взносам административный истец не получал.

Считая, что действия (бездействия) контролирующего органа по начислению долга не соответствуют положениям НК РФ, ФЗ-212, нарушают установленный порядок и сроки, являются незаконными, административный истец обратился в Кизилюртовский районный суд с административным исковым заявлением о признании недоимки безнадежной к взысканию.

После обращения в Кизилюртовский районный суд РД о признании задолженности безнадежной и списании ее было принято прилагаемое Определение от 05.11.2019 г. В Определении сказано, что вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания соответствующих сумм может содержаться в любом судебном акте, в том числе и в мотивировочной части этого акта. На 6 странице Определения Кизилюртовского районного суда от 05.11.2019 г. такой вывод указан и административному истцу было предложено обратиться снова в налоговый орган для списания задолженности на основании указанного Определения Кизилюртовского районного суда от 05.11.2019 г. Однако, письмом от 23.03.2020 г. МРИ ФНС № 8 по Кизилюртовскому району в нарушение ФЗ № 436 и 212 административному истцу было незаконно отказано в списании задолженности, образовавшейся за ним не по его вине.

На основании подпункта 4 пункта 1 ст. 59 РЖ РФ, согласно которому безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Как следует из п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57, согласно взаимосвязанному толкованию норм под п. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.

Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В связи с чем, административный истец просит, признать недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 30 753,72 рублей и пеня по нему 19 011,69 рублей, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 12 499,36 рублей и пеня по нему 6 307,80 рублей, общая сумма задолженности – 66 390,44 рублей, отраженной в справке МРИ ФНС России № 8 по РД о состоянии расчетов № 6514 от 08.08.2019 года безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания.

Административный истец и его представитель, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились на судебное заседание, но при этом в своем письменном ходатайстве они просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель административного ответчика – МРИ ФНС России №8 по Республике Дагестан, также надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился на судебное заседание, однако, от него поступило ходатайство, где он просит рассмотреть данное дело без их участия.

В силу ст.3 и ч.2 ст.289 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел. Неявка в судебное заседание указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу в установленные законом сроки. Суд находит, что материалы дела являются достаточными и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав представленные письменные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, по следующим основаниям:

Согласно справке №2020-3049 по состоянию на 25.03.2020 года выданной Межрайонной ИФНС России по Республике Дагестан №8, за Саидовым Гаруном Рафильевичем числится следующая задолженность - недоимка по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 г.) в размере – 30 753,72 рублей и пеня по нему 19 011,69 рублей и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г.) пеня в размере – 12 499,36 рублей и пеня по нему 6 307,80 рублей.

В соответствие с подп.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными также в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 г. № 1150-0, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 г., инициировать судебное разбирательство вправе налогоплательщик путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Административный истец, полагая, что налоговым органом пропущены сроки обращения за принудительным взысканием сумм недоимок по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период, возникший до 2017 года, обратился в суд с настоящим иском.

Судом установлено, что административный истец был зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России №8 по РД в качестве индивидуального предпринимателя. Прекращена деятельность индивидуального предпринимателя 16.03.2015 года.

С целью установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, суд исходя из положений статей 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации считает, что у налогового органа не утрачена возможность принудительного взыскания с Саидова Г.Р. недоимки по налогам, пеням и штрафам за период 2014-2019 годы и о принятии контролирующим органом всех предусмотренных законом мер, для взыскания задолженности за спорные периоды, поскольку бремя доказывания указанных обстоятельств на основании статьи 62 КАС Российской Федерации возложено на административный орган.

Каких-либо доказательств о направлении письменных Саидовым Г.Р. требований об уплате недоимки по страховым взносам Межрайонной ИФНС России №8 по РД не представлено.

В силу ст.19 Федерального закона № 250-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации передают налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017 г., а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), а также первичные документы, подтверждающие, обоснованность начисления указанных сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию.

Статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1). Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" и в силу части 2 статьи 23 названного Федерального закона применяется также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам. В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в следующих случаях: а) ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации; б)признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника); в)смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим; г)принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам; д)исключение юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Следовательно, недоимка признается безнадежной и подлежит списанию лишь в определенных случаях, которые перечислены в пункте 1 названного Постановления Правительства РФ, и которые расширительному толкованию не подлежат.

Таким образом, институт признания задолженности безнадежной к взысканию, с учетом положений статьи 23 Закона о страховых взносах, подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (пенсионный орган) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках):

Тем самым признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве (в отличие от случаев оспаривания ненормативных актов) возможно только тогда, когда пенсионным органом не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию оспорены, признаны недействительными, а сроки принятия новых мер истекли.

Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и не является самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание, которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Материалы настоящего административного дела не свидетельствуют о том, что налоговым органом взыскателем были предприняты иные меры, направленные на взыскание недоимок по страховым взносам, возникшим у административного истца до 2017 года. При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения административного иска и признания сумм недоимок по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной пенсии за период, возникший до 2017 года, пеней, начисленных на суммы недоимки, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

В силу части 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 01.01.2017 г. и установленным статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В случае утраты на 01.01.2017 г. возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.

Следовательно, списание невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 г.) в размере – 30 753,72 рублей и пеня по нему 19 011,69 рублей и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г.) пеня в размере – 12 499,36 рублей и пеня по нему 6 307,80 рублей, итого общая сумма задолженности 66 390,44 рублей, подлежит осуществлению Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Республике Дагестан.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Саидова Гаруна Рафильевича к Межрайонной ИФНС России №8 по РД удовлетворить.

Признать безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженности с Саидова Гаруна Рафильевича в сумме 66 390,44 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 г.) в размере – 30 753,72 рублей и пеня по нему 19 011,69 рублей и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г.) пеня в размере – 12 499,36 рублей и пеня по нему 6 307,80 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан, в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: