Дело № 2а-214/2021
55RS0017-01-2021-000386-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Крутинка Омской области 31 мая 2021 года
Крутинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Турковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Крутинского района к администрации Яманского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности рассмотреть вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Крутинского района обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Крутинского района в марте 2021 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции Администрацией Яманского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что Администрацией поселения в 2020 году, истекшем периоде 2021 года вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений 1 раз в квартал не рассматривались, результаты проверок и анализа правоприменительной практики на официальном сайте администрации не публиковались. Вместе с тем за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 имеются вступившие в законную силу решения Крутинского районного суда Омской области об обязании принять меры и признании бездействия органов местного самоуправления незаконным. Так, например, 22.07.2019 Крутинским районным судом вынесено решение о признании незаконным бездействия Администрации Яманского сельского поселения и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. По данному факту прокуратурой района 12.03.2021 года в адрес Администрации Яманского сельского поселения Крутинского муниципального района внесено представление, из ответа на которое следует, что на 2 полугодие 2021 года запланировано рассмотрение вопроса правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов о признании незаконным решений и действий (бездействия) органов, организаций и их должностных лиц. Просил суд признать незаконным бездействие Администрации Яманского сельского поселения Крутинского муниципального района по не рассмотрению вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Администрации Яманского сельского поселения и ее должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений. Обязать Администрацию Яманского сельского поселения Крутинского муниципального района рассмотреть за 2019 год, 2020 год вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Администрации Яманского сельского поселения и ее должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Представитель административного истца помощник прокурора Крутинского района Сарыгина Н.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Яманского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В соответствии с п. 4.1 ст. 36 и п. 9.1. ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования и местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами.
Согласно п. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-Ф3 противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетном применении мер по предупреждению коррупции.
В п. 2.1 ст. 6 Федерального закона № 273-Ф3 установлено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения одной из основных мер – рассмотрения в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
В соответствии с п. 20 ст. 7 Федерального № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, в том числе, являются повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
Аналогичные обязанности по профилактике коррупции закреплены Законом Омской области от 29.06.2017 № 1983-ОЗ «О противодействии коррупции в Омской области».
В судебном заседании установлено, что Администрацией поселения в 2020 году, истекшем периоде 2021 года вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений 1 раз в квартал не рассматривались, результаты проверок и анализа правоприменительной практики на официальном сайте администрации не публиковались.
Вместе с тем за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 имеются вступившие в законную силу решения Крутинского районного суда Омской области об обязании принять меры и признании бездействия органов местного самоуправления незаконным.
22.07.2019 Крутинским районным судом вынесено решение о признании незаконным бездействия Администрации Яманского сельского поселения и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов.
По данному факту прокуратурой района в адрес Администрации Яманского сельского поселения Крутинского муниципального района внесено представление, из ответа на которое следует, что на 2 полугодие 2021 года запланировано рассмотрение вопроса правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов о признании незаконным решений и действий (бездействия) органов, организаций и их должностных лиц.
До настоящего времени выявленные нарушения, указанные в представлении прокурора, не устранены, обратного в судебное заседание не представлено.
Несоблюдение вышеуказанных требований может привести к совершению коррупционных правонарушений со стороны органа местного самоуправления и его должностных лиц, что влечет за собою нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.
Таким образом, административные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
В связи с чем, административный ответчик администрация Яманского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования и.о. прокурора Крутинского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Яманского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области по не рассмотрению вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Администрации Яманского сельского поселения и ее должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Обязать Администрацию Яманского сельского поселения Крутинского муниципального района рассмотреть за 2019 год, 2020 год вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Администрации Яманского сельского поселения и ее должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по административным делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Крутинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.А. Иванова
Мотивированное решение суда подписано 31.05.2021.
Судья: Н.А. Иванова