ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-214/2022 от 05.04.2022 Акбулакского районного суда (Оренбургская область)

№2а-214/2022

УИД 56RS0003-01-2022-000234-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Акбулак 05 апреля 2022 года

Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Скворцовой О.В.,

при секретаре Мамажоновой Ю.Н.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Акбулакского района Гузовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Акбулакского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации к администрации муниципального образования Шаповаловский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие по не принятию мер по постановке на кадастровый учет, принятию в муниципальную собственность, включению в реестр муниципальной собственности объектов недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Акбулакского района обратился в суд с указанным выше административным иском к администрации МО Шаповаловский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности на территории муниципального образования Шаповаловский сельсовет Акбулакского района. В ходе проверки установлено, что на территории МО Шаповаловский сельсовет имеются следующие объекты:

- памятник «Ленин В.И.», расположенный на территории СДК <адрес> по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером (вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов культуры группа ).

Администрацией муниципального образования Шаповаловский сельсовет <адрес> предоставлена информация о том, что указанные объекты расположены на территории МО Шаповаловский сельсовет, однако не состоят на балансе, на кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности не зарегистрировано. При этом на содержание объекта средства местного бюджета не выделялись.

Бездействие администрации МО Шаповаловский сельсовет препятствует реализации принципов сохранения объектов, целевого использования бюджетных средств для проведения мероприятий по содержанию указанных памятников.

Отсутствие государственной регистрации права собственности в данном случае создает препятствия в осуществлении муниципального контроля за техническим состоянием памятников, а также применении мер ответственности в случае выявления несоответствия памятника установленным правилам и стандартам.

Просили признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Шаповаловский сельсовет Акбулакского района по непринятию мер по постановке на кадастровый учет, принятию в муниципальную собственность, включению в реестр муниципальной собственности объектов недвижимого имущества: памятник «Ленин В.И.», расположенный на территории СДК <адрес> по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером (вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов культуры группа ).

Обязать администрацию муниципального образования Шаповаловский сельсовет Акбулакского района в срок до 01.01.2023, поставить на кадастровый учет, принять в муниципальную собственность, включить в реестр муниципальной собственности следующие объекты недвижимости: памятник «Ленин В.И., расположенный на территории СДК <адрес> по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером (вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов культуры группа ).

Представитель административного истца Гузова Л.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель административного ответчика – МО Шаповаловский сельсовет в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате судебного заседания надлежаще извещены, в своем письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Согласно ст. ст. 12, 130-132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.

Согласноч. 3 ст.14Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью в соответствии состатьей 215 ГК РФ. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с положениями ст.ст. 294 и 296 ГК РФ.

На основании ч. 1ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются научеторганом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931.

Как установлено в судебном заседании на территории МО Шаповаловский сельсовет имеются следующие объекты:

- памятник «Ленин В.И.», расположенный на территории СДК с.Шаповалово по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером (вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов культуры группа ).

Администрацией муниципального образования Шаповаловский сельсовет Акбулакского района предоставлена информация о том, что указанные объекты расположены на территории МО Шаповаловский сельсовет, однако не состоят на балансе, на кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности не зарегистрировано. При этом на содержание объекта средства местного бюджета не выделялись.

Бездействие администрации МО Шаповаловский сельсовет препятствует реализации принципов сохранения объектов, целевого использования бюджетных средств для проведения мероприятий по содержанию указанного памятника.

Отсутствие государственной регистрации права собственности в данном случае создает препятствия в осуществлении муниципального контроля за техническим состоянием памятников, а также применении мер ответственности в случае выявления несоответствия памятника установленным правилам и стандартам.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Акбулакского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации к администрации муниципального образования Шаповаловский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие по не принятию мер по постановке на кадастровый учет, принятию в муниципальную собственность, включению в реестр муниципальной собственности объектов недвижимого имущества, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Шаповаловский сельсовет Акбулакского района по непринятию мер по постановке на кадастровый учет, принятию в муниципальную собственность, включению в реестр муниципальной собственности объектов недвижимого имущества: памятник «Ленин В.И.», расположенный на территории СДК <адрес> по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером (вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов культуры группа ).

Обязать администрацию муниципального образования Шаповаловский сельсовет Акбулакского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет, принять в муниципальную собственность, включить в реестр муниципальной собственности следующие объекты недвижимости:

- памятник «Ленин В.И.», расположенный на территории СДК <адрес> по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером (вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов культуры группа ).

Разъяснить администрации муниципального образования Шаповаловский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области, что в силу ч.9 ст.227 КАС РФ она обязана устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов неопределенного круга лиц и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить в течение одного месяца после истечения указанного срока в суд и прокурору Акбулакского района Оренбургской области об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Акбулакский районный суд в течение месяца, со дня составления мотивированного решения.

Судья О.В. Скворцова

Мотивированное решение суда изготовлено 06.04.2022 года.