Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2016 года <адрес>
Тындинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Тотмяниной М.В.,
при секретаре ФИО3
с участием:
помощника Тындинского городского прокурора ФИО4,
административного истца ФИО1,
члена территориальной избирательной комиссии <адрес> с правом решающего голоса ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к участковой избирательной комиссии о включении в список избирателей,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратился в суд с настоящими требованиями, мотивируя тем, что ему не дали возможность участвовать в выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания 7 созыва и в Законодательное собрание <адрес>, так как в <адрес> у него временная прописка.
Просил обязать участковую комиссию избирательного участка <адрес> включить его в список избирателей для голосования в выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания 7 созыва и в Законодательное собрание <адрес>.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании пояснил, что ему было отказано в участии голосования, поскольку у него временная прописка.
Представитель избирательной комиссии ФИО5 суду пояснил, что участковая избирательная комиссия правомерно отказала ФИО1 о включении его в список избирателей, поскольку он должен был заблаговременно т.е. 60-21 день до голосования обратиться в избирательную комиссию по включению его в список избирателей. Решение о включении его в список избирателей оставил на усмотрение суда.
Заслушав объяснения заявителя, представителя избирательной комиссии, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить требования заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии со ст.239 КАС Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Порядок выборов в Государственную Думу Федерального Собрания регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 20-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с частью 2 статьи 82 настоящего Федерального закона список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования.
Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает, капитаном судна, начальником полярной станции. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, составляются на основании письменных заявлений указанных избирателей, поданных в соответствии с частью 6 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Порядок выборов в Законодательное собрание <адрес> регулируется <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О выборах депутатов Законодательного <адрес>" основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом, - факт пребывания (временного пребывания) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения в случае, если при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания используются открепительные удостоверения в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Закона.
Избиратель, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного участка не менее чем за три месяца до дня голосования, может быть включен в список избирателей на этом избирательном участке на основании личного письменного заявления, поданного в соответствующую территориальную избирательную комиссию за 60 - 21 день до дня голосования. В заявлении указывается адрес места жительства избирателя. Избиратель, подавший заявление, включается в список избирателей на этом избирательном участке до передачи списка в участковую избирательную комиссию. В случае составления списка избирателей участковой избирательной комиссией избиратель включается в список избирателей на основании переданного из территориальной избирательной комиссии заявления. Информация об этом передается, в том числе с использованием ГАС «Выборы», в территориальную или участковую избирательную комиссию по месту жительства избирателя. Территориальная или участковая избирательная комиссия, получившая данную информацию, в соответствующей строке списка избирателей делает отметку "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка. Если к моменту поступления данной информации избиратель уже был исключен из списка избирателей по месту его жительства на основании выдачи ему открепительного удостоверения (в случае их использования в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Закона) или в связи с удовлетворением ранее поданного заявления о включении его в список избирателей по другому месту пребывания, информация об этом в таком же порядке передается в территориальную или участковую избирательную комиссию, в которую подано (передано) заявление избирателя о включении его в список избирателей по месту пребывания. Такая информация является основанием для исключения избирателя из списка избирателей по месту его пребывания.
Статьей 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливается значение основных терминов и понятий, употребляемых в этих законах. Так, адрес места жительства определен как - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.17 названного Федерального закона - Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
В силу ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», установлено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
В тоже время Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона <адрес> «О выборах депутатов <адрес> Думы», пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» выражена правовая позиция о том, что оспариваемые заявителем положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в системе действующего правового регулирования не препятствуют гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, но проживающим на территории, где проводятся соответствующие выборы, что подтверждается наличием у них регистрации по месту пребывания, участвовать в качестве избирателей в голосовании на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и тем самым не нарушают конституционные права и свободы заявителя.
На основании ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
В отношении требований заявителя суд отмечает, что ФИО1 не было подано заявление в соответствии с законодательством о включении его в список избирателей заблаговременно т.е. за 60 - 21 день до дня голосования; из представленных доказательств следует, что он проживает в <адрес>, согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ№ зарегистрирован по месту пребывания по адресу <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, какие-либо сведения о постоянном либо временном проживании ФИО1 в иных населенных пунктах отсутствуют.
При таких обстоятельствах, ограничение активного избирательного права заявителя является недопустимым. В связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению, в силу ч. 6 ст. 244 КАС Российской Федерации настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.175-177, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать участковую комиссию избирательного участка №<адрес> включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в список избирателей для голосования в выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания 7 созыва и в Законодательное собрание <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья подпись М.В. Тотмянина