ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2153/20198ОК от 08.10.2019 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-2153/2019 8 октября 2019 года

в г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием представителя административного истца Коротковой Н.Г.,

при помощнике судьи Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Остроумова Александра Васильевича к комитету по природным ресурсам Ленинградской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

установил:

Остроумов А.В. обратился в суд с административным иском к комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, п.Лисино-Корпус, ул.Советская, дом 26, изложенного в электронном письме от 20.09.2018 №02-16149/2018; обязании утвердить эту схему.

В обоснование административного иска указал, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Тосненского нотариального округа Ленинградской области Терентьевой М.Г. 13.04.2017 по реестру №0-1189, и договора купли-продажи доли жилого дома от 12.05.2017, зарегистрированного нотариусом Тосненского нотариального округа Ленинградской области Терентьевой М.Г. по реестру №0-1593, ему принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый . Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 13.04.2017 указанный жилой дом принадлежал на праве собственности наследодателю Остроумовой Таисии Николаевне на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Тосненской государственной нотариальной конторой Ленинградской области 20.11.1984 по реестру №1-6315. Права на земельный участок, на котором расположен жилой дом, не оформлены. Согласно кадастровому плану территории <адрес>, информации Росреестра вышеуказанный земельный участок расположен на землях лесного фонда в границах земельного участка с кадастровым номером

В связи с необходимостью образования и кадастрового учёта земельного участка, на котором расположен жилой дом, с целью дальнейшего предоставления земельного участка в установленном порядке без торгов, на основании ст.4.7 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", ст.ст.11.10, 39.15, п.1 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. N 31677-ВА/Д23 "О рассмотрении обращения" административный истец подготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 13 августа 2018 года почтовым отправлением на имя председателя комитета по природным ресурсам Ленинградской области направлено заявление Остроумова А.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которое получено адресатом 21 августа 2018 года. К заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта заявителя; копия паспорта представителя; копия доверенности; схема расположения земельного участка на кадастровом плане 3 экз.; копия свидетельства о праве на наследство по закону от 13.04.2017; копия договора купли-продажи доли жилого дома от 12.05.2017; копия выписки из ЕГРН на жилой дом.

В электронном письме от 20.09.2018 №02-16149/2018 сообщается, что Комитетом принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1630 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; на основании пункта 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако оспариваемое решение не содержит ссылки на установленные обременения (ограничения), которые не позволяют использовать образуемый земельный участок в соответствии с разрешенным использованием. Без указания таких обременений (ограничений) отказ в утверждении схемы расположения земельного участка не позволяет определить его обоснованность и является незаконным. Земельный участок испрашивается заявителем для индивидуального жилищного строительства, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кодом 2.1 Классификатора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540. Отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории нарушает права и законные интересы административного истца, так как препятствует выполнению кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка, кадастровому учёту и предоставлению земельного участка в установленном порядке (л.д.4-7, 36-41, 141-144).

К участию в деле заинтересованным лицом привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которое извещено о времени и месте судебного разбирательства, не направило в суд своего представителя (л.д.33, 42, 187, 190).

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 20 февраля 2019 года административный иск Остроумова А.В. был удовлетворен, на комитет по природным ресурсам Ленинградской области была возложена обязанность согласовать схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.68-76).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 июня 2019 года решение отменено с направлением дела на новое рассмотрение (л.д.103-106).

При новом рассмотрении к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства, в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу и администрация Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства, не направили в суд своих представителей (л.д.146-147, 167-170, 175-177, 188, 191).

Остроумов А.В. извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился (л.д.189).

Его представитель Короткова Н.Г. поддержала административный иск, пояснила, что отказ административного ответчика не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, так как препятствует выполнению кадастровых работ, необходимых для уточнения границ испрашиваемого земельного участка, с целью дальнейшего предоставления земельного участка в собственность в установленном законом порядке.

Комитет по природным ресурсам <адрес> извещен о времени и месте судебного разбирательства, не направил в суд своего представителя (л.д.138-140, 171).

Федеральное агентство лесного хозяйства, департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу представили отзывы на административное исковое заявление одинакового содержания, в которых указали, что согласование схемы расположения земельного участка относится к процедуре предоставления в установленном законом порядке испрашиваемого земельного участка и является одним из её этапов. Требование о возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка в отрыве от иных требований, касающихся спора о праве на конкретный земельный участок, не может являться надлежащим способом защиты прав. В материалах дела не представлены доказательства того, что административный истец обращался к ответчику о предоставлении ему земельного участка.

Спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в границах земельного участка с кадастровым номером 47:26:0702002:3, категории земель – земли лесного фонда. Подпункт 2 пункта 5 статьи 27 ЗК Российской Федерации указывает на то, что земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Из пункта 2 этой же статьи следует, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничения в обороте лесного фонда содержал и ранее действовавший Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 г., согласно статье 12 которого оборот лесного фонда не допускался. В соответствии со статьёй 3 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 №4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР 1978 г. леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Согласно статье 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда (л.д.160-165, 179-184).

Выслушав объяснение представителя административного истца, огласив отзывы административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Основания для отказа в утверждении схемы предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 16 названной статьи одним из таких оснований является разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, которые, в частности, предполагают, что не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5 статьи 11.9 ЗК Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 2 этой же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.

В течение тридцати дней со дня получения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить в указанные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление о согласовании схемы либо об отказе в ее согласовании (пункт 4 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ).

Пунктом 7 этой же статьи предусмотрено, что отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.

Согласно пункту 11 названной статьи основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК Российской Федерации, является получение органом, рассматривающим заявление об утверждении схемы, уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании такой схемы.

Судом установлено, что Остроумову Александру Васильевичу на праве собственности принадлежит одноэтажный жилой дом площадью 37,2 кв.м, 1946 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>; с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.06.2018 (л.д.16-17). Основаниями возникновения его права собственности являются: свидетельство о праве на наследство по закону, выданное нотариусом Тосненского нотариального округа Ленинградской области Терентьевой М.Г. 13.04.2017 по реестру , договор купли-продажи доли жилого дома от 12.05.2017, удостоверенный нотариусом Тосненского нотариального округа Ленинградской области Терентьевой М.Г., зарегистрированный в реестре за №0-1593. Указанный дом ранее принадлежал Остроумовой Таисии Николаевне на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Тосненской государственной нотариальной конторой Ленинградской области 20 ноября 1984 года в реестре за , зарегистрированного в Лисинском сельском совете народных депутатов (л.д.13-15).

Жилой дом расположен на землях лесного фонда, на земельном участке площадью 1 134 437 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, кварталы 98 (часть), 105 (часть), 110 (часть), 199 (часть) – л.д.19.

Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в письме от 15.08.2018 сообщила представителю Остроумова А.В. о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ; в силу ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", областным законом Ленинградской области от 28 декабря 2015 г. N 141-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиями органов государственной власти Ленинградской области» и ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования Тосненский район Ленинградской области и предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тосненского района Ленинградской области. Полномочия по предварительному согласованию предоставления испрашиваемого земельного участка у администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области отсутствуют (л.д.27).

Остроумов А.В. подготовил схему расположения земельного участка площадью 1630 кв.м на кадастровом плане территории, в границах которого расположен жилой дом (л.д.12). Его представитель Короткова Н.Г., действующая на основании доверенности, удостоверенной нотариально, с соответствующими полномочиями, направила председателю комитета по природным ресурсам <адрес> заявление с просьбой утвердить схему расположения земельного участка площадью 1630 кв.м по адресу: <адрес>; образуемого из земельного участка с кадастровым номером , по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, Учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, кварталы 98 (часть), 105 (часть), 110 (часть); цель использования земельного участка – индивидуальное жилищное строительство. К заявлению была приложена указанная схема, правоустанавливающие документы на жилой дом (л.д.9-11).

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области письмом от 20.09.2018 сообщил Остроумову А.В., что в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации им принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1630 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; на основании пункта 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.8).

27 декабря 2018 года Остроумов А.В. обратился в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее – МТУ Росимущества) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под объектом недвижимости – жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>. МТУ Росимущества направило данное обращение в адрес комитета по природным ресурсам Ленинградской области (л.д.63).

Частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 4 декабря 2016 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) установлено, что образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов (далее - застроенный лесной участок), осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения). При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ если застроенный лесной участок подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.

В силу положений пункта 4 статьи 11.10, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения в целях образования застроенного лесного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года N 341 утверждено Положение о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Положение).

Согласно п.1.1 Положения Комитет по природным ресурсам Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии.

Из п.2.2 Положения следует, что в сфере лесных отношений Комитет по природным ресурсам Ленинградской области осуществляет, в том числе, следующие полномочия:

владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Ленинградской области;

определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон;

предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;

ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ленинградской области.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы административного истца.

Возражения Федерального агентства лесного хозяйства относительно невозможности предоставления в частную собственность земельного участка из состава земель лесного фонда были бы обоснованными, если бы Остроумов А.В. обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность незастроенного земельного участка из состава земель лесного фонда для целей индивидуального жилищного строительства. В данном случае на испрашиваемом земельном участке с 1946 года находится жилой дом, на который, по крайней мере, с 1984 года было зарегистрировано право личной собственности гражданина, данное право перешло в порядке наследования и по сделке к Остроумову А.В. И поскольку данный дом находится не в лесу, а в поселке Лисино-Корпус Тосненского района Ленинградской области, среди другой жилой застройки, то этот земельный участок не используется в целях, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, в числе которых заготовка древесины, живицы, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и другие. Поэтому являются несостоятельными возражения комитета по природным ресурсам Ленинградской области о невозможности выдела испрашиваемого земельного участка из земельного участка с кадастровым номером , который отнесен к лесным участкам, для которого установлен следующий вид использования – для прочих объектов лесного хозяйства, поскольку, якобы сохраняемые в отношении образуемого земельного участка обременения (ограничения) не позволяют использовать этот земельный участок в соответствии с разрешенным использованием (л.д.81-82). Применение нормы п.5 ст.11.9 ЗК Российской Федерации необоснованно, поскольку в силу части 2 статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ застроенный лесной участок без принятия решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий исключается из земель лесного фонда, ограничение нового земельного участка в обороте не сохраняется, разрешенное использование образуемого земельного участка изменяется на индивидуальное жилищное строительство.

В целях устранения правовых коллизий в определении категории земель был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Введенная данным Федеральным законом статья 4.7 Закона N 201-ФЗ позволяет исключить застроенный земельный участок из состава земель лесного фонда и отнести к землям населенных пунктов, а в отношении земель населенных пунктов действует общее правило, согласно которому исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

С доводами Федерального агентства лесного хозяйства об избранном административным истцом ненадлежащем способе защиты права суд не может согласиться. Из содержания пункта 1 статьи 39.14 ЗК Российской Федерации следует, что приобретение права на земельный участок является многоэтапной процедурой. Подготовка схемы расположения земельного участка и подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка являются начальными этапами этой процедуры. Без принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, без выполнения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учёта земельного участка невозможно приступить к следующему этапу – подаче в уполномоченный орган гражданином заявления о предоставлении земельного участка. Поэтому в настоящее время преждевременно в судебном порядке ставить вопрос о правах на земельный участок. Надлежащим способом защиты является как раз оспаривание решения об отказе в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка.

Из приведенных выше нормативных правовых актов следует, что допускается формирование земельных участков из земель лесного фонда, на которых расположены объекты недвижимости, права на которые возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, для целей, не связанных с использованием лесов. Указанный жилой дом расположен в границах лесничества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.

Исходя из пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.

Такого основания для отказа в согласовании схемы сообщение комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 20.09.2018 не содержит. Площадь земельного участка соответствует назначению земельного участка – для индивидуального жилищного строительства, обеспечивает функционирование расположенного на нем жилого дома. На схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории видно, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки, не накладывается на земли общего пользования – <адрес>, со стороны <адрес> обеспечен доступ к участку (л.д.12).

Суд пришёл к выводу о том, что предусмотренная частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в ходе рассмотрения настоящего дела не исполнена – доказательств наличия обременения (ограничения) на испрашиваемом земельном участке не представлено, поэтому ссылка на пункт 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации как основание для отказа в утверждении схемы признается судом не состоятельной. Отсутствует проект планировки территории и проект межевания территории, который бы включал в себя испрашиваемый земельный участок.

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. № Д23и-6249 разъяснено, что согласование схемы расположения, предусмотренное статьей 3.5 Закона N 137-ФЗ, не требуется в случае образования застроенного лесного участка из лесных участков, в том числе в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ лесных участков.

Предварительное согласование предоставления застроенного лесного участка, в том числе утверждение соответствующей схемы расположения, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в рамках переданных ему полномочий в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Предоставление застроенного лесного участка с учетом положений пункта 1 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется Росимуществом.

Департамент недвижимости обращает внимание, что указанная выше позиция относительно предварительного согласования предоставления застроенного лесного участка и его предоставления была единогласно поддержана на совещании, проведенном 12 октября 2017 года в Департаменте недвижимости, на котором обсуждались особенности предоставления земельных участков из земель лесного фонда с учетом положений федеральных законов, измененных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", участие в котором приняли участие представители Аппарата Правительства Российской Федерации, Росимущества, Росреестра, Рослесхоза.

Заявление Остроумова А.В. касалось только утверждения схемы застроенного лесного участка, следовательно, уполномоченным органом на принятие такого решения является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, которым в Ленинградской области является комитет по природным ресурсам Ленинградской области. Принятие комитетом по природным ресурсам Ленинградской области решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а не направление заявления в другой орган, также свидетельствует о компетенции данного органа на принятие такого рода решений. Предоставление застроенного лесного участка является следующим этапом, приступить к которому возможно только после постановки земельного участка на кадастровый учет. Поэтому МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> в настоящем деле не может являться административным ответчиком.

Частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка определенной категории земель" предусмотрено, что защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В свою очередь Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 г. N 1223 внесены изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, в соответствии с которыми именно Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

При этом пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства предусмотрено, что Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

В данном случае принятие решения о предварительном согласовании предоставления застроенного лесного участка, в том числе утверждение соответствующей схемы расположения, осуществляется без участия Рослесхоза и его территориальных органов; в силу прямого указания закона это отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, в рамках переданных ему полномочий; поэтому Рослесхоз не является надлежащим административным ответчиком в настоящем деле, требования к нему не могут быть удовлетворены.

Удовлетворяя административный иск, суд возлагает на комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязанность утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. Административным истцом понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые надлежит взыскать с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать отказ комитета по природным ресурсам <адрес> в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, изложенный в электронном письме от 20.09.2018 №02-16149/2018; незаконным, нарушающим права и законные интересы Остроумова Александра Васильевича, его исковые требования удовлетворить.

Обязать комитет по природным ресурсам Ленинградской области устранить нарушение прав и законных интересов Остроумова Александра Васильевича путём принятия решения об утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Установить срок исполнения решения суда в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Административному ответчику сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд, Остроумову Александру Васильевичу в течение одного месяца со дня истечения указанного срока.

Остроумову Александру Васильевичу отказать в удовлетворении административного иска к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным вышеуказанного отказа в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; обязании утвердить схему расположения вышеуказанного земельного участка.

Взыскать с комитета по природным ресурсам Ленинградской области в пользу Остроумова Александра Васильевича 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (18 октября 2019 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.

Судья: подпись