Дело № 2а-2154/16 Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2016 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Галкиной Н.А., при секретаре Сотниковой А.А.,
с участием помощника прокурора Великого Новгорода ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Открытого акционерного общества «Ремонт и строительство дорог» о признании недействующим постановления Администрации Великого Новгорода № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года № №»,
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Ремонт и строительство дорог» (далее – Общество) обратилось в суд с административным иском к Администрации Великого Новгорода о признании недействующим постановления Администрации Великого Новгорода № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№», опубликованного в газете «Новгород» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из административного иска следует, что в связи с принятием Администрацией Великого Новгорода постановления № от ДД.ММ.ГГГГ признана утратившей силу Методика расчета объемов неорганизованного и организованного стока, утвержденная постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№. Оспариваемое постановление принято в связи с вступлением в силу Методических указаний по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№/п. Данные Методические указания определяют порядок коммерческого учета поверхностных сточных, принятых (отведенных) в централизованную систему водоотведения. Однако система дождевой канализации Общества не является централизованной. Согласно проекту корректировки Генерального плана городского округа Великий Новгород, подготовленному ООО «Эко-Эксперсс-Сервис» в 2010 году, ливневая канализация в Великом Новгороде является децентрализованной. Общество осуществляет деятельность только по транспортировке сточных вод, очистка вод с использованием централизованной системы водоотведения Обществом не осуществляется. Оспариваемое постановление нарушает права Общества в области экономической и предпринимательской деятельности, поскольку препятствует использованию сетей дождевой канализации по прямому назначению, заключению хозяйственных договоров.
Определением суда к участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор Великого Новгорода, в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены конкурсный управляющий ФИО3, Дума Великого Новгорода, Минстрой России.
Представитель административного истца Общества, заинтересованное лицо конкурсный управляющий ФИО3, представители заинтересованных лиц Минстроя России, Думы Великого Новгорода в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 213 КАС РФ, счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 полагала, что административные исковые требования Общества являются незаконными и необоснованными, пояснила, что утвержденная постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№ Методика расчет объемов неорганизованного и организованного стока ДД.ММ.ГГГГ вошла в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу - Методическими указаниями по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№/п. В связи с изложенным Администрацией принято оспариваемое постановление о признании Методики расчет объемов неорганизованного и организованного стока утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица Минстроя России представил возражения на административный иск, согласно которым постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№ было необходимо для расчета поверхностных сточных вод в Великом Новгороде в отсутствии акта на уровне Правительства Российской Федерации. С принятием приказа №/пр от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ№) расчет поверхностных сточных вод осуществляется согласно Методическим указаниям по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод.
Представитель заинтересованного лица Думы Великого Новгорода представил возражения на административный иск, согласно которым оспариваемое Обществом постановление принято Администрацией Великого Новгорода в пределах предоставленных полномочий, соответствует законодательству, прав административного истца не нарушает.
Выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1).
Пунктом 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ) централизованной системой водоотведения (канализации) является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Понятие нецентрализованная система водоотведения в Законе №416-ФЗ и иных нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере водопроводно-канализационного хозяйства, отсутствует.
В силу ст. 2 Закона №416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) отведения, отдельных объектов таких систем.
Система дождевой канализации Общества является отдельным объектом водоотведения. Таким образом, Общество эксплуатирует отдельные объекты системы водоотведения и, соответственно, подпадает под определение понятия «организация, осуществляющая водоотведение».
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Методика расчета объемов неорганизованного и организованного стока (далее – Методика расчета).
Методика расчета была принята во исполнение решения Думы Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил пользования системой коммунальной дождевой канализации в Великом Новгороде» и разработана с учетом Руководства по осуществлению контроля за выпуском поверхностного стока с территорий населенных мест и промпредприятий в водные объекты органами по регулированию использования и охране вод, утвержденного Минводхозом СССР от ДД.ММ.ГГГГ№. Методика расчета предназначалась для использования при расчете объемов дождевого, талого, поверхностного и дренажного стоков и присутствующих в них масс загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в систему коммунальной дождевой канализации Великого Новгорода или по рельефу с последующим попаданием в систему дождевой канализации.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Великого Новгорода принято постановление № о признании утратившим силу постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Методики расчета объемов неорганизованного и организованного стока» с ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление опубликовано в газете «Новгород» от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения и водоотведения в границах муниципального образования отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ст. 35 Устава муниципального образования – городского округа Великий Новгород осуществление полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», относится к компетенции Администрации Великого Новгорода.
Частью 1 статьи 7 Закона №416-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения. Правовое регулирование вопросов учета сточных вод в полномочия органов местного самоуправления не входит.
Согласно статье 4 Закона №416-ФЗ утверждение правил коммерческого учета воды, сточных вод отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в целях обеспечения единства измерений на территории Российской Федерации были определены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Указанные правила распространяются на отношения, возникшие при предоставлении коммунальных услуг, Настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно п. 2 Правил коммерческому учету воды, сточных вод подлежит количество (объем) сточных вод, принятых от абонентов по договору водоотведения, в том числе единому договору холодного водоснабжения и водоотведения; сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод.
Согласно п. 25 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 года №776 коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Методические указания по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 октября 2014 года №639/пр (далее – Методические указания) и вступили в силу 10 марта 2015 года.
Следовательно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, не подлежала применению утвержденная постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№ Методика расчета объемов организованного и неорганизованного стока.
С учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято Администрацией Великого Новгорода в пределах предоставленных полномочий, требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия данного постановления, соблюдены, оспариваемое постановление соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд также принимает во внимание, что постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О производственной программе и тарифах в сфере водоотведения Открытого акционерного общества «Ремонт и строительство дорог» Обществу установлены тариф в размере 4,19 руб./куб.м. на водоотведение поверхностных сточных вод.
Доказательств нарушения оспариваемым постановлением Администрации Великого Новгорода прав административного истца в материалы дела не представлено.
На основании пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, ст. 114 КАС РФ с Общества в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 500 руб., отсрочка уплаты которой была предоставлена Общества при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Открытого акционерного общества «Ремонт и строительство дорог» о признании недействующим постановления Администрации Великого Новгорода № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№» оставить без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Ремонт и строительство дорог» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4 500 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Галкина
Мотивированное решение составлено: 08 июня 2016 года.