ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2154/2022 от 24.05.2022 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2022-002488-10 Дело № 2а-2154/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан Республика Хакасия 24 мая 2022 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Ю.В. Шипанова,

при секретаре Е.С. Конгаровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Доможакову Юрию Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкции,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – УФНС по РХ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Доможакову Ю.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивируя требования следующим обстоятельствами. Административный ответчик Доможаков Ю.А. осуществлял предпринимательскую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и применял упрощенную систему налогообложения ((УСН) налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов). Налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ представлена налоговая декларация по УСН (регистрационный ). В установленный законодательством срок исчисленная налогоплательщиком сумма налога уплачена не была. По истечении срока по уплате налогов в соответствии со ст.70 Налогового кодекса РФ Доможакову Ю.А. направлено требование об уплате налогов от ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование было выгружено через личный кабинет налогоплательщика. Задолженность составила: недоимка по УСН по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ - 33021 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000); по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ - 21996 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000); по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ - 17802 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000); по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ - 850664 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000); пеня по УСН в размере 18019,82 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000). Требование Доможаковым Ю.А. в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налоговым органом в мировой суд судебного участка <адрес> Республики Хакасия с заявлением на выдачу судебного приказа. Мировым судьей судебного участка <адрес> Республики Хакасия по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГа-8-436/2021, который в связи с поступившими от Доможакова Ю.А. возражениями был отменен мировым судьей судебного участка . Просили взыскать с Доможакова Ю.А. в доход соответствующих бюджетов: задолженность по УСН в сумме 699037,77 руб., в том числе: недоимку по УСН по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 681227,55 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000); пени по УСН в размере 17810,22 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000).

В судебное заседание представитель административного истца УФНС по РХ не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались посредством почтовой корреспонденции. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик Доможаков Ю.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, представил письменные возражения, в которых указал на пропуск административным истцом срока установленного для обращения в суд по заявленным требованиям. Кроме того, указал, что налоговые требования лично не получал, в связи с чем, не извещен надлежащим образом об уплате налогов и их размере.

В силу ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п. 1 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 61н "Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов. К полномочиям Инспекции согласно п. 6.14 данного приказа отнесено взыскание в установленном порядке недоимки, а также пени, проценты и штрафы по налогам и сборам, предъявляет в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения.

С января 2017 года за ФНС России закреплены функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Следовательно, УФНС по РХ обладает полномочиями по обращению в суд с указанными требованиями.

Изучив письменные материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Пунктом 3 ст. 9 НК РФ, предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей (п. 1 ст. 30 НК РФ).

Согласно подп. 1, 7, 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе: требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом; предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Таким образом, УФНС по РХ обладает полномочиями по обращению в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст.ст. 46, 47, 69 НК РФ).

Согласно п.2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производиться в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Аналогичные положения закреплены в ч. 2 ст. 286 КАС РФ.

При этом в силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела и материалов налоговой проверки, Доможаков Ю.А. осуществлял предпринимательскую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и применял упрощенную систему налогообложения ((УСН) налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов). ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган Доможаковым Ю.А. была представлена налоговая декларация по УСН (регистрационный ). В установленный законодательством срок исчисленная налогоплательщиком сумма налога уплачена не была.

По истечении срока уплаты налогов, Доможакову Ю.А. через личный кабинет направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об оплате недоимка по УСН по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ - 33021 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000); по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ - 21996 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000); по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ - 17802 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000); по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ - 850664 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000); пеня по УСН в размере 18019,82 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000), со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которое получено налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией скриншота с личного кабинета налогоплательщика.

Однако, каких-либо действий, направленных на исполнение данного требования Доможаков Ю.А. не произвел.

Административный истец обратился с заявлением к мировому судье <адрес> о выдаче судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> вынесен судебный приказ, который по возражению административного ответчика Доможакова Ю.А. был отменен определением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

С данным административным исковым заявлением в Абаканский городской суд УФНС по РХ обратилось ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанцией об отправке административного искового заявления. Следовательно, административным истцом не пропущен срок для обращения в суд с данным административным иском, следовательно, заявленные требования подлежат рассмотрению по существу.

С вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим - налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

В силу пп.1,2 статьи 346.18. в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с п.7 ст. 346.21. НК РФ авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Пунктом 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

УФНС по РХ просит взыскать с Доможакова Ю.А. в доход соответствующих бюджетов: задолженность по УСН в сумме 699037,77 руб., в том числе: недоимку по УСН по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 681227,55 руб. (КБК Г 18 ОКТМО 95701000); пени по УСН в размере 17810,22 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000).

Расчет задолженности, представленный истцом, судом проверен, ошибок и неточностей в нем суд не усматривает.

Поскольку административным ответчиком в установленные сроки не оплачены суммы налогов, пени, обратного суду не представлено, то требование о взыскании с него задолженности является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Таким образом, с Доможакова Ю.А. в доход соответствующих бюджетов подлежит взысканию задолженность по УСН в сумме 699037,77 руб., в том числе: недоимку по УСН по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 681227,55 руб. (КБК Г 18 ОКТМО 95701000); пени по УСН в размере 17810,22 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000).

В соответствии со ст. 104 КАС РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) в федеральный бюджет, в том числе зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 данного Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

При этом в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом указанного разъяснения, принимая во внимание, что УФСП по РХ как административный истец в силу ст. ст. 52, 333.35 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 10190 руб. подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-181, 286-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Доможакову Юрию Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Доможакова Юрия Александровича в доход соответствующих бюджетов: задолженность по УСН в сумме 699037,77 руб., в том числе: недоимку по УСН по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 681227,55 руб. (КБК Г 18 ОКТМО 95701000); пени по УСН в размере 17810,22 руб. (КБК 18 ОКТМО 95701000).

Взыскать с Доможакова Юрия Александровича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 10190 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий: Ю.В. Шипанов

Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

Абаканского городского суда Ю.В. Шипанов