ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2155/20 от 24.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-2155/2020

25RS0001-01-2020-001664-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2020 г. г.Владивосток Приморского края

Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Соколовой Л.В.,

при секретаре Бойко А.В.,

с участием административного истца ФИО1 ФИО6., ее представителя по ходатайству ФИО2 ФИО7.,

представителя административного ответчика по доверенности ФИО3 ФИО8.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО9 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока о признании незаконным решения об отказе в государственный регистрации,

у с т а н о в и л:

ФИО1 ФИО10.обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что Садовое товарищество «Ягодка-1» (далее - СТ «Ягодка-1») было создано в качестве юридического лица до 2002 г., что подтверждается архивной выпиской из постановления главы администрации города Артема от 27 января 1993 года № 23 «Об отводе земельных участков под коллективные сады, огороды, крестьянские хозяйства и другие цели».

СТ «Ягодка-1» на основании постановления главы администрации города Артема от 27 января 1993 года № 23 «Об отводе земельных участков под коллективные сады, огороды, крестьянские хозяйства и другие цели» был отведен земельный участок в коллективно-долевую собственность, площадью 13,81 га.

20 января 2020 года избранный на общем собрании председатель ФИО1 ФИО11. обратилась в ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока с заявлением по форме Р17001 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, созданном до 01 июля 2002 года.

20 января 2020 года Инспекцией было вынесено решение № 842А об отказе в государственной регистрации юридического лица. Причиной отказа послужил вывод инспекции о том, что на стр. 2 сообщения по форме №Р 17001 не заполнены обязательные реквизиты пункты 4.1, 4.2, 5.

Указанным решением нарушаются права и законные интересы членов СТ «Ягодка-1» на ведение хозяйственной деятельности и создаются препятствия для оформления земель общего пользования садоводческого товарищества.

ФИО1 ФИО12. обратилась с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю. По результатам рассмотрения жалобы, УФНС России по Приморскому краю сообщило, что в разделе 5 сообщения по форме Р17001 указываются ИНН и КПП в соответствии со свидетельством о постановке на налоговый учет, заявителем нарушены требования к заполнению документов, представляемых при государственной регистрации, жалоба ФИО1 ФИО13. оставлена без удовлетворения.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 441 был определен порядок передачи регистрационных дел в МНС РФ, пунктом 4 которого определено, что Управления МНС РФ по субъектам РФ запрашивают у органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации. Представление документов об СТ «Ягодка-1» не обязанность товарищества, а обязанность органа, ранее осуществлявшего государственную регистрацию, у юридического лица, созданного до 01 июля 2002 года, возникает только право подать сообщение по форме № Р17001. Инспекция неправомерно считает, что садоводческое товарищество должно было получить ИНН, но не ссылается на какой либо нормативно-правовой акт, предоставление сведений об ИНН/КПП не является необходимым в силу части 3 статьи 26 Федерального закона № 129-ФЗ.

Инспекция заявление о ликвидации садового товарищества не направляла, судом решение о ликвидации данного юридического лица не выносилось. Следовательно, товарищество фактически статус юридического лица в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не утратило.

Инспекция как регистрирующий орган, либо вышестоящий орган (Управление) должна была обратиться в органы, ранее осуществлявшие государственную регистрацию юридических лиц, за получением сведений о юридических лицах, зарегистрированных до 1 июля 2002 года.

Просит суд признать незаконным решение ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока № об отказе в государственной регистрации от 20 января 2020 года. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о юридическом лице, созданном до 1 июля 2002 года, о садоводческом товариществе «Ягодка-1» на основании сообщения по форме № без сведений об ИНН и КПП.

В судебном заседании административный истец ФИО1 ФИО14. и ее представитель ФИО2 ФИО15 на удовлетворении административного иска настаивали, ссылаясь на приведенные в нем доводы.

Представитель административного ответчика – ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока ФИО3 ФИО16. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, представил письменный отзыв, в котором указано, что всоответствии с пунктом 5 Приказа МФ РФ от 30 октября 2017 г. № 165н внесенной в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица, либо первой внесенной в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года присваивается основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН), который указывается во всех последующих записях, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица. В регистрирующий орган 14 марта 2019 года представлено сообщение по форме Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года», с вышеуказанным Сообщением представлено сопроводительное письмо от 12 января 2019 года. Согласно пункту 3 статьи 26 Закона № 129-ФЗ для внесения записи в государственный реестр о юридических лицах, зарегистрированных до вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченное лицо юридического лица в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязано представить в регистрирующий орган сведения по форме Р17001 для внесения их в ЕГРЮЛ.

Из положений пункта 13.1 Требований, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», Форма №17001 оформляется в отношении юридического лица, зарегистрированного до указанной даты (01.07.2002) местом нахождения которых являлась Российская Федерация, для включения сведений о нем в ЕГРЮЛ. В соответствии с пунктом 13.6 в разделе 4 «Сведения о регистрации юридического лица до 1 июля 2002 года» указываются регистрационный номер, присвоенный при государственной регистрации юридического лица до 1 июля 2002 года, дата такой регистрации, наименование органа, осуществившего регистрацию юридического лица; согласно пункту 13.7 в разделе 5 указывается также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет, которые указываются в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц и требования по их заполнению, в частности Формы № Р17001, установлены в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, подпунктами 5.9.38, 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506.

Вместе с тем, из сообщении по форме № Р17001, представленного заявителем на регистрацию, не следует, что регистрация товарищества была произведена до 01 июля 2002 года, в заявлении по форме Р17001 отсутствуют сведения о регистрационном номере, дате регистрации, ИНН, КПП юридического лица (раздел 4, 5 заявления).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности использования заявителем сообщения по форме № Р17001 в случае направления документов для государственной регистрации сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года.

На основании вышеизложенного регистрирующим органом принято решение от 20 января 2020 года № 842А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта «ц» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ: представление документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.

Инспекция не может согласится с доводами заявителя, который ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 441 указывает, что представление документов о СТ «Ягодка-1» не обязанность товарищества, а обязанность органа ранее осуществляющего государственную регистрацию, а у юридического лица, созданного до 01 июля 2002 года, возникает только право подать сообщение по форме Р17001 в виду следующих оснований:

До введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации действовал порядок постановки на налоговый учет, предусмотренный Инструкцией о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 13 июня 996 года № ВА-3-12/49 (далее Инструкция № 49). Пунктом 11 главы II Инструкции № 49 установлено, что налогоплательщики - организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту своего нахождения. Порядок предоставления документов, в целях исполнения обязанности по постановке на учет, приведен в пункте 13 главы II Инструкции № 49.

В соответствии со статьями 83 и 84 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ в редакции №1 от 27 ноября1998 года, зарегистрированные до 01 июля 2002 года юридические лица (в том числе садоводческие (огороднические) товарищества, гаражно-строительные кооперативы) должны состоять на налоговом учете и иметь ИНН и КПП.

В нарушении статьи 62 КАС РФ заявителем не представлено документальных подтверждений тому, что СТ «Ягодка-1» в установленном законом порядке обращалось в налоговый орган с представлением заявления о постановке Товарищества на налоговый учет. В регистрирующим органе отсутствуют сведения, что СТ «Ягодка-1» состоит на налоговом учете с присвоением ИНН.

Таким образом, обязанность по представление документов о СТ «Ягодка-1» возложена на уполномоченное лицо юридического лица, а не на регистрирующий орган, в связи с чем вышеуказанные доводы заявителя не могут быть приняты во внимание судом. Поскольку СТ «Ягодка-1» в установленном законом порядке не обращалось в налоговый орган с целью постановки товарищества на налоговый учет, следовательно, в ЕГРЮЛ отсутствует информация о регистрации СТ «Ягодка-1».

При таких обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали основания для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица поскольку СТ «Ягодка-1» фактически на налоговом учете не состояло, сведения в ЕГРЮЛ в отношении СТ «Ягодка-1»не вносились, на момент обращения в суд доказательств ведения деятельности Товарищества не представлено.

Из совокупности вышеизложенных фактов следует, что решение от 20 января 2020 года об отказе в государственной регистрации № регистрирующем органом принято правомерно, правовые основания для его отмены отсутствуют, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации города Артема Приморского края от 22 мая 1992 года № 178 зарегистрировано Садовое товарищество «Ягодка» и «Ягодка-2» АШСУ.

В соответствии с постановлением главы администрации города Артема от 27 января 1993 года № 23 «Об отводе земельных участков под коллективные сады, огороды, крестьянские хозяйства и другие цели» садовому товариществу «Ягодка-1» закреплен в коллективно-долевую собственность земельный участок площадью 13,81 га в районе пос.<адрес>.

28 января 2020 г. председателем СТ «Ягодка-1» ФИО1 ФИО17 в ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока подано сообщение о юридическом лице, созданном до 01 июля 2002 года, по форме Р17001.

По результатам рассмотрения указанного сообщения ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока принято решение № от 20 января 2020 года об отказе в государственной регистрации в связи с тем, что представленные на рассмотрение документы оформлены с нарушением требований, установленных пунктом 1.1 и абзацем 1 пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года №129-ФЗ, так как заявителем не заполнены обязательные реуквизиты: стр.002 пункты 4.1, 4.2, 5.

Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ для внесения записи в государственный реестр о юридических лицах, зарегистрированных до вступления в силу настоящего Федерального закона, уполномоченное лицо юридического лица в течение шести месяцев обязано представить в регистрирующий орган сведения по форме Р17001 для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для недействующих юридических лиц.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Требования к форме Р17001 установлены разделом ХIII приказа Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»; сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, оформляется в отношении юридического лица, зарегистрированного до указанной даты, для включения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 13.1), в разделе 5 сообщения идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет указываются в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (пункт 13.7).

Между тем, предусмотренные пунктом 13.7 сведения в раздел 5 сообщения по форме Р17001 заявителем не внесены.

Согласно подпункту «ц» пункта 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ представление документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в государственной регистрации.

Доводы стороны административного истца о том, что СТ «Ягодка-1», как созданное до 2002 года, имеет право в уведомительном порядке подать сообщение о государственной регистрации без указания требуемых налоговым органом сведений, а соответствующие сведения обязан в налоговый орган подать орган, осуществивший регистрацию садового товарищества, суд оценивает критически, поскольку, как установлено в судебном заседании, СТ «Ягодка-1» не только не имеет присвоенного в установленном законом порядке идентификационного номера налогоплательщика, но и не состоит на налоговом учете с момента своего образования в нарушение пунктов 3, 11 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков №49, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 13 июня 1996 года №ВА-3-12/49, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ, согласно которой налогоплательщики – организации и физические лица – подлежали обязательной постановке на учет в налоговых инспекциях в порядке, предусмотренном пунктом 13 Инструкции.

В соответствии со статьями 83 и 84 части 1 Налогового кодекса РФ, введенной в действие с 01 января 1999 года, юридическое лицо также в течение 10 дней со дня государственной регистрации обязано подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в налоговом органе, на основании которого присваивается идентификационный номер налогоплательщика.

Соответственно, доводы административного ответчика ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока о том, что юридические лица, зарегистрированные до 01 июля 2002 года, должны состоять на налоговом учете и иметь идентификационный номер налогоплательщика и КПП основаны на законе.

Доказательств, что СТ «Ягодка-1» состояло на налоговом учете либо обращался с соответствующим заявлением в налоговый орган, административным истцом в судебное заседание не представлено.

До 01 января 2004 года обязанность по постановке на налоговый учет по месту нахождения организации возлагалась на само юридическое лицо и осуществлялась на основании соответствующего заявления в налоговый орган.

До 01 января 1999 года порядок постановки на учет в налоговом органе был установлен Инструкцией о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 13 июня 1996 года №ВА-3-12/49, а с 01 января 1999 года – Приказом Министерства по налогам и сборам России от 27 ноября 1998 года №БГ-3-12/309 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц».

Постановка на соответствующий учет российской организации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется с 01.01.2004 в соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 23 декабря 2003 года №185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц индивидуальных предпринимателей».

Доводы представителя административного истца о том, что решение о ликвидации СТ «Ягодка-1» в связи с нарушением предусмотренного статьей 26 Федерального закона №129-ФЗ порядка не принималось, что, по мнению заявителя, свидетельствует о наличии до настоящего времени у СТ «Ягодка-1» статуса юридического лица, суд оценивает критически, поскольку в действительности сведения о СТ «Ягодка-1» в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют и, соответственно, оснований для решения вопроса о ликвидации СТ «Ягодка-1» у соответствующих органов не имелось.

Доводы представителя административного истца о том, что в силу пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ идентификационный номер налогоплательщика, в данном случае – СТ «Ягодка-1», для государственной регистрации представляется с сообщением по форме Р17001 лишь при его наличии основаны на неверной трактовке закона, поскольку указанная норма предусматривает сообщение ИНН лица, уполномоченного на подачу заявления, а не юридического лица.

Иные доводы о ведении хозяйственной деятельности как юридическим лицом, так и членами товарищества, об отводе земельного участка и товариществу, юридического значения не имеют, поскольку не связаны с вопросом присвоения ИНН.

При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого решения налогового органа незаконным, его отмены и возложения на административного ответчика обязанности внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о СТ «Ягодка-1» на основании сообщения по форме Р17001 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 176, 179, 180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ФИО18 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока о признании незаконным решения об отказе в государственный регистрации отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения –08 сентября 2020 г.

Судья Л.В.Соколова