ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2155/2022 от 22.08.2022 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

Дело №2а-2155/2022

УИД 05RS0012-01-2022-005851-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2022г. г.Дербент

Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Гаджиева Д.А., при секретаре судебного заседания Насруллаеве Н.К., с участием помощника Дербентского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гамидова А.М., представителей Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО1 и ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дербентского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан об обязании Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Платановые деревья у Джума-Мечети» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Республики Дагестан; установлении срока для добровольного исполнения решения суда - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Дербентский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан об обязании Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Платановые деревья у Джума - Мечети» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Республики Дагестан; установлении срока для добровольного исполнения решения суда - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что проверкой исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - Министерства) установлены нарушения закона.

Так, постановлением Совета Министров Дагестанской АССР от 13.04.1978г. №124 создана особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Платановые деревья у Джума-Мечети» (далее - памятник природы) на территории г.Дербента.

Сведения об указанном памятнике природы содержатся в перечне действующих особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения на территории Республики Дагестан на 2021 год, размещенном на официальном сайте Министерства.

Сведения о границах памятника природы внесены в Единый государственный реестр недвижимости 05.10.2021.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») памятники природы отнесены к категории особо охраняемых природных территорий.

Отношения в сфере особо охраняемых природных территорий регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «д» ч.1 ст.72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 ст.76).

В соответствии со ст.25 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Согласно ч.10 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

В соответствии с п.б ч.11 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий охранных зон принимаются в отношении памятников природы регионального

значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015г. №138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» (далее - Правила), из положений которых следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Статьей 10 Закона Республики Дагестан от 27.02.1992 «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон Республики Дагестан) устанавливается, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

В соответствии со ст.11 Закона Республики Дагестан решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон памятников природы регионального значения принимаются Главой Республики Дагестан.

Правила создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 №138, предусматривают, что сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее - Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и

состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

Исходя из положений ст.10 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:

1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);

2) описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий;

5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;

6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);

7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.

В силу положений ч.1 ст.32 Федерального закона №218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения

сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Приказом Минприроды России от 19.03.2012 №69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок устанавливает правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе, площадь охранной зоны ООПТ.

Вместе с тем, данная работа Министерством не проведена, установлено, что в нарушение указанных норм, у памятника природы «Платановые деревья у Джума-Мечети» охранная зона не определена, сведения о границе данной зоны в едином государственном кадастре недвижимости отсутствует.

По данному факту прокуратурой в адрес Министерства внесено представление, однако до настоящего времени действенных мер по устранению нарушений законодательства не принято.

Отсутствие охранных зон и сведений в едином государственном реестре недвижимости об их границах способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на особо охраняемые природные территории.

В соответствие со ст.2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.

Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Таким образом, непринятием мер со стороны Министерства нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании, помощник Дербентского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гамидов А.М. доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, просит удовлетворить.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО1 в судебном заседании исковые требования Дербентского межрайонного природоохранного прокурора признал, просит удовлетворить, пояснив, что по состоянию на текущую дату Указ Главы РД по памятнику

природы «Платановые деревья у Джума-Мечети» находится на завершающей стадии процедуры согласования, по завершению которой проект в установленном порядке будет направлен в Минюст РД для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы и, соответственно, в последствии будет внесен на рассмотрение в Правительство РД. Весь сложный комплекс мероприятий по разработке и созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятник природы «Платановые деревья у Джума-Мечети» и установлению её границ находится в завершающей стадии согласования. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО3 в судебном заседании доводы изложенные ФИО1 поддержал.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

Так, Постановлением Совета Министров Дагестанской АССР от 13.04.1978г. №124 создана особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Платановые деревья у Джума - Мечети» (далее - памятник природы) на территории г.Дербента.

Сведения о границах памятника природы внесены в Единый государственный реестр недвижимости 05.10.2021.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33) природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

Согласно пункту 21 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 г. №138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо, охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

В соответствии с п.«б» ч. 11 статьи 2 ФЗ № 33 решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных памятников и памятников природы регионального значения принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Пунктом 7 Указа Главы Республики Дагестан №89 от 23.05.2012 г. «Об утверждении Порядка подготовки и внесения на рассмотрение Главы Республики Дагестан проектов указов и распоряжений Главы Республики Дагестан» (далее - Указ Главы Республики Дагестан №89) закреплено, что после завершения согласований и экспертиз проект акта Главы Республики Дагестан представляется руководителем органа, подготовившего проект, или лицом, исполняющим его обязанности, в Правительство Республики Дагестан на бумажном и электронном носителях с приложением пояснительной записки, содержащей краткое изложение существа вопроса и обоснование необходимости принятия предлагаемого акта, а также справочных и аналитических материалов.

В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Указа Главы Республики Дагестан № 89 представленный проект акта Главы Республики Дагестан регистрируется в Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан и передается в Секретариат Председателя Правительства Республики Дагестан и заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан.

Абзацем 2 пункта 8 Указа Главы Республики Дагестан №89 установлено, что порядок дальнейшего прохождения проекта акта Главы Республики Дагестан и работы с ним определяется Регламентом Правительства Республики Дагестан и Инструкцией по делопроизводству в Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан.

В сферу полномочий Правительства Республики Дагестан согласно пункту 6 постановления Правительства Республики Дагестан №87 от 30.03.2009г. «О регламенте Правительства Республики Дагестан» входит рассмотрение проектов указов и распоряжений Главы Республики Дагестан, которые в соответствии с пунктом 7 данного постановления вносятся на рассмотрение в Правительство только руководителями органов исполнительной власти или лицами, исполняющими их обязанности.

Пунктом 8.24 постановления Правительства Республики Дагестан от 22.04.2016 г. №103 «О вопросах Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан» закреплены полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - Минприроды РД) в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения:

1) участвует в формировании системы особо охраняемых природных территорий в Республике Дагестан;

2) осуществляет ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

3) осуществляет иные полномочия в области организации и функционирования, особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела проекты Указов Главы Республики Дагестан по памятникам природы и природным паркам регионального значения находятся на завершающей стадии согласования.

Согласно ст.46 ч.3 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд принимает признание иска административным ответчиком, поскольку признание административным ответчиком административного иска, не противоречит закону, не нарушает права других лиц.

Согласно ч.1 ст.65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

С учетом изложенных обстоятельств, оценив представленные в административное дело доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

Суд, на основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 179-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административный иск Дербентского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Платановые деревья у Джума - Мечети» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Республики Дагестан.

Установить срок для добровольного исполнения решения суда - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через городской суд г.Дербента, Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2022 года.

Решение принято в окончательной форме 31 августа 2022 года.

Судья Гаджиев Д.А.