ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2156/2023 от 19.02.2024 Иволгинского районного суда (Республика Бурятия)

УИД 04RS0010-01-2023-002364-55

Дело № 2а-89/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2024 г. с. Иволгинск

Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Раднаевой Т.Б., при секретаре судебного заседания Тихоновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Республиканскому агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить лесничество техникой и оборудованием,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с указанным административным исковым заявлением, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор, прокуратура) просит признать незаконным бездействие Республиканского агентства лесного хозяйства, выразившееся в необеспечении Иволгинского лесничества техникой и оборудованием для патрулирования лесов в соответствии с нормативами, установленными приказом Рослесхоза от 29.07.2021 № 608 «Об утверждении Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов»;обязать Республиканское агентство лесного хозяйства в срок не позднее 1 года со дня вынесения решения суда обеспечить Иволгинское лесничество техникой и оборудованием для патрулирования лесов в соответствии с приказом Рослесхоза от 29.07.2021 № 608 «Об утверждении Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов» в следующем количестве: транспортные средства в количестве 2 единиц, самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт в количестве 2 единиц, беспилотные летательные аппараты в количестве 2 единиц, наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства в количестве 2 наборов, видеорегистратор персональный в количестве 11 единиц, устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) в количестве 23 штук.

Требования мотивированы тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам осуществления надзора за исполнением лесного законодательства в деятельности Республиканского агентства лесного хозяйства (далее - Агентство) установлены нарушения требований закона, регулирующего вопросы обеспечения техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов Иволгинского лесничества. В соответствии с ч. 1 ст. 98.2 Лесного Кодекса РФ, Приказом Минприроды России от 15.12.2021 № 955 утверждены Порядок и Нормативы осуществления лесной охраны (далее – Приказ № 955). Согласно приложениям 1,2 к данному приказу лесная охрана осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий в соответствии со ст.ст. 83-84 Лесного кодекса РФ, посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами органов лесной охраны. В Республике Бурятия уполномоченным органом, осуществляющим охрану лесов, является Республиканское агентство лесного хозяйства. Приказом Рослесхоза от 29.07.2021 № 608 утверждены Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов (далее – Приказ № 608). Данным Приказом предусмотрено, что норматив обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов определяется в расчете на 1 штатную единицу государственных лесных инспекторов, единиц, исходя из штатной численности государственных лесных инспекторов с округлением до целого числа в сторону увеличения. Для Республики Бурятия установлены определенные нормативы обеспеченности техникой и оборудованием, необходимой для патрулирования лесов. При этом должностными лицами используются измерительные приборы и инструменты, технические характеристики которых позволяют обеспечивать проведение измерений лесоматериалов, таксационных характеристик лесного насаждения и площади лесного участка (высотомер, мерная вилка, мерная скоба, мерная лента, угломер, прибор для измерения румбов и азимутов направлений, горизонтальных углов) с погрешностью не более 5%, аппаратура для фото- и видеофиксации места нарушения лесного законодательства, а также технические приборы, предназначенные для установления географического местоположения лесного участка (навигаторы). На территории Иволгинского района лесную охрану осуществляет Иволгинское лесничество. Штатная численность государственных лесных инспекторов Иволгинского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства составляет 13 единиц. В соответствии с Приказом № 608 Агентством произведены расчеты обеспеченности техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, определенный в расчете на 1 штатную единицу государственных лесных инспекторов, единицу, исходя из штатной численности государственных лесных инспекторов с округлением до целого числа в сторону увеличения. По информации Агентства норматив обеспеченности Иволгинского лесничества техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов, определен следующим образом: транспортные средства - 4 единицы; самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт - 3 единицы; беспилотны летательные аппараты - 2 единицы; наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства, - 4 набора; видеорегистратор персональный - 13 штук; устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) - 26 штук. Однако до настоящего времени Иволгинское лесничество не обеспечено указанным нормативным количеством техники и оборудованием, меры к оснащению в полном объеме должностных лиц Иволгинского лесничества техникой и оборудованием, необходимых для патрулирования лесов, в соответствии с требованиями Приказа № 608, Агентством не приняты. Заявки на выделение дополнительного финансирования в адрес Рослесхоза Агентством не направлялись.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Борейко Д.Г. административное исковое заявление поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Алексеева Н.А. в судебном заседании административное исковое заявление не признала по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, просила в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что доводы административного истца о бездействии Агентства необоснованны, поскольку Агентство предпринимает меры по обеспечению Иволгинского лесничества необходимыми для патрулирования лесов техникой и оборудованием, административный истец ссылается на неисполнение Агентством Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Рослесхоз в данном приказе определил потребность в указанной технике и оборудовании субъектов Российской Федерации в соответствии со штатными единицами государственных лесных инспекторов, исходя из численности в каждом субъекте Российской Федерации. Следовательно, в соответствии с п. 2 Приказа финансово-экономическое управление Рослесхоза должно применить данные нормативы при определении объема финансирования для полного обеспечения Республики Бурятия необходимой техникой и оборудованием на очередной финансовый год и плановый период без учета каких-либо заявок со стороны Агентства, учитывая, что у Рослесхоза имеется вся информация о штатной численности государственных лесных инспекторов в Республике Бурятия. В Приказе № 608 не определены конкретные сроки его выполнения, непонятно, в какой период должна быть обеспечена полная укомплектованность каждого субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации по согласованию с Рослесхозом определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, включая расходы на содержание и обеспечение деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, в том числе, связанные с приобретением лесопатрульной техники и оборудования. Финансирования недостаточно для полного обеспечения Агентства необходимой техникой и оборудованием для патрулирования лесов, следовательно, не соответствует требованиям Приказа № 608. Рослесхоз согласовал Агентству расходы на приобретение лесопатрульной техники и оборудования в ДД.ММ.ГГГГ годах и плановый период до ДД.ММ.ГГГГ года без учета нормативов Приказа № 608. Поскольку Рослесхоз при определении общего объема субвенций для Агентства, предоставляемых из федерального бюджета, должен учитывать нормативы, указанные в Приказе № 608, то именно Рослесхоз является ответственным за обеспеченность в полном объеме необходимой техникой и оборудованием каждого субъекта Российской Федерации.

Представитель административного ответчика Федерального агентства лесного хозяйства, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность использования, охраны, зашиты, воспроизводства лесов, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Действующее законодательство предусматривает наличие специального механизма – лесной охраны, которая осуществляется, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 98.2 Лесного Кодекса Российской Федерации под лесной охраной понимается деятельность, направленная на определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (далее - требования лесного законодательства). Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов в соответствии с нормативами и в порядке, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с приведенной нормой Приказом Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 15 декабря 2021 г. № 955 (далее - Приказ № 955) утверждены Порядок и Нормативы осуществления лесной охраны.

Согласно п. 1 Приложения 1 к Приказу № 955 установлено, что лесная охрана осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий в соответствии со ст.ст. 83-84 Лесного кодекса Российской Федерации.

В Республике Бурятия уполномоченным органом, осуществляющим охрану лесов, является Республиканское агентство лесного хозяйства (пункт 3.1.19 Положения об Агентстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 13).

Согласно п. 2 Приложения № 1 к Приказу № 955 лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами органов лесной охраны.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 29 июля 2021 г. № 608 (далее - Приказ № 608) утверждены Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов.

Вышеуказанным Приказом предусмотрено, что норматив обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов определяется в расчете на 1 штатную единицу государственных лесных инспекторов, единиц, исходя из штатной численности государственных лесных инспекторов с округлением до целого числа в сторону увеличения.

Для Республики Бурятия установлены следующие нормативы обеспеченности техникой и оборудованием, необходимой для патрулирования лесов: транспортные средства - 0,33; самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт - 0,20; беспилотные летательные аппараты - 0,165; наборы инструментов, используемые должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства - 0,33; видеорегистратор персональный - 1; устройства дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) - 2.

При этом согласно сноске 3 к таблице, в которых приведены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, указано, что должностными лицами используются измерительные приборы и инструменты, технические характеристики которых позволяют обеспечивать проведение измерений лесоматериалов, таксационных характеристик лесного насаждения и площади лесного участка (высотомер, мерная вилка, мерная скоба, мерная лента, угломер, прибор для измерения румбов и азимутов направлений, горизонтальных углов) с погрешностью не более 5%, аппаратура для фото- и видеофиксации места нарушения лесного законодательства, а также технические приборы, предназначенные для установления географического местоположения лесного участка (навигаторы).

Штатная численность государственных лесных инспекторов Иволгинского лесничества Агентства составляет 13 единиц, что подтверждается информацией Агентства от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Приказом № 608 Агентством произведены расчеты обеспеченности техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, определенными в расчете на 1 штатную единицу государственных лесных инспекторов, исходя из штатной численности государственных лесных инспекторов с округлением до целого числа в сторону увеличения.

При расчете количества техники и оборудования использована формула, где числовые показатели 13 - количество штатных единиц государственных лесных инспекторов Иволгинского лесничества; 0,33 - норматив транспортных средств для Республики Бурятия; 0,20 - норматив самоходных машин и других видов техники или водного транспорта для Республики Бурятия; 0,165 - норматив беспилотных летательных аппарат для Республики Бурятия; 0,33 - норматив наборов инструментов, используемых должностными лицами для фиксации нарушений лесного законодательства, для Республики Бурятия; 1 - норматив видеорегистраторов персональных для Республики Бурятия; 2 - норматив устройств дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) для Республики Бурятия.

Согласно информации Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ норматив обеспеченности Иволгинского лесничества техникой и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов определен следующим образом: -транспортные средства: 13*0,33 = 4 единицы; -самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт: 13*0,20 = 3 единицы; -беспилотные летательные аппараты: 13*0,165 = 2 единицы; -наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства: 13*0,33 = 4 набора; -видеорегистратор персональный: 13*1= 13 штук; - устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства): 13*2 = 26 штук.

Вместе с тем, Иволгинское лесничество до настоящего времени не обеспечено нормативным количеством техники и оборудованием, необходимыми для патрулирования лесов, установленным Приказом .

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 11.09.2020 № 1404 «Об утверждении Правил определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации» нормативная потребность в технике и оборудовании, необходимых для патрулирования лесов, определяется на основе нормативов обеспеченности субъектов Российской Федерации, установленных Федеральным агентством лесного хозяйства, исходя из количества техники и оборудования, необходимого для выполнения объемов мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению и патрулированию лесов в соответствии с объемами указанных мероприятий, установленными лесными планами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке (п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно информации Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ из федерального бюджета на мероприятия по приобретению лесопатрульной техники и оборудования выделено в ДД.ММ.ГГГГ году – 2141,2 тыс. руб., в ДД.ММ.ГГГГ году – 9048,0 тыс. руб. Заявки на выделение дополнительного финансирования в адрес Рослесхоза Республиканским агентством лесного хозяйства не направлялись.

В силу п. 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на осуществление отдельных полномочий Российской федерации в области лесных отношений установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837 (далее – Правила).

В соответствии с п. 3 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, а также перечень приобретаемой техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

В п. 8 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

Согласно п. 8.1 Правил контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

Таким образом, планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения на оснащение техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов, осуществляется на основе заявленной оценки потребности субъекта Российской Федерации в них.

В соответствии с п. 1 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 13, обозначенное ведомство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства на территории Республики Бурятия.

Реализация переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, на территории Иволгинского лесничества осуществляется Республиканским агентством лесного хозяйства в лице территориальных подразделений – лесничеств.

На территории Иволгинского района лесную охрану осуществляет Иволгинское лесничество.

Неукомплектованность требуемым количеством техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов, препятствуют надлежащему исполнению должностными лицами Иволгинского лесничества возложенных на них функций по осуществлению лесной охраны, повышению качества и эффективности мероприятий, направленных на защиту, охрану лесов, что не способствуетдостижению целей, предусмотренных лесным законодательством – сохранение полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Неисполнение требований лесного законодательства нарушает принцип сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, препятствует сохранению его полезной функции, что является недопустимым.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законных интересов Российской Федерации в сфере государственного управления, в том числе нарушают законные интересы и права граждан на благоприятную окружающую среду.

Реализация требований, изложенных в Приказе № 608, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения на оснащение субъектов Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимых для патрулирования лесов, осуществляется на основе заявленной субъектом Российской Федерации оценки потребности в них.

Определение объема субвенции, предоставляемой субъекту Российской Федерации на соответствующий год, осуществляется Рослесхозом в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2021 № 2046 (ранее – Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 838).

В соответствии с нормами Бюджетного Кодекса Российской Федерации (ст.ст. 162, 219) получатель бюджетных средств принимает и исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.

Осуществление переданных полномочий в области лесных отношений следует осуществлять в пределах вышеуказанных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 133 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в составе общего объема субвенций ежегодно предусматривается не распределенная между субъектами Российской Федерации субвенция.

Данные средства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, на основании решения Рослесхоза.

Кроме того, в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом положений ст. 130 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечения охраны и защиты лесов.

В ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации определено: использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя изпонятияо лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.4, ст.15 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, тем самым, неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда.

Невыполнение возложенных на административного ответчика полномочий не будет способствовать реализации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в понятие которой входят, в том числе лесные ресурсы, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до ДД.ММ.ГГГГ года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Данный проект направлен на сохранение лесов страны в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации.

Объем финансового обеспечения на ДД.ММ.ГГГГ год составил 22 849 162,60 рублей, на ДД.ММ.ГГГГ год – 22 849 162,60 рублей.

Как следует из дополнения к возражению на административное исковое заявление, на основании ведомости основных средств, находящиеся на балансе Агентства, закрепленных за ОО и ОД Иволгинского лесничества и в соответствии с приказом Рослесхоза от 29.07.2021 № 608 «Об утверждении Нормативов обеспеченности субъекта РФ техникой и оборудованием, необходимых для патрулирования лесов» Агентство обеспечило ОО и ОД Иволгинское лесничество измерительными приборами и инструментами, техническиехарактеристики которых позволяют обеспечить проведение измерений лесоматериалов, таксационных характеристик лесного насаждения и площади лесного участка (высотометр, мерная вилка, мерная скоба, мерная лента, угломер, прибор для измерения румбов и азимутов направлений, горизонтальных углов), аппаратура для фото-видеофиксации места нарушения лесного законодательства, а также технические приборы, предназначенные для установления географического местоположения лесного участка (навигаторы), т.е. наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства. Соответственно, наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений законодательства, имеются в количестве 3 штук.

Согласно решению Совета депутатов муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ МО «Иволгинский район» дает согласие на передачу движимого имущества на безвозмездной основе из муниципальной собственности муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия в государственную собственность Республики Бурятия - фотоловушки «<данные изъяты>» в количестве 2 штук, цена за единицу - 39 950 руб., стоимость всего - 79 900 руб.

Республиканское агентство лесного хозяйства на основании решения Совета депутатов МО «Иволгинский район» просит министра имущественных и земельных отношений Республики Бурятия рассмотреть вопрос о принятии в республиканскую собственность указанных фотоловушек, о чем свидетельствует письмо руководителя Агентства от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ «О безвозмездной передаче движимого имущества из собственности муниципального образования «Иволгинский район» в государственную собственность Республики Бурятия» в государственную собственность Республики Бурятия приняты две фотоловушки «Филин <данные изъяты>», находящиеся в собственности муниципального образования «Иволгинский район».

Согласно пояснениям представителя Республиканского агентства лесного хозяйства бездействие со стороны Агентства отсутствует, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году Агентство приобрело 10 автомобилей на сумму 22 833 535,72 руб. для патрулирования лесов, ДД.ММ.ГГГГ году было приобретено 11 вездеходов на сумму 11 223 334,32 руб., 11 прицепов (9 047 863 руб.), 4 мотоцикла и 7 БПЛА (1 595 270 руб.). В ДД.ММ.ГГГГ году были запланированы расходы на сумму 3 000 000 руб., но Агентство внесло в бюджетные проектировки увеличение расходов на приобретение лесопатрульной техники и оборудования лесов должностными лицами с 3 000 000 руб. до 10 000 000 руб.

Так, судом установлено, что Агентством ведется постоянная работа в данном направлении, техникой и оборудованием лесничества республики обеспечиваются по мере поступления бюджетных ассигнований.

Оценив собранные по делу доказательства, установленные судом обстоятельства, суд не усматривает бездействия Республиканского агентства лесного хозяйства по необеспечению Иволгинского лесничества техникой и оборудованием для патрулирования лесов в соответствии с предусмотренными Приказом № 608 нормативами. Кроме того, следует учесть, что Приказ № 608 вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, судом установлено, что Иволгинское лесничество в настоящее время нормативным количеством техники и оборудования не обеспечено. Отсутствие техники и оборудования для патрулирования лесов влечет невыполнение в полном объеме мероприятий по охране лесов на территории Иволгинского лесничества.

Доводы представителя административного ответчика о том, что количество транспортных средств будет увеличено сверх установленного норматива и составит 138 единиц транспорта, суд не принимает во внимание, поскольку требования прокурора направлены на обеспечение техникой и оборудованием исключительно должностных лиц Иволгинского лесничества, и установленные Приказом № 608 нормативы являются минимальными, ограничений по максимальному количеству обеспечения техникой и оборудованием не установлено.

В силу ч.1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Необеспеченность Иволгинского лесничества техникой и оборудованием для патрулирования лесов влечет невыполнение в полном объеме мероприятий по охране лесов, что, в свою очередь, порождает нарушения требований лесного законодательства, в частности, незаконные рубки.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм и положений закона, а также учитывая, что земля и другие природные ресурсы выступают как многофункциональный, незаменимый, особо ценный объект общественных отношений, лесной фонд является объектом публичного достояния, подлежащим защите, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании обеспечить Иволгинское лесничество техникой и оборудованием для патрулирования лесов всоответствии с Приказом .

При этом суд полагает, что предложенный истцом срок исполнения обязательств – не позднее 1 года со дня вынесения решения суда, является недостаточным, поскольку, учитывая порядок предоставления финансирования для обеспечения техникой и оборудованием в соответствии с установленными нормативами, необходимость размещения запросов котировок в Единой информационной системе в сфере закупок, а также в соответствии с характером предъявленных требований, Республиканскому агентству лесного хозяйства для исполнения решения суда необходимо предоставить разумный срок, в связи с чем суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда - в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства в срок не позднее 3 лет с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить Иволгинское лесничество техникой и оборудованием для патрулирования лесов в соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.07.2021 № 608 «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов» в следующем количестве:

- транспортные средства в количестве 2 единиц;

- самоходные машины и другие виды техники или водный транспорт в количестве 2 единиц;

- беспилотные летательные аппараты в количестве 2 единиц;

- наборы инструментов, используемые для фиксации нарушений лесного законодательства, в количестве 2 наборов;

- видеорегистратор персональный в количестве 11 единиц;

- устройство дистанционного контроля за территорией (фотоловушки, звуковые радары и аналогичные устройства) в количестве 23 штук.

В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Cуд Республики Бурятия через Иволгинский районный суд Республики Бурятия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Б. Раднаева

Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2024 года.

Верно: судья Т.Б. Раднаева