ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2159/20 от 29.09.2020 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а- 2159/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 29 сентября 2020 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Кравченко О.Е.

при секретаре Кельм Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным отказа и возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к межрегиональному территориальному управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, в котором просит признать незаконным решение от 00.00.0000 годаУ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложить обязанность на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории занимаемого гаражом по адресу: Х площадью У кв.м мотивируя тем, что он является собственником гаража по указанному адресу, с целью оформления земельного участка он обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью У кв.м. в целях размещения гаражного бокса, на что получил отказ от 00.00.0000 годаУ, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность и порядок предоставления земельного участка под помещением (гаражом-боксом) в собственность. С данным отказом административный истец не согласен, считает его нарушающими право собственника здания на оформление земельного участка в собственность, поскольку какие-либо ограничения для передачи земельного участка в собственность отсутствуют.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доверил право представлять его интересы ФИО2 (по доверенности, с дипломом) которая в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва ФИО3 (по доверенности) в судебном заседании поддержала доводы изложенные в письменном отзыве, в которых указывала, что объект недвижимого имущества - гаражный бокс У по адресу: Х располагается в границах земельного участка с кадастровым номером У площадью У кв.м являющегося федеральной собственностью, который на праве постоянного (бессрочного) права пользования закреплен за ФИЦ КНЦ СО РАН, в соответствии с п.14 части 1 статьи 2 Федерального закона от 00.00.0000 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что помещение – часть объема здания и сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. Исходя из сведений ЕГРН факт отнесения указанных нежилых помещений (гаража) к зданию, сооружению не подтверждается, оно зарегистрировано как обособленно, отдельно стоящий объект, следовательно, законные основания для образования земельного участка под нежилым помещением (гаражом) У отсутствуют.

Представители заинтересованного лица ФИЦ КНЦ СО РАН, ПГК «Родник», министерства образования и науки РФ в судебное заседание не явились, представителя не направили, были уведомлены надлежащим образом.

Учитывая мнение участников процесса, поскольку участие сторон не признано судом обязательным, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд признает уведомление лиц участвующих в деле надлежащим и полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав представителей сторон, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении земельного участка гражданину в порядке, предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ, в частности, принятие органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ.

В силу п.3 ст.39.12 Земельного кодекса РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Данный перечень является исчерпывающим.

В соответствии с п.17 ст.39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником гаража, назначение – нежилое, общей площадью У кв.м. по адресу: Х, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права от 00.00.0000 года. Х и свидетельства о праве на наследство по закону от 07.12.2012г., соответствует сведениям ЕГРН, а также не оспорено сторонами.

С целью оформления земельного участка административный истец ФИО1 12.08.2019г. обращался в МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва за утверждением схемы КПТ в отношении земельного участка занятого гаражом, общей площадью участка - У кв.м.

По итогам рассмотрения указанного заявления, 00.00.0000 года гола истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью У кв.м., поскольку согласно актуальным сведениям ЕГРН на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимого имущества - гаражный бокс У по адресу: Х располагается в границах земельного участка с кадастровым номером У, в соответствии с п.14 части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что помещение – часть объема здания и сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. Исходя из сведений ЕГРН факт отнесения указанных нежилых помещений (гаража) к зданию, сооружению не подтверждается, оно зарегистрировано как обособленно, отдельно стоящий объект, следовательно, законные основания для образования земельного участка под нежилым помещением (гаражом) У отсутствуют.

07 мая 2019 года административным истцом были получены сведения ИСОГД на испрашиваемый земельный участок, подготовлено заключение кадастровым инженером 18.04.2019г., а также составлена схема расположения земельного участка площадью У кв.м. в соответствии с градостроительным регламентом, принятым Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск» утвержденными решением от 07.07.2015г. №В-У для территориальной зоны П-3, образуемый участок находится в пределах земельного участка с кадастровым номером У площадью У кв.м являющегося федеральной собственностью по адресу: Х, Х.

Разрешая заявленные требования, установив, что административному истцу в установленном законом порядке на праве собственности принадлежит вышеуказанный объект недвижимого имущества (гаражный бокс), учитывая, что единственным основанием для отказа в утверждении схемы и предварительного согласования предоставления земельного участка послужил тот факт, что согласно сведений ЕГРН помещение (гаражный бокс) не зарегистрировано как обособленный объект недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 16 сентября 2019г. У является незаконным, поскольку указанное в нем основание не предусмотрено пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом указанный в данной норме права перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым признать оспариваемое решение незаконным, в порядке восстановления прав истца возложить на административного ответчика обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу возложить обязанность на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории занимаемого гаражом по адресу: Х площадью У кв.м.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным отказа и возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным решение межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 00.00.0000 годаУ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложить обязанность на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории занимаемого гаражом по адресу: Х площадью У кв.м.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 15.10.2020г.