ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2159/2017 от 20.06.2017 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

с участием помощника прокурора г. Иркутска Мещерякова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2159/2017 по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации города Иркутска о признании нормативного правового акта недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к администрации г. Иркутска в котором просит признать не действующими абзац 9 пункта 9.1.3, абзац 10 пункта 9.1.3 Постановления Администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске»; признать не действующими пункты 3.4, 3.5, 3.6 Приложения № 6 к Положению об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденного Постановлением Администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске».

В обоснование административного искового заявления указано, что Постановлением Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 № 031-06-1231/5 (ред. от 09.06.2016) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске» утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске. Указанное постановление опубликовано в издании «Иркутск официальный», № 61 от 29.12.2015. Индивидуальный предприниматель ФИО1 занимается осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городе Иркутске по маршруту <данные изъяты>). Постановление Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 № 031-06-1231/5 содержит ряд положений, которые, по мнению ИП ФИО1, не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, а также создают для перевозчиков дополнительные и экономически необоснованные обязанности и административные барьеры.

Так, абзацем 9 пункта 9.1.3 Постановления установлен срок действия нерегулируемых тарифов - не менее одного года. Абзацем 10 пункта 9.1.3 Постановления предусмотрена обязанность Перевозчика: в срок не позднее 1 августа года, предшествующего году, в котором планируется изменение тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа, направлять уведомление об изменении тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа в адрес Управления.

Федеральный закон № 220-ФЗ от 13.07.2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит каких-либо ограничений по срокам и порядку изменения тарифов перевозчиком, перевозчик имеет право самостоятельно устанавливать тарифы на любой срок и в любое время их изменять без каких-либо ограничений и дополнительных административных барьеров, что вполне логично в условиях рыночной экономики.

Администрация г. Иркутска полномочиями по установлению порядка изменения нерегулируемых тарифов не наделена.

Указанным положением Перевозчик, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам существенно ограничен в праве на изменение тарифов. Установление, среди прочего, запрета на снижение перевозчиком тарифа в течение календарного года и запрета на изменение перевозчиком тарифа без уведомления об этом в установленный законом срок уполномоченного органа на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Иркутска препятствует осуществлению предпринимательской деятельности. Таким образом, абзац 9 пункта 9.1.3, абзац 10 пункта 9.1.3 Постановления администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске» противоречат пункту 18 части 1 статьи 3, части 4 статьи 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», а также части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Пунктом 8.6, 8.7 Постановления установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по критериям, установленным частью 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ, в соответствии со Шкалой оценки заявок на участие в открытом конкурсе (Приложение N 6 к настоящему Положению). В приложении № 6 (шкала оценок заявок на участие в открытом конкурсе) содержится п. 3: Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики), включающий в себя - п. 3.1: наличие кондиционера; п. 3.2: наличие низкого пола; п. 3.3: наличие оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики; п. 3.4: наличие информационной системы с внутрисалонным табло автоматического отображения информации (остановочные пункты, температура воздуха окружающей среды и в салоне) (размеры информационных надписей на внутрисалонном табло информационной системы должны обеспечивать читаемость изображения из наиболее удаленной точки салона транспортного средства); п. 3.5: наличие в салоне транспортного средства автоматической системы звукового информирования пассажиров о перевозочном процессе; п. 3.6: наличие установленного комплекта оборудования видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон транспортного средства (с сохранением информации в течение не менее 3 суток); п. 3.7. Экологический класс транспортного средства: Евро-5 и выше; Евро-4; Евро-3; Евро-2 и ниже.

Характеристикам транспортного средства - автобуса, относятся: колесная формулa/ведущие колеса; схема компоновки транспортного средства; тип кузова/количество дверей; количество мест для сидения; пассажировместимость; габаритные размеры, мм: длина, ширина, высота; база, мм; колея передних/задних колес, мм; масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг; технически допустимая максимальная масса транспортного средства, кг; двигатель (марка, тип); максимальная юность, кВт; максимальный крутящий момент; топливо; рулевое управление; тормозные системы; подвеска; шины; дополнительное оборудование транспортного средства. Данные характеристики определены Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», и учитываются при одобрении типа транспортного средства. Аналогичные характеристики транспортного средства содержатся в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.12.2014 N 232 «О Правилах заполнения бланков одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси, уведомления об отмене документа, удостоверяющего соответствие техническому регламенту, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности». Также действующее законодательство не предусматривает обязательного требования к наличию в транспортном средстве информационной системы с внутрисалонным табло автоматического отображения информации, автоматической системы звукового информирования пассажиров о перевозочном процессе и комплекта оборудования видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в талон транспортного средства.

ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования» данные свойства услуги (информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.) не рассматривает с точки зрения оценки результатов оказания услуги и не относит их к качественным характеристикам. Оснащение технологического процесса услуг пассажирского автомобильного транспорта техническими средствами и оборудованием (табло автоматического отображения информации, система звукового информирования, видеонаблюдение) отнесено к мероприятиям подготовки средств технического обеспечения, а не к влияющим на качество перевозок характеристикам транспортных средств. Таким образом, указанное в п. 3.4, 3.5, 3.6 оборудование не относится к характеристикам транспортного средства, соответственно включение указанных в данных пунктах требований противоречит воле законодателя и не может служить критерием определения характеристик транспортных средств, влияющих на качество перевозок.

Более того, вводя такие критерии как: наличие информационной системы с внутрисалонным табло автоматического отображения информации (остановочные пункты, температура воздуха окружающей среды и в салоне) (размеры информационных надписей на внутрисалонном табло информационной системы должны обеспечивать читаемость изображения из наиболее удаленной точки салона транспортного средства); наличие в салоне транспортного средства автоматической системы звукового информирования пассажиров о перевозочном процессе; наличие установленного комплекта оборудования видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон транспортного средства (с сохранением информации в течение не менее 3 суток), и определяя количество баллов в размере 10 за каждый критерий, Администрация г. Иркутска заведомо ставит Перевозчиков, эксплуатирующих новые транспортные средства (до 3 лет либо от 3 до 6 лет), но не отвечающих вышеуказанным критериям, в невыгодное положение по отношению к Перевозчикам, транспортные средства которых находятся в эксплуатации более 6 лет, и отвечающих этим критериям.

Таким образом, ИП ФИО1 считает, что установление вышеуказанных критериев оценки конкурсного предложения, противоречит положениям пп. 3 п. 3 ст. 24Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, который позволяет определить какие влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок могут быть предусмотрены (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики). При этом, следует отметить, что характеристики транспортных средств могут быть установлены только заводом-изготовителем, также как и установление оборудования, влияющего на характеристики транспортного средства.

В соответствии с изложенным, ИП ФИО1 считает, что пункты 3.4, 3.5, 3.6 Приложения № 6 к Положению об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденного Постановлением Администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске» противоречат пп. 3 п. 3 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220- ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», положениям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования», принятого постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 14.11.2001 года № 461-ст. положениям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». ИП ФИО1 считает, что введение вышеуказанных критериев ограничивает его права на участие в конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. По мнению ИП ФИО1, оспариваемые нормы приняты Администрацией г. Иркутска с превышением полномочий и с целью ограничить конкуренцию между предприятием, которое занимается социальными перевозками по регулируемым тарифам, и предпринимателями в сфере регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, в связи с чем, нарушены права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности.

17.02.2017гда ИП ФИО1 обратился с заявлением в на имя Мэра г. Иркутска, заместителя мэра - председателя Комитета городского обустройства Администрации г. Иркутска о внесении изменений в Постановление Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 (в редакции Постановления Администрации города Иркутска от 09.06.2016 года № 031-06-540/6) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске», которое осталось без ответа. На основании изложенного административный истец полагал требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании административный истец ИП ФИО1 отсутствует, уведомлен надлежащим образом, уважительных причин не явки суду не представил.

Представители административного истца ФИО2, ФИО3 поддержали заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации г.Иркутска ФИО4 требования ИП ФИО1 не признала.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора г. Иркутска, полагавшего оспариваемый нормативно-правовой акт принятым в соответствии с нормами законодательства имеющего большую юридическую силу, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48, в редакции от 09 февраля 2012 года, «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).

Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

По смыслу данной нормы права для принятия решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта основанием для удовлетворения заявленных требований является только не соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Постановлением Администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 утверждено «Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске».

Положение разработано и утверждено в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федеральным законом от 13.07.2015 № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», ст.ст. 11, 37, 38, 42 Устава города Иркутска.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 занимается осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городе Иркутске по маршруту (<данные изъяты>).

Согласно выписке из ЕГРИП ИП ФИО1 осуществляет деятельность, связанную с автомобильным транспортом, в том числе автобусную деятельность по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам.

Таким образом, административный истец является участником правоотношений, которые регулируются оспариваемым нормативным правовым актом.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Уставом города Иркутска, утвержденным решением Думой г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4), к вопросам местного значения городского округа муниципальное образование город Иркутска отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (ч. 7 ст. 11).

В статье 12 Устава города Иркутска закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Иркутска обладают полномочием по изданию муниципальных правовых актов.

Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами.

Оспариваемое постановление принято мэром г. Иркутска в соответствии с его компетенцией и соответствовал форме и виду нормативно-правового акта, принимаемого мэром г. Иркутска.

Первоначальный текст оспариваемого постановления был официально опубликован в издании «Иркутск официальный», № 61, 29.12.2015., что соответствовало ст. 32 Положения о муниципальных правовых актах города Иркутска», утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 21.10.2004 № 004-20-040012/4.

Проверяя оспариваемые абзацы 9, 10 пункта 9.1.3. Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденного Постановлением Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 № 031-06-1231/5, на соответствие пункту 18 части 1 статьи 3, части 4 статьи 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» суд учитывает следующее.

Согласно частям 1 - 3 статьи 2 данного федерального закона законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Разделом 9 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске установлены требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.

Абзацами 9, 10 подпункта 9.1.3. предусмотрено, что в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту перевозчик:

- вводит тариф на регулярные перевозки пассажиров и багажа с начала календарного года сроком действия не менее одного года;

- в срок не позднее 1 августа года, предшествующего году, в котором планируется изменение тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа, направляет уведомление об изменении тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа в адрес Управления;

Согласно пункту 16 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» регулярные перевозки могут быть организованы по регулируемым или по нерегулируемым тарифам.

Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17 части 1 указанной статьи).

Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18 части 1 этой же статьи).

Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам регламентирована статьей 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации».

В данной статье закреплено установление уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего федерального закона маршрутами регулярных перевозок смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, муниципальных маршрутов регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, подтверждение права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, а также количество выдаваемых карт муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок.

Кроме того, в указанной статье предусмотрено установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.

Из приведенных положений статьи 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» следует, что положения данной статьи регламентируют именно организацию регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, устанавливают требования к осуществлению таких перевозок, в том числе, с оговоркой о том, что установление требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам допускается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом. Однако, указанными нормами органы местного самоуправления не уполномочены на регулирование тарифов данного вида регулярных перевозок, в том числе указанными нормами муниципальные органы не уполномочены на регламентацию срока, с которого вводится устанавливаемый перевозчиком тариф, срока действия устанавливаемого перевозчиком тарифа, а также срока и порядка направления перевозчиком уведомления об изменении тарифа.

Доводы административного ответчика о том, что законодатель закрепил полномочие по установлению требования к осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам без указания на пределы предоставленного полномочия, а также, что оспариваемые нормы направлены на соблюдения принципа баланса интересов пассажиров и перевозчика, который обязан обеспечить доступность услуг по перевозке, судом не принимаются, поскольку установление таких требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что запрещается частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Установление в г. Иркутске запрета на изменение перевозчиком тарифа без уведомления об этом в установленный законом срок уполномоченного органа в сфере транспортного обслуживания населения, уполномоченного органа по установлению регулируемых тарифов препятствует осуществлению предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что абзацы 9, 10 пункта 9.1.3. Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденного Постановлением Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 № 031-06-1231/5 противоречат пункту 18 части 1 статьи 3, части 4 статьи 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем, подлежат признанию недействующими.

Поскольку в судебном заседании установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, суд в силу ч. 1 ст. 216 КАС РФ полагает правомерным признать не действующими абзац 9 пункта 9.1.3, абзац 10 пункта 9.1.3 оспариваемого Постановления со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Пунктами 3.4, 3.5, 3.6 Приложения № 6 к Положению об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, предусмотрено, что Оценка заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется по следующей шкале, в том числе по 10 бальной системе оценивается:

наличие информационной системы с внутрисалонным табло автоматического отображения информации (остановочные пункты, температура воздуха окружающей среды и в салоне) (размеры информационных надписей на внутрисалонном табло информационной системы должны обеспечивать читаемость изображения из наиболее удаленной точки салона транспортного средства)

наличие в салоне транспортного средства автоматической системы звукового информирования пассажиров о перевозочном процессе

наличие установленного комплекта оборудования видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон транспортного средства (с сохранением информации в течение не менее 3 суток).

Административный истец полагает, что включение в Оценку заявок на участие в открытом конкурсе вышеуказанных пунктов, противоречит положениям пп. 3 п. 3 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, который позволяет определить какие влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок могут быть предусмотрены (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики).

Частями 2 и 4 статьи 19 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» предусмотрено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса.

Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок регламентированы статьей 24 указанного федерального закона, согласно которой заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества (часть 1). Требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса (часть 2). Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по установленным критериям, в числе которых влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики) (пункт 3 части 3).

Распоряжением Министерства транспорта РФ № НА-19-р от 31.01.2017 утвержден «Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Качество как социально-экономическая категория и мера соответствия предоставляемых услуг условиям и требованиям стандартов, запросов потребителей проявляется в надежности, безопасности, доступности, комфортности предоставляемых услуг.

Применительно к транспортному средству, используемому для транспортных перевозок пассажиров, комфортность слагается из совокупности характеристик транспортных услуг, обусловливающих создание необходимых условий обслуживания, и удобства пребывания пассажиров на транспортном средстве в соответствии с установленными нормами и требованиями (ГОСТ Р51006-96) и достигается не только оснащенностью транспортного средства кондиционером и средствами информирования пассажиров, наличием низкого пола в транспортном средстве, багажных полок, индивидуального освещения и вентиляции, удобным размещением кресел, оборудованием для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками, уровнем шума в салоне, но и использованием для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок транспортных средств, относящихся к высоким экологическим классам ЕВРО-4 и выше.

Пункт 3.1.5 названного распоряжения устанавливает, что все автовокзалы, автостанции и остановочные пункты оснащены средствами зрительного информирования пассажиров с актуальной информацией и прочими элементами обустройства в соответствии с требованиями, установленными подпунктами 14 - 18 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Под средствами зрительного информирования пассажиров понимаются справочно-информационные стенды и табло, размещенные на объектах транспортной инфраструктуры, а также в транспортных средствах, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, содержащие информацию о маршрутах регулярных перевозок и их расписании.

Согласно п.п 3.3.1., 3.3.3. названного распоряжения все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, оснащаются средствами информирования пассажиров в соответствии с пунктами 32, 36 и подпунктами «а», «б», «г» пункта 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; а также все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, соответствуют температурному режиму, установленному в соответствии с температурой наружного воздуха - не менее 12 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов Цельсия, не более 25 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов Цельсия.

Следовательно, критерий «наличие информационной системы с внутрисалонным табло автоматического отображения информации» является обоснованным, объективным, направленным на повышение качества оказываемых услуг.

Согласно «ГОСТ Р 51090-97. Государственный стандарт Российской Федерации. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности безопасности для инвалидов», предназначенный для распространения на средства общественного пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, вагоны трамваев, пассажирские вагоны, вагоны электро- и дизель-поездов, вагоны метрополитена, речные и морские пассажирские суда, самолеты гражданской авиации), предназначенные для перевозки пассажиров, в том числе пассажиров-инвалидов, по воде, земле, под землей и по воздуху, каждое транспортное средство должно быть оборудовано звуковой и визуальной (табло, дисплей и др.) информационными системами для обеспечения инвалидов и других пассажиров сообщениями о маршруте следования, об остановках и любой другой предупреждающей информацией.

Таким образом, критерий «наличие в салоне транспортного средства автоматической системы звукового информирования пассажиров» направлен на обеспечение соблюдения прав и законных интересов инвалидов, является обоснованным, основанным на нормах действующих норм и правил.

Пункт 19 ч. 1 ст. Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» устанавливает, что субъекты транспортной инфраструктуры это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного и городского наземного электрического транспорта и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 № 924, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) на транспортных средствах, обязаны, в том числе:

оснащать транспортное средство техническими средствами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, обеспечивающими:

видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине (отделении водителя) транспортного средства и на путях прохода в салон транспортного средства;

передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных;

выявление проникновения нарушителя в зону транспортной безопасности транспортного средства или ее части и (или) на критические элементы транспортного средства.

Указанное выше означает, что критерий «наличие установленного комплекта оборудования видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон транспортного средства (с сохранением информации в течение не менее 3 суток)» направлен на обеспечение безопасности перевозок, пассажиров (населения города Иркутска), является обоснованным, подкрепленным действующим законодательством.

Постановлением Правительства Иркутской области от 19.05.2016 № 285-пп «Об установлении шкалы для оценки критериев, применяемых при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Иркутской области» установлены аналогичные критерии к оценке.

Учитывая то обстоятельство, что указанные в пунктах 3.4, 3.5, 3.6 Приложения № 6 к Положению об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, характеристики, являются одним из критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, а не обязательным условием для осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок и требованием к характеристике транспортного средства не являются, суд полагает, что указанные пункты не препятствуют административному истцу участвовать в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Доводы административного истца о том, что включение администрацией г. Иркутска указанных в данных пунктах требований, заведомо ставит Перевозчиков, эксплуатирующих новые транспортные средства (до 3 лет либо от 3 до 6 лет), но не отвечающих вышеуказанным критериям, в невыгодное положение по отношению к перевозчикам, транспортные средства которых находятся в эксплуатации более 6 лет, и отвечающих этим критериям, суд признает не состоятельными, поскольку в условиях свободной конкуренции административный истец осуществляет предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, в целях повышения качества оказываемых услуг и обеспечения безопасности перевозок, пассажиров не лишен права установить указанное оборудование.

Также суд учитывает представленную административным ответчиком информацию о том, что административным истцом ни разу не подавались документы на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, поэтому его доводы о том, что победа в открытом конкурсе поставлена в зависимость от наличия или отсутствия оборудования транспортного средства, указанного в оспариваемых пунктах, являются голословными и подтверждены соответствующими доказательствами.

Оспариваемые критерии, стимулируя перевозчиков к обновлению автобусного парка, не могут расцениваться и как снижающие уровень правовых гарантий перевозчика.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что перечень характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок, не является исчерпывающим, на что указывает использование законодателем в контексте редакции пункта 3 части 3 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ термина «и иные характеристики», а также термина «качество перевозок».

Качество как социально-экономическая категория и мера соответствия предоставляемых услуг условиям и требованиям стандартов, запросов потребителей проявляется в надежности, безопасности, доступности, комфортности предоставляемых услуг.

Довод представителей административного истца о неправомерности шкалы оценок судом не учитывается, поскольку шкала оценок административным истцом не оспаривается.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что пункты 3.4, 3.5, 3.6 Приложения № 6 к Положению об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске не противоречат положениям пп. 3 п. 3 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в этой части.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Иркутск официальный» и размещению на официальном сайте администрации г. Иркутска.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации города Иркутска удовлетворить частично.

Признать не действующими абзац 9 пункта 9.1.3, абзац 10 пункта 9.1.3 Постановления Администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 (ред. от 09.06.2016) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске» со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации города Иркутска о признании не действующими пунктов 3.4, 3.5, 3.6 Приложения № 6 к Положению об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденного Постановлением Администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 (ред. от 09.06.2016) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске» - отказать.

Возложить на администрацию г. Иркутска опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Иркутск официальный» и разместить на официальном сайте администрации г. Иркутска

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 23.06.2017г. Н.Н. Исакова