Дело №2а-215/18г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Эльхотово 15 августа 2018 года
Кировский районный суд Республики Северная Осетия-Алания, в составе: председательствующего судьи Черчесова Н.В., с участием;
старшего помощника прокурора Кировского района РСО-Алания ФИО1,
адвоката Представитель административного истца, представившей удостоверение ... и ордер ... от ...,
при секретаре Хабалати А.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Административный истец к Территориальной избирательной комиссии ...... о признании незаконным решения избирательной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обосновании административных исковых требований указала, что на основании п.8 ч.15 ст.28 Закона ...-РЗ «О выборах в органы местного самоуправления в ...... на основании протокола Рабочей группы ТИК ... по проверке подписных листов, территориальная избирательная комиссия ... решила отказать ей, Административный истец, в регистрации на должность Главы Комсомольского сельского поселения. Решение за ... опубликовано в газете «Вперёд» ..., вынесено ... в 11 ч. 05м. Согласно протокола проверки подписных листов установлено, что ... состоялось заседание Рабочей группы без ее участия. В ходе проверки заявленных и представленных подписей избирателей выявлены нарушения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, а именно: отсутствие или неполные, неверные данные о месте жительства сборщика, неоговоренные исправления - четырнадцать подписей (2 подписных листа). Выявлено 14 % недостоверных подписей. Решением Территориальной избирательной комиссии ...... от ...... ей, Административный истец, отказано в регистрации на должность Главы Комсомольского сельского поселения. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, названо подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № ... основанием для отказа в регистрации кандидата. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с Федеральным законом от ... № ..., в соответствующие органы в сроки, установленные Федеральным законом (ч.2 ст.49). Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведении об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписях. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Статьей 27 Закона «О выборах в органы местного самоуправления в ......» предусмотрена гласность в деятельности избирательных комиссии «На всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении участковой избирательной комиссией работы со списками избирателей, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации». Законом ... «О выборах в органы местного самоуправления в ......» определено, что выдвижение кандидата в депутаты Государственного Собрания должно быть поддержано избирателями путём внесения ими своих подписей в подписные листы. Законом о выборах установлены процедуры сбора подписей избирателей и требования к оформлению подписных листов. Согласно Закона о выборах избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом. В Законе о выборах отражено, что недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата, если иное не установлено федеральным законом. Решением Территориальной избирательной комиссии ......... от ...... ей, Административный истец отказано в регистрации на должность Главы Комсомольского сельского поселения. С решением избирательной комиссии она не согласна по следующим основаниям: ее не уведомили о месте и времени заседании комиссии; заседание Рабочей группы ТИК было проведено в ее отсутствие; допущена механическая описка в двух подписных листах с последующим признанием их недействительными. В вышестоящую избирательную комиссию жалоба на Решение административного ответчика от ...... не подавалась. Согласно протокола проверки подписных листов установлено, что ... состоялось заседание рабочей группы без ее участия по проверке подписных листов. В ходе проверки заявленных и представленных подписей избирателей выявлены нарушения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, а именно: отсутствие или неполные, неверные данные о месте жительства сборщика, неоговоренные исправления - четырнадцать подписей ( 2 подписных листа). В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от ... № ..., решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 этого Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом. Согласно ч.1 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающего избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Просит признать незаконным решение административного ответчика от ......; восстановить нарушенные ее избирательные права в части признания достоверными (действительными) 2 (двух) подписных листов с 14 подписями избирателей.
В судебном заседании административный истец – Административный истец поддержала требования, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного истца Административный истец – Представитель административного истца, действующая на основании ордера и доверенности, поддержала требования, изложенные в административном исковом заявлении, и просила суд признать решение Территориальной избирательной комиссии ...... незаконным.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии ...... – Представитель административного ответчика, просил отказать в удовлетворении административного иска Административный истец, считая его незаконным.
Представитель ЦИК ... – Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении административного иска и пояснил, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа, лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает ФИО, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или иного документа, заменяющего паспорт гражданина, а также ставит свою подпись и дату ее внесения, что не было сделано сборщиком подписей при сборе подписей при оформлении подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидатов. Решением территориальной комиссии от ... установлено минимальное количество подписей, необходимых для регистрации на должность главы Комсомольского сельского поселения ......, которое составило 10 подписей, а также максимальное число представляемых подписей, которое составило соответственно 14. Административный истец в адрес ТИК было представлено 14 подписей, отобранных в поддержку кандидата, представленных с уточненным протоколом об итогах сбора подписей. По результатам проведенной проверки рабочей группы ТИК установлено, что представленные подписи, подписные листы не были заверены лицом, осуществляющим сбор подписей в соответствии с действующим законодательством. Основанием для отказа в регистрации послужило недостаточное количество достоверных подписей, представленных для регистрации кандидата. Не уведомление кандидата о проведении проверки порядка сбора подписей не является основанием отмены решения. В связи с чем, административные исковые требования Административный истец считает неподлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора ...... полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.25 Закона Республики Северная Осетия-Алания "О выборах в органы местного самоуправления в ...", количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, список кандидатов составляет - 0,5 процентов от числа избирателей, но не может составлять менее 10 подписей.
Согласно ч.9 ст.25 указанного Закона установлено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии с ч.4 ст.28 Закона, количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законодательством. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи.
Согласно ч.6 ст.28 Закона указано, что если необходимое для регистрации кандидата количество подписей не превышает 200 подписей, проверке подлежат все подписи.
... административный истец Административный истец обратилась с письменным заявлением в территориальную избирательную комиссию ... РСО-Алания о согласии баллотироваться кандидатом на замещение должности главы Комсомольского сельского поселения ......, представив в территориальную избирательную комиссию ...... подписные листы выборов главы Комсомольского сельского поселения ... РСО-Алания.
Как установлено в судебном заседании, Решением от ...... собранием представителей Комсомольского сельского поселения муниципального образования ... назначены выборы главы Комсомольского сельского поселения муниципального образования ....
Территориальной избирательной комиссии ...... было выявлено, что представленные подписные листы не были заверены лицом, осуществлявшим сбор подписей в соответствии с действующим законодательством о выборах и референдумах.
В соответствии с п. 8 ст.28 Закона, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Из подписных листов выборов главы Комсомольского сельского поселения ......, исследованных в судебном заседании видно, что представленные подписные листы не были заверены лицом, осуществлявшим сбор подписей в соответствии с действующим законодательством о выборах и референдумах.
Из Решения Территориальной избирательной комиссии ...... от .... ... об отказе в регистрации кандидату на должность главы Комсомольского сельского поселения видно, что основанием отказа в регистрации послужило недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Указанные нарушения при сборе подписей являются основанием для отказа в регистрации кандидата на должность главы Комсомольского сельского поселения ......, что по мнению суда соответствует требованиям приведенных выше закона и нормативным актам по выборам в органы местного самоуправления.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от ... N ... "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее-Федеральный закон) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Доводы административного истца Административный истец и ее представителя адвоката Представитель административного истца о том, что ее не уведомили о месте и времени заседании комиссии, суд считает несостоятельными и не соответствующими требованиям закона, так как неуведомление кандидата о проведении проверки порядка сбора подписей избирателей не является основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии, поскольку данное обстоятельство не повлекло нарушения требований, предусмотренных ст.38 настоящего Федерального закона.
Довод административного истца Административный истец и ее представителя адвоката Представитель административного истца о том, что допущена механическая описка в двух подписных листах с последующим признанием их недействительными, суд считает несостоятельным и не соответствующими требованиям закона и нормативных актов по выборам в органы местного самоуправления.
Таким образом, суд считает, что административные исковые требования Административный истец не нашли своего подтверждения и в удовлетворении требований следует отказать за их необоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, Суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Административный истец к Территориальной избирательной комиссии ...... о признании незаконным решения избирательной комиссии от ...... и в восстановлении нарушенных избирательных прав Административный истец в части признания достоверными (недействительными) 2 (двух) подписных листов с 14 подписями избирателей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РСО-Алания через Кировский районный суд РСО-Алания в течение пяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Н.В. Черчесов