ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-215/18 от 29.08.2018 Большеуковского районного суда (Омская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Большие Уки Омская область 29 августа 2018 года

Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Зибировой И.А., с участием помощника прокурора Большеуковского района Омской области Бирюкова К.А., представителя административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Большеуковского района Омской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Большеуковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие по сносу аварийных многоквартирных домов и утилизации строительного мусора, возложении обязанности устранить данные нарушения,

установил:

прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большеуковского муниципального района Омской области с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда в деятельности администрации Большеуковского муниципального района Омской области установлено, что постановлением Правительства Омской области от 24.06.2013 № 140-П утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах. В указанную Программу на основании заключений о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу включены, в том числе дома по следующим адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Указанные аварийные дома расселены в 2014-2016 гг., с гражданами заключены договоры мены либо договоры социального найма жилого помещения. Таким образом, данные аварийные дома в настоящее время находятся в собственности Большеуковского муниципального района. Согласно Программе снос аварийных домов по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> должен быть произведен до конца III квартала 2015 года, снос аварийных домов по адресу: <адрес>, <адрес> - до конца IV квартала 2016 года. Вместе с тем, до настоящего времени администрацией муниципального района вышеуказанные аварийные дома не снесены. Ранее прокуратурой района главе администрации Большеуковского муниципального района вносились представления об устранении нарушений законодательства, однако действенных мер к сносу домов не принято. Незаконное бездействие администрации района в части непринятия мер к сносу аварийных домов и последующей уборке территорий от строительного мусора создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе ввиду возможного обрушения, в связи с чем прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту их прав. Просит суд признать незаконным бездействие администрации по сносу аварийных многоквартирных домов и обязать ответчика осуществить снос аварийных домов и принять меры к утилизации строительного мусора, оставшегося после сноса аварийных домов, расположенных по вышеуказанным адресам.

В ходе рассмотрения административного дела прокурор Большеуковского района Омской области административные исковые требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации по сносу аварийных многоквартирных домов и обязать административного ответчика осуществить снос домов, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в срок до 01.07.2019.

В судебном заседании помощник прокурора Большеуковского района Омской области Бирюков К.А. уточненные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования признала частично, не согласна со сроком, до которого необходимо снести дома и утилизировать строительный мусор, по причине отсутствия в бюджете финансовых средств, просила предоставить срок для исполнения решения суда до 01.07.2020.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 16 вышеуказанного Федерального закона принято постановление Правительства Омской области от 24.06.2013 № 140-п «Об утверждении региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах».

В указанную Программу на основании заключений о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу включены, в том числе многоквартирные дома, расположенные в Большеуковском муниципальном районе Омской области по следующим адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Как следует из материалов дела, указанные аварийные дома расселены в 2014-2016 гг., с гражданами, проживавшими в данных домах, заключены договоры мены, договоры социального найма жилого помещения. Аварийные дома в настоящее время находятся в собственности Большеуковского муниципального района, что также не оспаривается представителем административного ответчика (л.д. 13-46).

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно Программе снос аварийных домов по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес> должен быть произведен до конца III квартала 2015 года, снос аварийных домов по адресам: <адрес>, <адрес> - до конца IV квартала 2016 года, при этом до настоящего времени администрацией муниципального района указанные аварийные дома, не снесены.

11.04.2018 прокурором Большеуковского района Омской области в адрес главы Большеуковского муниципального района Омской области выносилось представление об устранении нарушений по непринятию мер по сносу аварийных домов, между тем до настоящего времени действительных мер не принято.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая вышеизложенное, поскольку бездействие административного ответчика в данном случае создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд считает требования прокурора о признании бездействия администрации Большеуковского муниципального района Омской области, по сносу аварийных многоквартирных домов незаконными и обязании административного ответчика осуществить снос аварийных домов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также принять меры к утилизации строительного мусора, оставшегося после их сноса, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку для проведения работ по сносу аварийных строений и утилизации строительного мусора после их сноса необходимо время, заявленный прокурором срок до 01.07.2019 суду представляется разумным и достаточным для исполнения органом местного самоуправления возложенной на него обязанности. В случае неисполнения административным ответчиком решения суда по объективным причинам, он не лишен возможности обратиться в суд для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.218,227КАС РФ, суд

решил:

уточненные административные исковые требования прокурора Большеуковского района Омской области к администрации Большеуковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие по сносу аварийных многоквартирных домов и утилизации строительного мусора, возложении обязанности устранить данные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Большеуковского муниципального района Омской области в части не проведения мероприятий по сносу признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Обязать администрацию Большеуковского муниципального района Омской области осуществить снос домов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и мероприятия по утилизации строительного мусора, оставшегося после их сноса, в срок до 01.07.2019.

Об исполнении решения суда администрации Большеуковского муниципального района Омской области необходимо сообщить в течение одного месяца со дня истечения срока его исполнения в суд и прокурору Большеуковского района Омской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем принесения жалобы через Большеуковский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.Н. Коршун