ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-215/19 от 23.05.2019 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-215/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2019 года город Бологое

Бологовский городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Кулакова С. А.,

при секретаре Савиной Ю. А.,

с участием:

административного истца – Главы Выползовского сельского поселения ФИО1, действующего от своего имени, а также в качестве представителя заинтересованного лица – Администрации Выползовского сельского поселения,

представителя административного ответчика – Совета депутатов Выползовского сельского поселения – ФИО2;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Главы Выползовского сельского поселения ФИО1 к Совету депутатов Выползовского сельского поселения об оспаривании решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 28 февраля 2019 года № 30 «Об отчете главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области за 2018 год»,

установил:

Глава Выползовского сельского поселения ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Выползовского сельского поселения, заявив следующие исковые требования:

- о признании незаконными и необоснованными доводов Совета депутатов Выползовского сельского поселения, указанных в письме от 13 марта 2019 года № 31, на основании которых работа Главы муниципального образования «Выползовское сельское поселение» признана неудовлетворительной;

- об отмене решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 28 февраля 2019 года № 30 «Об отчете главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области за 2018 год».

В обоснование исковых требований указано, что 28 февраля 2019 года решением № 30 Совета депутатов Выползовского сельского поселения «Об отчете главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области за 2018 год» признана работа Главы Выползовского сельского поселения ФИО1 за 2018 год неудовлетворительной. 15 марта 2019 года Администрация Выползовского сельского поселения получила письмо от Совета депутатов Выползовского сельского поселения о неудовлетворительной работе Главы Выползовского сельского поселения по следующим основаниям: 1) ненадлежащее и несвоевременное исполнение полномочий по организации в границах поселения уличного электроснабжения; 2) предоставление на рассмотрение проекта бюджета на 2019 год не в полном объёме и с нарушением сроков; 3) отсутствие порядка осуществления полномочий органа внутреннего муниципального финансового контроля, определяемого муниципальным правовым актом местной администрации, полное отсутствие внутреннего муниципального финансового контроля; 4) непринятие мер по разработке стратегии социально-экономического развития; 5) неисполнение в 2018 году решений Совета депутатов по вопросу пополнения доходной части бюджета (невыполнение утверждённого на 2018 год плана приватизации муниципального имущества и плана продажи земельных участков); 6) непредоставление ответов на депутатские запросы; 7) отсутствие в поселении муниципальных программ, направленных на повышение уровня жизни поселения, непринятие мер по их разработке; 8) отсутствие контроля за деятельностью жилищно-коммунального хозяйства; 9) необеспечение общественного согласия среди населения поселения. Отчёт Главы Выползовского сельского поселения за 2018 год назначен на 28 февраля 2019 года преждевременно, так как, согласно соглашению от 31 декабря 2013 года № 4 «О передаче полномочий контрольно-счётного органа по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля», результаты проверки исполнения бюджета за 2018 год в Администрацию Выползовского сельского поселения не поступили, в связи с чем работа Главы Выползовского сельского поселения за 2018 год признана неудовлетворительной незаконно, решение от 28 февраля 2019 года № 30 – незаконное и необоснованное. Решением Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 28 февраля 2019 года № 30 нанесён урон авторитету Главы Выползовского сельского поселения, а также дезорганизована работа администрации поселения, так как Глава Выползовского сельского поселения является и главой администрации. С основаниями, изложенными в письме от 13 марта 2019 года за № 31, ФИО1 не согласен, так как: 1) Администрация Выползовского сельского поселения в 2018 году исполняла полномочия по организации в границах поселения уличного электроснабжения в полном объёме, о чём свидетельствуют контракты энергоснабжения от 25 января, 20 июня 2018 года между АО «АтомЭнергоСбыт» (гарантирующим поставщиком) и потребителем в лице Администрации Выползовского сельского поселения (контракты для обеспечения уличного освещения исполнены, фактически оплачено счетов за 2018 год на общую сумму 621816 рублей 85 копеек); 2) 13 ноября 2018 года Администрация Выползовского сельского поселения направила в адрес Совета депутатов Выползовского сельского поселения проект бюджета муниципального образования «Выползовское сельское поселение» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов; 3) решением от 29 ноября 2018 года № 13 Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области был утверждён порядок рассмотрения проекта решения о бюджете муниципального образования «Выползовское сельское поселение», решением от 27 декабря 2018 года № 20 Совета депутатов Выползовского сельского поселения был утверждён бюджет муниципального образования «Выползовское сельское поселение» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов; 4) в муниципальном образовании «Выползовское сельское поселение» постановлением № 45/1 от 7 ноября 2018 года утверждена муниципальная программа «Развитие территории Выползовского сельского поселения на 2019-2024 годы»; 5) в Администрации Выползовского сельского поселения разработан план по мобилизации налоговых и неналоговых доходов муниципального образования «Выползовское сельское поселение» на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, данный план за 2018 год выполнен на 60 % (причиной невыполнения плана явилось недостаточное финансирование на оценку муниципального имущества и земельных участков); 6) согласно решению Совета депутатов Выползовского сельского поселения № 01 от 1 октября 2018 года председателем Совета депутатов Выползовского сельского поселения IV созыва избрана Ф.Т.А., которая в 2018 году (с 1 января по 11 сентября) занимала должность заместителя главы администрации Выползовского сельского поселения, но, тем не менее, на отчёте Главы Выползовского сельского поселения 28 февраля 2019 года вышла с предложением оценить работу Главы Выползовского сельского поселения неудовлетворительной (данная оценка незаконна даже по причине работы IV созыва Совета депутатов Выползовского сельского поселения с 1 октября по 31 декабря 2018 года, за указанный период времени недостаточно оснований для оценки работы Главы Выползовского сельского поселения и Администрации Выползовского сельского поселения; кроме этого, на все запросы от Совета депутатов Выползовского сельского поселения даны ответы); 7) в 2018 году в бюджете Выползовского сельского поселения не предусматривались и не утверждались Советом депутатов Выползовского сельского поселения расходы на участие в программах поддержки местных инициатив, Администрация Выползовского сельского поселения в апреле 2018 года в микрорайоне Березовая роща установила уличную спортивную площадку с оборудованием для занятий (данная спортивная площадка была установлена при участии в программе Комитета по физической культуре и спорту Тверской области); 8) на территории Выползовского сельского поселения действуют две управляющие компании, которые напрямую подчиняются учредителям и подотчётны, в первую очередь, перед собственниками жилья (муниципальное предприятие на территории Выползовского сельского поселения не осуществляет свою деятельность с 2016 года ввиду банкротства); 9) общественное согласие в поселении не нарушено, массовых, несанкционированных митингов не зарегистрировано, конституционные права граждан не нарушены, какой-либо ущерб в результате действий со стороны Главы поселения гражданам не причинён.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 29 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Выползовского сельского поселения.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 18 апреля 2019 года (протокольным) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, Собрание депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, Правительство Тверской области и Контрольно-счётная палата муниципального образования «Бологовский район» Тверской области.

В судебном заседании административный истец – Глава Выползовского сельского поселения ФИО1, действующий от своего имени, а также в качестве представителя заинтересованного лица – Администрации Выползовского сельского поселения, поддержал исковые требования полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что о необходимости подготовить отчёт за 2018 год для заслушивания на заседании Совета депутатов Выползовского сельского поселения ему стало известно с декабря 2018 года, когда новый созыв Совета депутатов утвердил своим решением план работы на целый год. О тех позициях, по которым ему как Главе Выползовского сельского поселения была поставлена неудовлетворительная оценка, он узнал из письма Совета депутатов № 31, которое получил 15 марта 2019 года. Об этих позициях заранее, при подготовке отчёта, ему никто не говорил, от Совета депутатов такой информации не поступало. Совет депутатов (в нарушение Устава и Регламента Совета депутатов) лишил его возможности при подготовке отчёта подготовиться и отчитаться по этим позициям. На заседании Совета депутатов, когда заслушивался отчёт, эти вопросы не поднимались в полном объёме, но, если посмотреть отчёт Главы, то они все там раскрыты. ФИО1 подготовил отчёт в полном объёме, раскрыл все позиции, по которым отчитывается. Отчёт был предоставлен Совету депутатов за 10 дней до заседания. При наличии у Совета депутатов критических замечаний отчёт можно было не принимать к сведению, а перенести для дальнейшего устранения недостатков. Эти недостатки – не критические, и все правовые конфликты между представительным органом и главой муниципального образования решаются не в рамках выставления неудовлетворительной оценки, а в процессе работы. В отчёте ФИО1 говорил о том, что в данный момент не может объективно отчитаться об исполнении бюджета, так как не было справки из контрольно-счётной палаты, которая должна быть по графику с 5 по 29 марта. Была нарушена статья 6 Регламента, где указано, что на каждое заседание Совета депутатов приглашается секретарь из работников Администрации, однако в заседании 28 февраля 2019 года участвовал секретарь из состава депутатов. С 1 октября 2018 года председатель Совета депутатов ФИО3 неоднократно не подтверждала (игнорировала) кандидатуры секретарей, предложенные ФИО1 К заседанию 28 февраля 2019 года в Администрацию Выползовского сельского поселения запрос Совета депутатов о предоставлении секретаря не поступал, поэтому секретарь не был направлен. В работе ФИО1 есть недостатки, но Совет депутатов при заслушивании отчётов за 2016 и 2017 годы принимал их к сведению, и оценка не выставлялась. Регламентом данная оценка не предусмотрена, в нём не установлены критерии, по которым она выставляется. За 2018 год ни Администрация, ни Глава поселения не привлекались соответствующими органами к ответственности за нарушение или неисполнение своих обязанностей. Свои обязанности ФИО1 исполнял удовлетворительно, действовал согласно Уставу, никаких негативных последствий в 2018 году для жителей поселения и их жизнедеятельности не наступило.

Представитель административного ответчика – Совета депутатов Выползовского сельского поселения – ФИО2 исковые требования не признал, пояснив, что ФИО1 заранее (с декабря 2018 года) был уведомлён по повестке дня заседания 28 февраля 2019 года. В установленном законом порядке всё это было обнародовано, доведено до сведения общественности, размещено на стендах и официальном сайте. Каких-либо нарушений процедуры не было, всё происходило в штатном режиме. В данное заседание не был предоставлен секретарь от администрации, и, чтобы не сорвать данное заседание, постановлением Председателя Совета депутатов Выползовского сельского поселения было решено избрать секретаря из числа действующих депутатов. Это ни на что не повлияло, у секретаря чисто техническая работа. Данный факт никто не опровергает, не говорит о том, что секретарь как-то повлиял на вынесение решения. На заседании был заслушан отчёт Главы Выползовского сельского поселения в том виде, в котором он был представлен, и депутатов, в большинстве своём, отчёт не устроил, поэтому Совет депутатов признал работу Главы неудовлетворительной по ряду направлений. У истца была возможность перенести данный отчёт. Проект оспариваемого решения не мог быть направлен ФИО1 заранее, поскольку данный акт принимался по итогам заслушивания отчёта Главы, и без ответов на вопросы, поставленные депутатами, принять такое решение было невозможно, и, естественно, невозможно было уже заранее представить проект о том, удовлетворительная работа или нет. Всё это решалось голосованием, данный проект решения не вносился каким-либо депутатом, а из его правовой природы следует, что решение принималось именно на заседании Совета депутатов. О каких-либо нарушениях речи никто не вёл, в протоколе нарушений не зафиксировано, всё рассматривалось по существу, разбиралась работа исполнительного органа. То, что по ряду направлений деятельности была выставлена неудовлетворительная оценка, – это право представительного органа. Письмо, которое было направлено Главе поселения, направлено не в дополнение к отчёту, а с целью дальнейшей конструктивной работы, устранения недостатков в работе Главы. В целом, при обсуждении ряда вопросов, заранее письмо не составлялось, оно было направлено Главе уже по итогам, факультативно, в помощь работе. В частности, при подготовке проекта решения о бюджете на 2018 год был нарушен ряд положений закона, не представлен ряд документов, сам проект бюджета не устраивал Совет депутатов, неоднократно отклонялся. ФИО1 формально подошёл к проекту бюджета. Что касается отдельных полномочий, следует отметить, что на территории поселения не работают уличные осветительные приборы, Главой не были даны ответы на депутатские вопросы, всё это подтверждается документально. Оснований для выставления неудовлетворительной оценки у депутатов было достаточно, это основано на документах. Каких-то правовых последствий в результате этого решения не наступило. Оспаривать субъективную оценку депутатов Совета депутатов Выползовского сельского поселения нецелесообразно, поскольку законодательно предусмотрено, что Глава поселения должен отчитаться о проделанной работе перед представительным органом, а вторгаться в компетенцию представительного органа никто не имеет права. Решение принято большинством голосов депутатов. То, что Глава считает, что он выполнил удовлетворительную работу, – это его мнение, а мнение депутатов изложено в решении. Фактически решение оспаривается по сути своей, что неприемлемо. Доводы истца о недостаточности времени работы Совета депутатов IV созыва для оценки работы Главы необоснованны, поскольку Совет депутатов оценивает его деятельность за год работы.

Также административным ответчиком представлены письменные возражения (т. 1, л. д. 143-144), в которых указано, что, в соответствии со ст. 30 Устава Выползовского сельского поселения, Глава Выползовского сельского поселения подконтролен и подотчётен населению и Совету депутатов Выползовского сельского поселения, представляет Совету депутатов ежегодные отчёты о результатах своей деятельности и деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов. Решением Совета депутатов Выползовского сельского поселения № 147 от 25 апреля 2018 года утверждён Регламент Совета депутатов Выползовского сельского поселения. 28 февраля 2019 года состоялось заседание Совета депутатов Выползовского сельского поселения, во второй пункт повестки дня которого был включён отчёт главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение», за 2018 год. Как следует из протокола заседания Совета депутатов Выползовского сельского поселения, после обсуждения отчёта Главы Выползовского сельского поселения поступило два предложения: первое – отчёт о работе Главы поселения и администрации за 2018 год принять в целом к сведению; второе – отчёт принять к сведению, а работу Главы поселения за 2018 год признать неудовлетворительной. За первое предложение «за» проголосовало 3 депутата, «против» – 5 депутатов, воздержавшихся нет. За второе предложение «за» проголосовало 5 депутатов, «против» – 3 депутата, воздержавшихся нет. Решением Совета депутатов от 28 февраля 2019 года № 30 отчёт главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение», за 2018 год принят к сведению, работа Главы признана неудовлетворительной. При принятии оспариваемого решения на заседании присутствовало необходимое количество депутатов – 8 из 10. Решение принято путём открытого голосования. 5 из 8 присутствовавших депутатов проголосовали за то, чтобы оценить деятельность Главы Выползовского сельского поселения за 2018 год неудовлетворительной. Решение утверждено простым большинством голосов. При таких обстоятельствах оспариваемое решение принято в соответствии с полномочиями Совета депутатов, в соответствии с уставом и регламентом, порядок принятия решения соблюдён. Оценка деятельности Главы Выползовского сельского поселения дана Советом депутатов Выползовского сельского поселения в пределах своих полномочий. Суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

Заинтересованное лицо – Администрация муниципального образования «Бологовский район» Тверской области – своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (т. 2, л. д. 89-90), в котором оставляет решение на усмотрение суда и обращает внимание, что в административном исковом заявлении указано на внутренний финансовый контроль и внешний финансовый контроль (это два разных понятия, и осуществление данных функций не тождественно; внутренний финансовый контроль осуществляет финансовый орган, а внешний – контрольно-счётная палата; соглашение об осуществлении внутреннего финансового контроля на 2018 год между Администрацией муниципального образования «Бологовский район» Тверской области и Выползовским сельским поселением не заключалось). Поскольку упомянутое заинтересованное лицо извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Заинтересованное лицо – Правительство Тверской области – своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в котором просит принять решение в соответствии с законодательством (т. 2, л. д. 93-105). Поскольку упомянутое заинтересованное лицо извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Заинтересованное лицо – Контрольно-счётная палата муниципального образования «Бологовский район» Тверской области – своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд заявления о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (т. 2, л. д. 106; т. 3, л. д. 28). Поскольку упомянутое заинтересованное лицо извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Заинтересованное лицо – Собрание депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области – своего представителя в судебное заседание не направило, каких-либо заявлений, ходатайств или возражений не представило. Поскольку упомянутое заинтересованное лицо извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из Устава муниципального образования Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области, принятого решением Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 10 апреля 2006 года № 12, действовавшего по состоянию на 28 февраля 2019 года в редакции решений Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 20 июля 2007 года № 33, от 11 апреля 2008 года № 6, от 7 сентября 2009 года № 28, от 19 октября 2010 года № 61, от 8 сентября 2011 года № 90, от 3 сентября 2012 года № 116 и от 8 июля 2015 года № 42 (т. 2, л. д. 1-71), усматривается, что:

- структуру органов местного самоуправления Выползовского сельского поселения составляют Совет депутатов Выползовского сельского поселения, Глава Выползовского сельского поселения, Администрация Выползовского сельского поселения (п. 1 ст. 24);

- Совет депутатов сельского поселения состоит из 10 депутатов, избираемых на праве всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием. Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Совета депутатов сельского поселения, порядок рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, а также правила организационно-технического обеспечения работы заседаний устанавливаются Регламентом Совета депутатов сельского поселения (пп. 5 и 10 ст. 25);

- в исключительной компетенции Совета депутатов поселения находится, среди прочего, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Совет депутатов Выползовского сельского поселения заслушивает ежегодные отчёты Главы Выползовского сельского поселения, возглавляющего Администрацию Выползовского сельского поселения, о результатах его деятельности, деятельности администрации поселения и иных подведомственных Главе сельского поселения органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов Выползовского сельского поселения (подп. 9 п. 1 и п. 2 ст. 27);

- Глава Выползовского сельского поселения является высшим должностным лицом Выползовского сельского поселения и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом, возглавляет Администрацию Выползовского сельского поселения. Глава сельского поселения подотчётен и подконтролен населению и Совету депутатов Выползовского сельского поселения. Глава Выползовского сельского поселения представляет Совету депутатов Выползовского сельского поселения ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, деятельности Администрации Выползовского сельского поселения и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов Выползовского сельского поселения (пп. 1 и 8 ст. 30);

- Совет депутатов сельского поселения по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов сельского поселения и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Тверской области, Уставом. Правотворческая инициатива реализуется внесением в Совет депутатов сельского поселения соответствующего проекта муниципального правового акта. Право вносить проект решения в Совет депутатов сельского поселения принадлежит Главе сельского поселения, депутатам Совета депутатов сельского поселения, Администрации сельского поселения, органам территориального общественного самоуправления, Бологовскому межрайонному прокурору, а также инициативным группам граждан, минимальная численность которых устанавливается решением Совета депутатов и не может превышать 3 процента от числа жителей сельского поселения, обладающих избирательным правом. Проекты решений Совета депутатов сельского поселения, предусматривающие установление, изменения и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть вынесены на рассмотрение Совета депутатов сельского поселения только по инициативе или при наличии заключения Главы сельского поселения, исполняющего полномочия Главы администрации сельского поселения. Правовые акты Совета депутатов сельского поселения нормативного и ненормативного характера оформляются решениями. Решения Совета депутатов сельского поселения принимаются исключительно на его заседаниях. Решения Совета депутатов сельского поселения принимаются большинством голосов от присутствующего числа депутатов на заседании Совета депутатов сельского поселения, если иное не предусмотрено федеральным законом и Уставом (пп. 1-7 ст. 40);

- обнародование муниципальных правовых актов проводится путём их размещения в течение 10 дней на информационных стендах поселения (п. 2 ст. 41).

Из Регламента Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области, утверждённого решением Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 25 апреля 2018 года № 147 (т. 1, л. д. 155-163), усматривается, что:

- на каждое заседание Совета депутатов назначается секретарь из состава работников администрации. Секретарь заседания устанавливает наличие кворума для принятия решений, ведёт подсчёт голосов, подписывает стенограмму протокола заседания (ст. 6);

- повестка дня предстоящего заседания Совета депутатов формируется не позднее трёх дней до дня заседания Председателем. В повестку дня вносятся вопросы: текущие, согласно годовому плану работы Совета депутатов; сформированные на основе предложений депутатов, постоянных комиссий Совета депутатов, Председателя и групп жителей поселения в количестве не менее 10 человек, обладающих избирательным правом. Вопросы, вносимые в повестку дня, сформированные на основе предложений депутатов, комиссий Совета депутатов и групп жителей сельского поселения в количестве не менее 10 человек, обладающих избирательным правом, предварительно рассматриваются на заседании соответствующих комиссий Совета депутатов с привлечением, по мере необходимости, заместителей главы администрации, юриста администрации и других специалистов, что отражается в протоколе заседания комиссии, и выносятся проекты решений Совета депутатов. Право вносить проекты решений Совета депутатов принадлежит депутатам, соответствующим комиссиям Совета депутатов, Председателю и группе жителей муниципального образования Выползовского сельского поселения в количестве не менее 10 человек, обладающих избирательным правом. В проектах решений указываются финансовые и материально-технические средства для привлечения их выполнения и формы контроля. К ним прилагаются пояснительные записки рекомендательного характера заместителей Главы администрации и привлечённых специалистов, а также другие аналитические материалы. Проекты решений, внесённые депутатами, соответствующими комиссиями Совета депутатов и группами жителей поселения в количестве не менее 10 человек, обладающих избирательным правом, с прилагаемыми материалами направляются в отдел администрации, ответственный за их своевременную рассылку соответствующим заместителям Главы администрации, иным специалистам администрации поселения, на рассмотрение. Сформированная повестка дня Совета депутатов, проекты решений с пояснительными записками и аналитическими материалами за 3 дня до очередного заседания Совета депутатов и за 1 день до внеочередного заседания Совета депутатов предоставляются в отдел администрации поселения для подготовки проведения заседания Совета депутатов (ст. 14);

- заседание Совета депутатов правомочно, если на нём присутствует не менее 5 депутатов (ст. 17);

- очередные заседания Совета депутатов проводятся ежемесячно, в последний четверг каждого месяца, кроме двух месяцев (июль – август), в течение всего срока полномочий (п. 2 ст. 19);

- во время заседания Совета депутатов ведётся протокол сотрудником администрации. Ответственность за качественное и своевременное оформление протокола возлагается на секретаря заседания и сотрудника администрации (ст. 26);

- на заседании Совета депутатов депутат имеет право, среди прочего: избирать и быть избранным в рабочие органы заседания; предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях Совета депутатов (п. 1 ст. 27);

- решения Совета депутатов принимаются открытым или тайным голосованием. Поимённое голосование проводится по требованию не менее одной трети депутатов, присутствующих на собрании. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против», «воздержался» (пп. 1 и 2 ст. 28);

- решение Совета депутатов считается принятым, если за него проголосовало более половины из числа присутствующих на заседании депутатов. Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким большинством голосов (от общего числа депутатов Совета депутатов, присутствующих на заседании, чистым большинством) должно быть принято решение. По окончании подсчёта голосов председательствующий объявляет, принято решение или не принято (пп. 1, 3 и 4 ст. 29).

Согласно справке Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 17 апреля 2019 года (т. 2, л. д. 72) решение Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 25 апреля 2018 года № 147 «Об утверждении регламента Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области» обнародовано 27 апреля 2018 года путём размещения на информационных стендах поселения.

Из решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 18 апреля 2016 года № 63 (т. 1, л. <...>) усматривается, что на должность Главы муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области избран ФИО1.

Из решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 1 октября 2018 года № 01 (т. 1, л. <...>) усматривается, что Председателем Совета депутатов муниципального образования «Выползовское сельское поселение» избрана ФИО3.

Из решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 25 октября 2018 года № 04 (т. 1, л. д. 183) усматривается, что секретарём Совета депутатов муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области назначен ведущий специалист Администрации Выползовского сельского поселения Т.Н.М..

Из решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 25 октября 2018 года № 07 «Об образовании постоянных комиссий Совета депутатов муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области» (т. 2, л. д. 229-236) усматривается, что в Совете депутатов Выползовского сельского поселения образованы две постоянные комиссии: по экономике и бюджету сельского поселения, по местному самоуправлению и социальным вопросам.

Из решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 27 декабря 2018 года № 21 «Об утверждении Плана работы Совета депутатов муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области на 2019 год» (т. 1, л. д. 191-194; т. 3, л. д. 40-43) усматривается, что в План работы Совета депутатов муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области на 2019 год включено, среди прочего, рассмотрение на заседании Совета депутатов Выползовского сельского поселения отчёта о работе Главы поселения и Администрации Выползовского сельского поселения за 2018 год и отчёта о работе Совета депутатов Выползовского сельского поселения за 2018 год (срок рассмотрения – февраль).

Согласно справке Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 22 мая 2019 года (т. 3, л. д. 53) решение Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 27 декабря 2018 года № 21 «Об утверждении Плана работы Совета депутатов муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области на 2019 год» обнародовано 29 декабря 2018 года путём размещения на информационных стендах поселения и размещено на официальном сайте муниципального образования.

Из постановления Председателя Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 27 февраля 2019 года № 3 (т. 1, л. д. 190) усматривается, что в связи с неисполнением Администрацией Выползовского сельского поселения решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 25 октября 2018 года № 04 и отказе в предоставлении секретаря из числа работников администрации постановлено избрать секретаря для ведения протокола на очередном заседании Совета депутатов Выползовского сельского поселения 28 февраля 2019 года из числа депутатов.

Из отчёта Главы Выползовского сельского поселения за 2018 год (т. 1, л. <...>, 146-153, 175-182) усматривается, что в этом отчёте содержится информация, касающаяся населения и территории Выползовского сельского поселения (о демографии, подсобном хозяйстве, досуге, детских садах, медицине, работе Администрации, формировании и исполнении бюджета, благоустройстве, фонде капитального ремонта, деятельности жилищно-коммунального хозяйства, малом и среднем предпринимательстве, задачах на 2019 год). Данный отчёт не датирован, не подписан Главой Выползовского сельского поселения, какие-либо документы к нему не прилагаются.

Из протокола очередного открытого заседания Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 28 февраля 2019 года № 9 (т. 1, л. д. 164-174) усматривается, что в этом заседании участвовали 8 депутатов Совета депутатов Выползовского сельского поселения и приглашённые лица, в том числе Глава Выползовского сельского поселения ФИО1 Секретарём заседания Совета депутатов избрана депутат П.Т.А. (голосовали: за – 8, против – 0, воздержались – 0). В повестку дня включены следующие вопросы: отчёт главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области, за 2018 год; отчёт Совета депутатов Выползовского сельского поселения за 2018 год. Повестка дня утверждена (голосовали: за – 8, против – 0, воздержались – 0). По вопросу повестки дня об отчёте главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области, за 2018 год слушали Главу Выползовского сельского поселения ФИО1, выступили депутаты и приглашённые лица. Поступили два предложения: депутат В.В.П. предложил отчёт главы поселения и администрации за 2018 год принять в целом к сведению; депутат (председатель Совета депутатов) Ф.Т.А. предложила отчёт принять к сведению, а работу главы поселения, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение», за 2018 год признать неудовлетворительной. За первое предложение голосовали: за – 3, против – 5, воздержались – 0. За второе предложение голосовали: за – 5, против – 3, воздержались – 0. Большинством голосов принято решение: отчёт о работе главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области, за 2018 год принять к сведению; признать работу главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области, ФИО1 за 2018 год неудовлетворительной.

Из решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 28 февраля 2019 года № 30 «Об отчете главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области за 2018 год» (т. 1, л. <...>, 145-153) усматривается, что данное решение подписано Председателем Совета депутатов Выползовского сельского поселения Ф.Т.А. и содержит следующий текст:

«На основании части 11.1 статьи 35 и части 5.1 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 27 Устава муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области, заслушав отчет главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области за 2018 год Совет депутатов Выползовского сельского поселение Бологовского района Тверской области решил:

1. Отчет о работе главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области за 2018 год принять к сведению (прилагается).

2. Признать работу главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области ФИО1 за 2018 год неудовлетворительной.

3. Настоящее решение вступает в силу с момента обнародования в установленных местах и подлежит размещению на сайте муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области.».

Согласно справке Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 22 мая 2019 года (с приложением распечаток с официального сайта и фотографий) (т. 3, л. д. 38-52) дата проведения заседания Совета депутатов на 28 февраля была запланирована на основании п. 2 ст. 19 Регламента. Вопросы, включённые в повестку дня заседания Совета депутатов, предусмотрены годовым планом работы Совета депутатов, утверждённым решением Совета депутатов от 27 декабря 2018 года № 21. Кроме того, о дате проведения и повестке дня предстоящего заседания Главе поселения ФИО1 было сообщено председателем Совета депутатов лично 21 февраля 2019 года, на что получен ответ: «Да, я уже готовлюсь». 25 февраля 2019 года объявление с указанием повестки дня заседания Совета депутатов и даты проведения было предъявлено администрации для размещения на сайте муниципального образования. Объявления также были размещены в установленных местах. 25 февраля 2019 года по электронной почте было направлено приглашение с просьбой принять участие в работе заседания Совета депутатов Главе муниципального образования «Бологовский район» с указанием вопросов предстоящей повестки дня. Отчёт о работе за 2018 год и какие-либо пояснительные записки Главой поселения для предварительного обсуждения депутатам Совета депутатов не предоставлялись, поэтому подготовить проект решения по оценке его работы не представлялось возможным. Оценка была вынесена по результатам заслушанного отчёта и ходу его обсуждения. Каждый из депутатов действовал по своему мнению и убеждению по итогам заслушанной информации с учётом изложенных факторов, дающих право на принятие того или иного решения.

Согласно справкам Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 13 и 22 мая 2019 года (т. 2, л. д. 237; т. 3, л. д. 54) решение Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 28 февраля 2019 года № 30 «Об отчете главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области за 2018 год» обнародовано 7 марта 2019 года путём размещения на информационных стендах поселения и размещено на официальном сайте муниципального образования.

Из письма Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 13 марта 2019 года № 31, адресованного Главе Выползовского сельского поселения ФИО1 (т. 1, л. <...>), усматривается, что Совет депутатов Выползовского сельского поселения направляет информацию к сведению и исполнению по устранению недостатков, в связи с которыми работа Главы Выползовского сельского поселения была признана неудовлетворительной: 1) ненадлежащим и несвоевременным исполнением полномочий по организации в границах поселения уличного электроснабжения, в соответствии с действующими Правилами в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, утверждённых постановлением Администрации Тверской области от 26 ноября 2008 года № 430-па; 2) предоставлением на рассмотрение проекта бюджета на 2019 год не в полном объёме и с нарушением сроков, утверждённых Бюджетным кодексом и действующим на территории поселения Положением о бюджетном процессе; 3) отсутствием порядка осуществления полномочий органа внутреннего муниципального финансового контроля, определяемого муниципальным правовым актом местной администрации, а также стандартами осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии со ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (полное отсутствие внутреннего муниципального финансового контроля в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета и в целях установления законности исполнения, достоверности учёта и отчётности; 4) непринятием мер по разработке стратегии социально-экономического развития в соответствии с п. 4.4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 5) неисполнением в 2018 году решений Совета депутатов по вопросу пополнения доходной части бюджета (невыполнение утверждённого на 2018 год плана приватизации муниципального имущества и плана продажи земельных участков); 6) непредоставлением ответов на депутатские запросы; 7) отсутствием в поселении муниципальных программ, направленных на повышение уровня жизни поселения, непринятием мер по их разработке; 8) отсутствием контроля за деятельностью жилищно-коммунального хозяйства; 9) необеспечением общественного согласия среди населения поселения. Совет депутатов Выползовского сельского поселения рекомендует Главе Выползовского сельского поселения принять меры к устранению вышеперечисленных недостатков в деятельности и предоставлять информацию об их исполнении на очередных ежемесячных заседаниях Совета депутатов до полного устранения.

Из писем Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 1 ноября 2018 года № 182 и № 185, адресованных Главе Выползовского сельского поселения ФИО1, и актов обследования состояния уличного освещения от 30 октября, 1 и 20 ноября, 5 декабря 2018 года (т. 2, л. д. 127-135) усматривается, что на территории Выползовского сельского поселения выявлены недостатки уличного освещения (отсутствие или неисправность светильников в некоторых населённых пунктах и на некоторых улицах).

Из Дополнительного соглашения от 1 декабря 2017 года № 5 к Соглашению о передаче Контрольно-счётной палате муниципального образования «Бологовский район» полномочий контрольно-счётного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от 31 декабря 2013 года № 4 (т. 3, л. д. 36) усматривается, что на 2018 год полномочия контрольно-счётного органа Выползовского сельского поселения переданы Контрольно-счётной палате муниципального образования «Бологовский район» Тверской области.

Из Соглашения о передаче Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области части полномочий администрации муниципального образования Выползовского сельского поселения от 16 апреля 2018 года (т. 3, л. д. 31-34) усматривается, что на 2018 год полномочия Администрации Выползовского сельского поселения по исполнению бюджета поселения переданы Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области.

Из заключения Контрольно-счётной палаты муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 14 декабря 2018 года на проект решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения «О бюджете муниципального образования «Выползовское сельское поселение» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (т. 1, л. д. 138-139) усматривается, что проект решения о бюджете внесён на рассмотрение в Совет депутатов Выползовского сельского поселения 13 ноября 2018 года, то есть с соблюдением сроков, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Перечень документов и материалов, представленных одновременно с проектом бюджета поселения, не соответствует требованиям ст. 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с проектом бюджета не представлены: основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики, предварительные итоги социально-экономического развития поселения за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год, прогноз социально-экономического развития поселения), имеются замечания к оформлению проекта решения о бюджете.

Из решений Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 28 ноября 2016 года № 82 и № 84, от 13 ноября 2017 года № 120 и № 122, от 27 декабря 2018 года № 23 и № 24 (т. 2, л. д. 174-189) усматривается, что в прогнозные планы (программы) приватизации муниципального имущества Выползовского сельского поселения на 2017, 2018 и 2019 годы последовательно включено нежилое помещение (по адресу: ...), в перечни земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Выползовского сельского поселения, планируемых к продаже на торгах, на 2017, 2018 и 2019 годы последовательно включён земельный участок (по адресу: ...).

Из постановления Администрации Выползовского сельского поселения от ДАТА№... (т. 1, л. <...>) усматривается, что этим постановлением утверждена муниципальная программа «Развитие территории Выползовского сельского поселения на 2019-2024 годы», которая посвящена вопросам создания условий эффективного функционирования органов местного самоуправления, повышения надёжности объектов жилищно-коммунального хозяйства, развития объектов благоустройства территории, сохранения и развития культурного потенциала поселения, устойчивого развития сельских территорий.

Из писем Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 7 ноября 2018 года № 190 и № 193, от 27 ноября 2018 года № 203 и № 204, адресованных Главе Выползовского сельского поселения ФИО1 (т. 2, л. д. 225-228), усматривается, что Совет депутатов Выползовского сельского поселения просит оказать содействие в разрешении вопросов граждан, обращавшихся на личный приём, по поводу обрезки сучьев деревьев, снятия с учёта сгоревшего жилого дома, освещения и ограждения детской площадки, выделения жилого помещения многодетной семье.

Из коллективных обращений граждан, адресованных в Совет депутатов Выползовского сельского поселения (от 17 мая 2018 года) и Губернатору Тверской области (от 15 августа и 3 октября 2018 года) (т. 2, л. д. 136-154), усматривается, что в этих коллективных обращениях жители Выползовского сельского поселения, в том числе посёлка Выползово и села Ильятино, указывают на ненадлежащую работу Главы Выползовского сельского поселения ФИО1 по решению вопросов местного значения (в том числе благоустройства, содержания дорог, уличного освещения, капитального ремонта многоквартирных домов, уборки и вывоза мусора, обслуживания объектов водоснабжения и канализации) и на его нетактичное поведение при общении с гражданами.

Конституция Российской Федерации (ст. 12 и 130) закрепляет, что в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

На основании п. 9 ч. 10 и ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, среди прочего, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчёты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Согласно ч. 5.1 ст. 36 упомянутого Федерального закона глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 74.1 упомянутого Федерального закона неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчёта перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд, является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку.

Судом с достоверностью установлено, что на основании решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 27 декабря 2018 года № 21 в план работы Совета депутатов Выползовского сельского поселения на 2019 год было включено рассмотрение на заседании Совета депутатов Выползовского сельского поселения в феврале 2019 года отчёта о работе Главы Выползовского сельского поселения и Администрации Выползовского сельского поселения за 2018 год. 25 февраля 2019 года Советом депутатов Выползовского сельского поселения было передано в Администрацию Выползовского сельского поселения, а также размещено на информационных стендах поселения и на официальном сайте объявление о проведении 28 февраля 2019 года очередного заседания Совета депутатов Выползовского сельского поселения с указанием повестки дня заседания, в которую было включено рассмотрение упомянутого отчёта. В заседании Совета депутатов Выползовского сельского поселения 28 февраля 2019 года участвовали 8 депутатов Совета депутатов Выползовского сельского поселения, то есть более половины от установленной численности депутатов, а секретарь заседания был избран из числа депутатов. На этом заседании был заслушан отчёт Главы Выползовского сельского поселения за 2018 год. После заслушивания отчёта, выступлений депутатов и приглашённых лиц Совет депутатов Выползовского сельского поселения большинством голосов от числа присутствующих депутатов (за – 5, против – 3, воздержались – 0) принял решение, которым принял отчёт о работе Главы Выползовского сельского поселения ФИО1 за 2018 год к сведению, а работу Главы Выползовского сельского поселения ФИО1 за 2018 год признал неудовлетворительной. Принятое решение оформлено письменным решением Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 28 февраля 2019 года № 30.

Указанное решение является муниципальным правовым актом ненормативного характера, так как не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц и рассчитанных на неоднократное применение. Данное решение принято в рамках рассмотрения текущего вопроса (в соответствии с п. 2 ст. 14 Регламента Совета депутатов Выползовского сельского поселения), включённого в повестку дня согласно годовому плану работы Совета депутатов, а исполнение этого решения не требует финансирования. В связи с этим при принятии указанного решения не требовалось выполнение процедур подготовки и рассмотрения проектов решений, предусмотренных пп. 3-6 ст. 14 Регламента (для проектов решений, внесённых на рассмотрение Совета депутатов на основе предложений депутатов, постоянных комиссий Совета депутатов, Председателя и групп жителей поселения в количестве не менее 10 человек, обладающих избирательным правом).

Суд считает необходимым отметить, что при подготовке и проведении заседания Совета депутатов Выползовского сельского поселения, состоявшегося 28 февраля 2019 года, были допущены некоторые отступления от Регламента Совета депутатов Выползовского сельского поселения (в частности, от правил ст. 6, пп. 1 и 7 ст. 14, ст. 26 Регламента). Так, объявление о проведении 28 февраля 2019 года очередного заседания Совета депутатов Выползовского сельского поселения и повестка дня заседания были доведены до Администрации Выползовского сельского поселения 25 февраля 2019 года, то есть менее чем за 3 полных дня до заседания (между датой обнародования объявления и датой проведения заседания истекли только 2 полных дня – 26 и 27 февраля 2019 года), при этом секретарь заседания был избран из числа депутатов, а не назначен из состава работников Администрации Выползовского сельского поселения. Вместе с тем, решение Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 27 декабря 2018 года № 21, которым утверждён план работы Совета депутатов Выползовского сельского поселения на 2019 год, было обнародовано 29 декабря 2018 года, то есть доведено до Администрации Выползовского сельского поселения более чем за 3 полных дня до проведения указанного заседания. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 27 Регламента, депутат имеет право избирать и быть избранным в рабочие органы заседания, тем самым не исключается выполнение одним из депутатов функций секретаря в конкретном заседании. Каких-либо доказательств того, что участие в данном заседании Совета депутатов Выползовского сельского поселения секретаря, избранного из числа депутатов, повлияло на подсчёт голосов при принятии оспариваемого решения либо привело к искажениям при фиксации хода заседания или составлении протокола заседания, суду не представлено.

Административным ответчиком представлены в суд документы, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, в том числе отчёт Главы Выползовского сельского поселения за 2018 год, представленный в Совет депутатов Выползовского сельского поселения, а также приведённые выше документы, касающиеся работы Главы Выползовского сельского поселения ФИО1 и Администрации Выползовского сельского поселения за отчётный год. Суд признаёт, что у Совета депутатов Выползовского сельского поселения имелись формальные (документальные) основания для принятия решения по существу представленного отчёта и по вопросу об оценке результатов работы Главы Выползовского сельского поселения, поскольку указанный отчёт был заслушан непосредственно на заседании Совета депутатов, при этом Совет депутатов располагал документами, касающимися деятельности главы муниципального образования и местной администрации за соответствующий период.

Оспариваемое решение принято в рамках исключительной компетенции представительного органа муниципального образования и его контрольных функций в отношении других органов и должностных лиц местного самоуправления (п. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Возможность принятия представительным органом муниципального образования решения о неудовлетворительной оценке деятельности главы муниципального образования прямо предусмотрена п. 3 ч. 2 ст. 74.1 упомянутого Федерального закона. Отсутствие в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа муниципального образования нормативных положений о такой оценке не ограничивает прямое действие федерального закона и не препятствует представительному органу муниципального образования принять соответствующее решение непосредственно на основании закона.

Суд не вправе давать собственную оценку деятельности главы муниципального образования (в том числе иную, отличающуюся от оценки, данной представительным органом), поскольку принятие судом подобного решения противоречило бы конституционным гарантиям самостоятельности органов местного самоуправления и являлось бы необоснованным вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа. Кроме того, как видно из разъяснений, содержащихся в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В связи с этим суд отклоняет как необоснованные доводы административного истца о том, что свои обязанности он исполнял удовлетворительно, Глава поселения и Администрация поселения не привлекались к ответственности за нарушение или неисполнение своих обязанностей, никаких негативных последствий в 2018 году для жителей поселения и их жизнедеятельности не наступило. Эти доводы связаны с субъективной оценкой административным истцом своей деятельности, которая не может являться предметом судебной проверки.

Доводы административного истца о том, что при наличии у Совета депутатов замечаний к отчёту его можно было не принимать к сведению, а перенести для дальнейшего устранения недостатков, а по состоянию на 28 февраля 2019 года Глава поселения не мог объективно отчитаться об исполнении бюджета, так как ещё не было соответствующей справки от контрольно-счётного органа, суд считает несостоятельными, поскольку отчёт о работе Главы Выползовского сельского поселения и Администрации Выползовского сельского поселения за 2018 год заслушивался и рассматривался на основании годового плана работы Совета депутатов Выползовского сельского поселения, при этом Глава поселения имел возможность своевременно обратиться в Совет депутатов с ходатайством (заявлением) о переносе срока рассмотрения указанного отчёта, однако такого обращения в Совет депутатов от него не поступило.

То обстоятельство, что Совет депутатов Выползовского сельского поселения IV созыва работал лишь в период с 1 октября по 31 декабря 2018 года, а не в течение всего календарного (отчётного) года, не препятствовало принятию им решения об оценке результатов работы Главы Выползовского сельского поселения в целом за 2018 год, так как данное решение принималось на основании письменного отчёта, который был непосредственно заслушан депутатами, и с учётом других имеющихся документов. В свою очередь, факт работы Ф.Т.А. (до избрания её Председателем Совета депутатов Выползовского сельского поселения) в должности заместителя главы администрации Выползовского сельского поселения (под руководством ФИО1) не имеет правового значения для проверки законности оспариваемого решения и разрешения настоящего дела.

При таких обстоятельствах, на основе исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения не было допущено нарушений закона или устава муниципального образования, а также не было допущено существенных нарушений Регламента Совета депутатов Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области, которые могли бы повлиять на принятие этого решения или на существо принятого решения. В связи с этим суд признаёт оспариваемое решение законным.

Что касается письма Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 13 марта 2019 года № 31 и изложенных в нём доводов о недостатках в работе Главы Выползовского сельского поселения, то данный документ не является муниципальным правовым актом или его частью (в том числе частью оспариваемого решения или приложением к нему), не имеет обязательной силы в отношении Главы Выползовского сельского поселения, не влечёт для него каких-либо правовых последствий и, как указано в этом письме, носит рекомендательный характер. Доводы, содержащиеся в этом письме, направлены на устранение недостатков в работе Главы Выползовского сельского поселения по результатам оценки его деятельности, которую суд не вправе изменить, и не могут быть признаны незаконными или необоснованными. На законность решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 28 февраля 2019 года № 30 упомянутое письмо не влияет.

В свою очередь, доводы административного истца о том, что Совет депутатов не уведомил его заранее о позициях, изложенных в указанном письме, и лишил его возможности при подготовке отчёта подготовиться и отчитаться по этим позициям, суд также признаёт необоснованными, поскольку предметом рассмотрения на заседании Совета депутатов являлся отчёт главы муниципального образования, а не доводы, изложенные в указанном письме.

Таким образом, исковые требования Главы Выползовского сельского поселения ФИО1 являются необоснованными, поэтому в удовлетворении исковых требований надлежит полностью отказать.

При подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в сумме 350 рублей (т. 1, л. д. 17). Вместе с тем, согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Как видно из п. 1 ст. 24 Устава муниципального образования Выползовское сельское поселение Бологовского района Тверской области, Глава Выползовского сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления. Следовательно, с учётом положений п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, истцу следует возвратить государственную пошлину полностью как излишне уплаченную.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Главы Выползовского сельского поселения ФИО1 к Совету депутатов Выползовского сельского поселения о признании незаконными и необоснованными доводов Совета депутатов Выползовского сельского поселения, указанных в письме от 13 марта 2019 года № 31, на основании которых работа Главы муниципального образования «Выползовское сельское поселение» признана неудовлетворительной, и об отмене решения Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 28 февраля 2019 года № 30 «Об отчете главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области за 2018 год» отказать полностью.

Возвратить ФИО1, ДАТА рождения, уроженцу ..., государственную пошлину, уплаченную по чеку-ордеру от 26 марта 2019 года, в сумме 350 (триста пятьдесят) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С. А. Кулаков

Мотивированное решение составлено 28 мая 2018 года.