Дело №2а-215/2021
УИД 21RS0017-01-2021-000085-50
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2021 года г. Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе:
Председательствующего судьи Сливницыной Н.В.,
при секретаре Нефедовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Ассоциации товариществ собственников жилья и товариществ собственников недвижимости города Шумерля о ликвидации Ассоциации товариществ собственников жилья и товариществ собственников недвижимости города Шумерля и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с данным административным иском в суд, ссылаясь на то, что Ассоциация товариществ собственников жилья и товариществ собственников недвижимости ........................ (далее - Ассоциация) зарегистрирована в качестве юридического лица и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) "___" ___________ г., ОГРН: 1192130007156.
Руководителем Ассоциации, т.е. лицом, уполномоченным действовать без доверенности от имени юридического лица, является Председатель Правления -Левочкина Л.Н.
Ассоциация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением Общего собрания учредителей от "___" ___________ г..
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - Управление) осуществляет функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Чувашской Республики.
В рамках реализации указанных контрольных полномочий Управлением выявлены следующие нарушения в деятельности Ассоциации.
Ассоциацией ведется предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением требований законодательства Российской Федерации, что подтверждено документально иными контрольно-надзорными и правоохранительными органами, в частности:
Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики в адрес Ассоциации 18.03.2020 было вынесено предостережение о недопустимости нарушения законодательства в связи с осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (в т.ч. выставление платежных документов за содержание жилья) без соответствующей лицензии.
Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики по результатам проверки деятельности Ассоциации в связи с жалобами от населения неоднократно вносились представления от "___" ___________ г. и "___" ___________ г. об устранении нарушений федерального законодательства в сфере ЖКХ, в части необоснованного взыскания платы за коммунальные услуги.
Также на основе материалов, собранных органами прокуратуры, постановлением мирового судьи судебного участка № ___________........................ Республики от "___" ___________ г.№ ___________ руководитель Организации привлечен к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии) штраф 50 тыс. руб.
Территориальным отделом Роспотребнадзора по Чувашской Республике -Чувашии в ........................ по факту неправомерного выставления квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов привлекалась к ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. по ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ.
С учетом совокупности полученных сведений Управлением Минюста России по Чувашской Республике на основании подпункта 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона 7-ФЗ в адрес Ассоциации было вынесено предупреждение "___" ___________ г.№ ___________ об устранении нарушений действующего законодательства в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности без специального разрешения (лицензии), что не соответствует уставным целям деятельности Ассоциации.
Согласно пункту 3.1 Устава целями деятельности Ассоциации являются совместное управление общим имуществом ее членов, осуществление деятельности по содержанию, сохранению недвижимого имущества ее членов, представление и защита общих имущественных интересов ее членов, осуществление в интересах членов Ассоциации управленческих функций, координация хозяйственной деятельности ее членов, обеспечение членов жилищно-коммунальными услугами, защита прав собственников жилья в получении коммунальных платных услуг, координация взаимных действий домовладельцев по защите их личных и общественных интересов, обеспечение сохранности жилого фонда, представление интересов и защита прав ее членов в государственных и муниципальных органах власти и управления, органах территориального общественного самоуправления.
Таким образом, непосредственное участие в управлении многоквартирными домами, включая сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения, не входит в предмет деятельности Ассоциации.
По данным Реестра лицензий, размещенного на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (http://www.goszhil.cap.ru/action/activity/Hcenzirovanieuk/reestr-licenzij), Ассоциация в числе лиц, имеющих лицензию на управление многоквартирными домами, отсутствует.
На добровольное устранение выявленных нарушений Ассоциации был предоставлен срок до "___" ___________ г.. В дальнейшем срок исполнения предупреждения неоднократно продлевался Управлением на основании письменных ходатайств Ассоциации от "___" ___________ г. (до "___" ___________ г.), от "___" ___________ г. (до "___" ___________ г.) и от "___" ___________ г. (до "___" ___________ г.) в связи с прохождением процедуры обжалования актов реагирования иных контрольно-надзорных органов.
"___" ___________ г. в Управление поступило очередное ходатайство Ассоциации о продлении срока устранения выявленных нарушений до "___" ___________ г. по тем же основаниям, которое было отклонено письмом Управления от "___" ___________ г.№ ___________ по следующим основаниям.
По прошествии 4 месяцев со дня вынесения предупреждения постановление мирового судьи от "___" ___________ г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ до настоящего времени не отменено вышестоящими судами, т.е. считается вступившим в законную силу.
Предпринятые меры по обжалованию в порядке подчиненности предостережения Госжилинспекции Чувашии от "___" ___________ г. также не повлекли его отмену.
Более того, в порядке межведомственного взаимодействия были получены дополнительные сведения о продолжении противоправной деятельности Ассоциации.
Ассоциация вопреки принятым мерам реагирования продолжает вести незаконную деятельность по управлению многоквартирными домами без получения соответствующей лицензии, в том числе по сбору с населения платежей за ЖКУ. Соответствующее подтверждение поступило из Госжилинспекции Чувашии (письмо от "___" ___________ г.№ ___________) и Шумерлинской межрайонной прокуратуры Чувашской Республики (письмо от "___" ___________ г.№ ___________).
Также после вынесения предупреждения Управления в адрес Организации органами прокуратуры дополнительно было внесено очередное представление прокурора от 14:08.2020 об устранении нарушений федерального законодательства в сфере ЖКХ в части необоснованного взыскания платы за коммунальные услуги.
В связи с неисполнением представления прокурора от "___" ___________ г. руководитель Ассоциации на основании постановления мирового судьи судебного участка № ___________........................ Республики от "___" ___________ г. " № ___________ привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2000 руб. (в настоящее время обжалуется в Шумерлинском районном суде Чувашской Республики, дело № ___________).
По данным государственной информационной системы «Правосудие» Ассоциация и ее руководитель повторно и неоднократно привлекались к административной ответственности по ч.1 ст. 14.1.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии) на основании постановлений мирового судьи судебного участка № ___________........................ Республики:
от "___" ___________ г.№ ___________ - штраф 200 тыс. руб. (определением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от "___" ___________ г.№ ___________ оставлено в силе):
от "___" ___________ г.№ ___________ и № ___________ (два) штрафа по 80 тыс. руб. по каждому факту (определениями Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от "___" ___________ г.№ ___________ и № ___________ оставлены в силе):
от "___" ___________ г.№ ___________ и № ___________ (два) штрафа по 150 тыс. руб. по каждому факту (в настоящее время обжалуются в Шумерлинском районном суде Чувашской Республики, дела № ___________ и № ___________).
Однако, в данном случае многократные факты привлечения Ассоциации и ее руководителя к административной ответственности свидетельствуют о сознательном систематическом нарушении требований законодательства Российской Федерации.
Кроме того, "___" ___________ г. дознавателем ОД МО МВД России «Шумерлинский» по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 330 УК РФ в отношении неустановленного лица Ассоциации возбуждено уголовное дело № ___________ по факту самоуправства, выразившегося в выставлении счетов на оплату собственникам помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «_____________».
Также, Ассоциация ведет деятельность платежного агента с нарушением требований специального законодательства.
Как установлено Управлением из собранных материалов, а также подтверждено самой Ассоциацией в своих неоднократных письменных пояснениях организация на основании доверенностей осуществляет деятельность по сбору платежей за коммунальные услуги от собственников жилых помещений в домах, фактическую деятельность по управлению которыми осуществляют созданные товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ).
По смыслу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон №103-Ф3) ТСЖ, как юридическое лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - ЖКУ) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, признается поставщиком услуг (пункт 24 письма ФНС России от 07.07.2016 № СА-4-7/12211@).
В свою очередь, посредническая деятельность Ассоциации по приему от населения платежей за ЖКУ подпадает под признаки платежного агента. Согласно статье 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона №103-Ф3 оператор по приему платежей - платежный агент – это юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Таким образом, Ассоциация ведет деятельность платежного агента. Согласно требованиям статьи 4 Федерального закона №103-Ф3 для осуществления приема платежей необходимо соблюдение следующих условий:
1. Оператор по приему платежей должен заключить с поставщиком (т.е. лицом, в пользу которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги - в данном случае ТСЖ) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (часть 1);
2. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (часть 5);
3. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (часть 12).
Однако, из судебных актов и других имеющихся в распоряжении Управления документов следует, что Ассоциация:
- осуществляет прием платежей на основании доверенности при отсутствии договоров на прием платежей, заключенных с ТСЖ:
- на учете в Межрегиональном управлении Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ПФО) не состоит, что подтверждено письмом от "___" ___________ г.№ ___________.
Таким образом, Ассоциация осуществляет деятельность платежного агента с систематическими нарушениями законодательства Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что Ассоциация неоднократно и грубо нарушала требования законодательства Российской Федерации, что в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ (далее - ГК РФ) является основанием для его ликвидации.
Административный истец просит ликвидировать Ассоциацию товариществ собственников жилья и товариществ собственников недвижимости ........................ и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель административного истца – Смирнова Л.А. требования поддержала и просила их удовлетворить.
Административный ответчик – представитель Ассоциации товариществ собственников жилья и товариществ собственников недвижимости ........................ в судебное заседание не явился. Причина неявки суду неизвестна.
Заинтересованное лицо – представитель Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Ефимова С.И. требования административного истца поддержала и просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо – представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по ........................ в судебное заседание не явился.
Заинтересованное лицо – представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № ___________ по Чувашской Республике в судебное заседание не явился.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает, возможным рассмотреть дело без участия административного ответчика и представителей заинтересованных лиц.
Выслушав представителя административного истца, представителя Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В силу ч. 1 ст. 141 Жилищного кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
На основании ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано:
- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
- по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике осуществляет функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Чувашской Республики в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и в силу положений пункта 1.1 статьи 18 Федерального закона №7-ФЗ, а также подпунктом 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Ассоциации товариществ собственников жилья и товариществ собственников недвижимости города Шумерля.
Судом установлено, что Ассоциация товариществ собственников жилья и товариществ собственников недвижимости города Шумерля зарегистрирована в качестве юридического лица и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц "___" ___________ г., ОГРН: 1192130007156.
Руководителем Ассоциации, т.е. лицом, уполномоченным действовать без доверенности от имени юридического лица, является Председатель Правления -Левочкина Л.Н.
Ассоциация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением Общего собрания учредителей от "___" ___________ г..
Как указывалось выше, ликвидация товарищества собственников жилья может являться либо добровольной по решению общего собрания собственников (ст. 141 ЖК РФ), либо принудительной по решению суда, принятому в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Абзацем 2 п.2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, поскольку юридическое лицо ликвидируется по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, неисполнение юридическим лицом требований иных законов может служить основанием для ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие), как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (п.23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N6\8).
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике в рамках реализации контрольных полномочий выявлены нарушения в деятельности Ассоциации.
Так, Ассоциацией ведется предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности:
Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики в адрес Ассоциации "___" ___________ г. было вынесено предостережение о недопустимости нарушения законодательства в связи с осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.
Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики по результатам проверки деятельности Ассоциации в связи с жалобами от населения неоднократно вносились представления от "___" ___________ г. и "___" ___________ г. об устранении нарушений федерального законодательства в сфере ЖКХ, в части необоснованного взыскания платы за коммунальные услуги.
Постановлением мирового судьи судебного участка № ___________........................ Республики от "___" ___________ г. руководитель Ассоциации привлечен к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Постановлением Территориального отдела Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в ........................ от "___" ___________ г. Ассоциация по факту неправомерного выставления квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.14.7 КоАП РФ, к наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
С учетом совокупности полученных сведений Управлением Минюста России по Чувашской Республике на основании подпункта 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона 7-ФЗ в адрес Ассоциации было вынесено предупреждение "___" ___________ г.№ ___________ об устранении нарушений действующего законодательства в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности без специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Осуществление некоммерческой организацией предпринимательской и иной приносящей доход деятельности также возможно лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. При этом отдельные виды могут осуществляться некоммерческой организацией только на основании специального разрешения (лицензии).
Некоммерческие организации дополнительно наряду с уставной деятельностью могут осуществлять приносящую доход деятельность (предпринимательскую деятельность и (или) иную приносящую доход деятельность) при условии, что уставом будет предусмотрен исчерпывающий перечень видов такой деятельности, а сами виды такой деятельности будут соответствовать целям организации.
Согласно пункту 3.1 Устава целями деятельности Ассоциации являются совместное управление общим имуществом ее членов, осуществление деятельности по содержанию, сохранению недвижимого имущества ее членов, представление и защита общих имущественных интересов ее членов, осуществление в интересах членов Ассоциации управленческих функций, координация хозяйственной деятельности ее членов, обеспечение членов жилищно-коммунальными услугами, защита прав собственников жилья в получении коммунальных платных услуг, координация взаимных действий домовладельцев по защите их личных и общественных интересов, обеспечение сохранности жилого фонда, представление интересов и защита прав ее членов в государственных и муниципальных органах власти и управления, органах территориального общественного самоуправления.
Следовательно, непосредственное участие в управлении многоквартирными домами, включая сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения, не входит в предмет деятельности Ассоциации.
Кроме того, согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
По данным Реестра лицензий, размещенного на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (http://www.goszhil.cap.ru/action/activity/licenzirovanieuk/reestr-licenzij), Ассоциация в числе лиц, имеющих лицензию на управление многоквартирными домами, отсутствует.
На устранение выявленных нарушений Ассоциации был предоставлен срок до "___" ___________ г.. В дальнейшем срок исполнения предупреждения неоднократно продлевался Управлением на основании письменных ходатайств Ассоциации от "___" ___________ г. (до "___" ___________ г.), от "___" ___________ г. (до "___" ___________ г.) и от "___" ___________ г. (до "___" ___________ г.) в связи с прохождением процедуры обжалования актов реагирования иных контрольно-надзорных органов.
Также, Ассоциация, вопреки принятым мерам реагирования, продолжает вести незаконную деятельность по управлению многоквартирными домами без получения соответствующей лицензии, в том числе по сбору с населения платежей за ЖКУ.
После вынесения предупреждения Управления в адрес Ассоциации органами прокуратуры дополнительно было внесено очередное представление прокурора от "___" ___________ г. об устранении нарушений федерального законодательства в сфере ЖКХ в части необоснованного взыскания платы за коммунальные услуги.
В связи с неисполнением представления прокурора от "___" ___________ г. руководитель Ассоциации постановлением мирового судьи судебного участка № ___________........................ Республики от "___" ___________ г. привлечен к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2 000 руб.
По данным государственной информационной системы «Правосудие» Ассоциация и ее руководитель повторно и неоднократно привлекались мировым судьей судебного участка № ___________........................ Республики к административной ответственности по ч.1 ст.14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии, а именно:
- постановлением от "___" ___________ г. – к штрафу в размере 200 000 руб.;
- постановлениями от "___" ___________ г. – к штрафам в размере 80 000 руб. каждый;
- постановлениями от "___" ___________ г. – к штрафам в размере 150 000 руб. каждый.
При этом согласно части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Таким образом, факт привлечения лица к ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ не освобождает его от обязанности прекратить в дальнейшем такую противоправную деятельность.
Неоднократное привлечение Ассоциации и ее руководителя к административной ответственности свидетельствует о сознательном систематическом нарушении требований законодательства Российской Федерации.
"___" ___________ г. дознавателем ОД МО МВД России «Шумерлинский» по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 330 УК РФ в отношении неустановленного лица Ассоциации возбуждено уголовное дело № ___________ по факту самоуправства, выразившегося в выставлении счетов на оплату собственникам помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «_____________».
Кроме того, Ассоциация ведет деятельность платежного агента с нарушением требований специального законодательства.
Как установлено Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, а так же не оспаривается Ассоциацией, организация на основании доверенностей осуществляет деятельность по сбору платежей за коммунальные услуги от собственников жилых помещений в домах, фактическую деятельность по управлению которыми осуществляют созданные товарищества собственников жилья.
По смыслу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» ТСЖ, как юридическое лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - ЖКУ) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, признается поставщиком услуг (пункт 24 письма ФНС России от 07.07.2016 № СА-4-7/12211@).
В свою очередь, посредническая деятельность Ассоциации по приему от населения платежей за ЖКУ подпадает под признаки платежного агента. Согласно статье 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона №103-Ф3 оператор по приему платежей - платежный агент – это юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Следовательно, действия Ассоциации, подпадают под деятельность платежного агента.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» для осуществления приема платежей необходимо соблюдение следующих условий:
1. Оператор по приему платежей должен заключить с поставщиком (т.е. лицом, в пользу которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги - в данном случае ТСЖ) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (часть 1);
2. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (часть 5);
3. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (часть 12).
Вместе с тем, как усматривается из судебных актов и других документов, Ассоциация:
- осуществляет прием платежей на основании доверенности при отсутствии договоров на прием платежей, заключенных с ТСЖ:
- на учете в Межрегиональном управлении Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ПФО) не состоит, что подтверждается письмом от 07.12.2020 № 17-01-46/13715.
Таким образом, Ассоциация осуществляет деятельность платежного агента с систематическими нарушениями законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что Ассоциация неоднократно и грубо нарушала требования законодательства Российской Федерации, что в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ является основанием для его ликвидации.
В соответствии подпункту 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 26-28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»:
- в частности, к числу грубых нарушений относится оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 04.p5.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности");
- неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов;
- под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46,65,175,293,294 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Ликвидировать Ассоциацию товариществ собственников жилья и товариществ собственников недвижимости ........................ (ОГРН: 1192130007156) и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено "___" ___________ г.