ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-215/2021 от 29.06.2021 Белевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2021г. г. Белев Тульской области.

Белевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Кунгурцевой Т.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимохиной Л.В.,

с участием помощника прокурора Белевского района Тульской области Косихиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а - 215/2021 по административному исковому заявлению прокурора Белевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Левобережное Белевского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

прокурор Белевского района Тульской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (далее – МО) Левобережное Белевского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Левобережное Белевского района, выразившееся в непринятии мер по утверждению программы профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, для каждого вида муниципального контроля: в области торговой деятельности, в области розничной продажи алкогольной продукции и возложении обязанности на администрацию муниципального образования Левобережное Белевского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать программу профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, для каждого вида муниципального контроля: в области торговой деятельности, в области розничной продажи алкогольной продукции. В обоснование заявленных требований указал следующее. Постановлениями администрации МО Левобережное Белевского района от ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГг. утверждены административные регламенты по исполнению администрацией МО Левобережное Белевского района муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности и в области розничной продажи алкогольной продукции. В ходе проведенной проверки соблюдения администрацией МО Левобережное Белевского района требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля установлено, что в нарушение требований ч.1 ст. 8.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. – ФЗ программа профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, для каждого вида муниципального контроля администрацией муниципального образования Левобережное Белевского района на ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок не разработана и не утверждена.

По выявленным нарушениям закона прокурором района ДД.ММ.ГГГГг. главному специалисту администрации внесено представление. Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. требования ст. 8.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. – ФЗ администрацией муниципального образования Левобережное Белевского района в ДД.ММ.ГГГГ. для каждого вида муниципального контроля не исполнены.

Выявленные нарушения в своей совокупности приводят к нарушению прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – объектов муниципального контроля, на свободный доступ к информации о муниципальном контроле.

Отсутствие вышеуказанного правового акта ущемляет права субъектов предпринимательской деятельности, делает невозможным осуществление органами местного самоуправления полномочий в вышеназванной сфере, что недопустимо.

Данные обстоятельства создают благоприятные условия для злоупотреблений со стороны должностных лиц, в том числе из корыстной и иной заинтересованности.

Указанные факты нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие муниципального правового акта, направленного на профилактику правонарушений и нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, не способствует укреплению системы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством РФ; выявлению причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, установленных законодательством РФ; повышению правовой культуры руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, повышению прозрачности деятельности органа местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля.

В судебном заседании помощник прокурора Белевского района Тульской области Косихина М.В. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО Левобережное Белевского района в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя, возражений по иску не имеет.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона от 22 ноября 1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с ч.1 и ч.4 ст. 8.2 которого, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Общие требования к организации и осуществлению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее соответственно - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), мероприятий по профилактике нарушений требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), требований, установленных муниципальными правовыми актами утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2018г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами».

В соответствии с п.п. 3, 5, 6 указанных Общих требований, программа профилактики нарушений - документ органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, рассчитанный на реализацию в течение календарного года.

Разработка программы профилактики нарушений осуществляется в соответствии с настоящим документом и актами об организации профилактической работы.

Программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года.

Программа профилактики нарушений состоит из аналитической части, плана мероприятий по профилактике нарушений на один год и проекта плана мероприятий по профилактике нарушений на последующие 2 года, отчетных показателей на один год и проекта отчетных показателей на последующие 2 года.

Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании письма от ДД.ММ.ГГГГг. прокуратуры Тульской области проводилась прокуратурой Белевского района проверка, в ходе которой подлежало установлению, в том числе утверждены ли органами муниципального контроля программы профилактики нарушений.

Администрацией МО Левобережное Белевского района постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования Левобережное Белевского района и постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. утвержден административный регламент по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции на территории муниципального образования Левобережное Белевского района. ( л.д. 5, 6)

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований ч.1 ст. 8.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. – ФЗ администрацией муниципального образования Левобережное Белевского района программа профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, для каждого вида муниципального контроля на 2021г. в установленный законом срок не разработана и не утверждена.

ДД.ММ.ГГГГг. прокурором Белевского района в адрес главного специалиста администрации МО Левобережное Белевского района ФИО3 внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе в части нарушения требований ч.1 ст. 8.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. – ФЗ. ( л.д. 7 – 11)

В письме от ДД.ММ.ГГГГг. администрация МО Левобережное Белевского района сообщает прокурору Белевского района о том, что вышеуказанное представление рассмотрено и принято к исполнению. За нарушение требований действующего законодательства виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. ( л.д. 12)

В письме администрация МО Левобережное Белевского района сообщает прокурору Белевского района о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. программа профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, для каждого вида муниципального контроля: в области торговой деятельности и в области розничной продажи алкогольной продукции не разработаны и не утверждены. ( л.д. 13)

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования прокурора Белевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Административные исковые требования административным ответчиком не оспаривались.

Требование о признании бездействия администрации муниципального образования Левобережное Белевского района, выразившегося в непринятии мер по утверждению программы профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, для каждого вида муниципального контроля: в области торговой деятельности, в области розничной продажи алкогольной продукции незаконным, подлежит удовлетворению, как и требование о возложении обязанности разработать программу профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, для каждого вида муниципального контроля: в области торговой деятельности, в области розничной продажи алкогольной продукции, поскольку доказательств обратного не представлено.

Учитывая объем работы, который предстоит выполнить административному ответчику, суд считает возможным установить срок выполнения работ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом, при наличии обстоятельств, указанных в ч.1 ст. 189 КАС РФ административный ответчик вправе обратиться в суд, рассмотревший административное дело, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Белевского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Левобережное Белевского района, выразившееся в непринятии мер по утверждению программы профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, для каждого вида муниципального контроля: в области торговой деятельности, в области розничной продажи алкогольной продукции, незаконным.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования Левобережное Белевского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать программу профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, для каждого вида муниципального контроля: в области торговой деятельности, в области розничной продажи алкогольной продукции.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Белевский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.И.Кунгурцева

Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2021г.