ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-215/2022 от 07.06.2022 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-215/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июня 2022 года г. Бикин Хабаровского края

Бикинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,

при секретаре Черменевой ФИО8

с участием зам. Бикинского городского прокурора Иванова ФИО7

представителя административного ответчика - администрации городского поселения «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес>ФИО9 Т.А., действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <адрес> городского прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности произвести определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Бикинский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Бикинской городской прокуратурой в ходе реализации надзорных полномочий установлено, что Администрацией городского поселения «<адрес>» не организованно оснащение пунктов на участках дорог в пределах населенного пункта информационными указателями, обустройство остановочных павильонов закрытого типа. В нарушение ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 11 Федерального закона № 220-ФЗ, ст. 19 Федерального закона № 259-ФЗ, п. п. 7, 11 Правил перевозок, на следующих остановочных пунктах отсутствуют указатели с информацией о расписании, иными сведениями об организации автобусного сообщения: автопавильоны остановки «Вокзал» по обеим сторонам <адрес> у привокзальной площади (ориентиры: магазин «Вкусные истории», автостанция); автопавильон «Магазин Стройка» по <адрес>, расположенный напротив <адрес>; автопавильон «Радуга» у <адрес>, 41 по <адрес>; посадочная площадка «Радуга» у магазина «Эдельвейс» по <адрес>. В нарушение ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 11 Федерального закона № 220-ФЗ, ст. 19 Федерального закона № 259-ФЗ, п. у следующих автопавильонов закрытого типа в наличии только 2 стены: автопавильоны «Магазин Стройка» по <адрес> (ориентир: <адрес>); автопавильон у домов , 41 по <адрес>. В нарушение ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 11 Федерального закона № 220-ФЗ, ст. 19 Федерального закона № 259-ФЗ, пп. п. Р отсутствуют урны для мусора автопавильонов: «<адрес>» по <адрес> со стороны железной дороги; «Радуга» у домов , 41 по <адрес>. В нарушение ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 11 Федерального закона № 220-ФЗ, ст. 19 Федерального закона № 259-ФЗ, пп. 5 на посадочной площадке у магазина по <адрес> отсутствует надежно закрепленный и устойчивый к опрокидыванию павильон закрытого типа для пассажиров со скамьей, урной для мусора. В результате отсутствия павильона закрытого типа на одной из остановок, защитных стен на уже имеющихся, жители городского поселения, ожидающие прибытия автобуса лишены гарантированного федеральным законодательством укрытия от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов. В свою очередь, отсутствие на остановочных пунктах информационных указателей является сокрытием сведений, наличие которых призвано проинформировать граждан об условиях и временных интервалах перевозок по соответствующему маршруту, контактах органа, реализующего контроль за соблюдением их прав в общественном транспорте. В настоящее время в поселении отсутствует специализированная организация, отвечающая за содержание автопавильонов, их оснащение, создание элементов обустройства местных дорог, вместе с этим, имеется вопрос местного значения решение которого возложено на поселенческую администрацию. По представлению городского прокурора от <дата> меры для дооснащения автопавильонов, посадочной площадки не приняты. Вместе с этим, жители поселения не обязаны разделять финансовые и иные риски, которые несет орган местного самоуправления решая вопрос местного значения. На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения «<адрес>» в части недооснащения автопавильонов остановок «<данные изъяты> и отсутствия автопавильона остановочной площадки к магазина «Эдельвейс» по <адрес> (остановка «Радуга»), возложить на администрацию городского поселения «<адрес>» обязанность до конца 2022 года привести остановочные пункты «Вокзал» (по обеим сторонам ул. октябрьская у железнодорожного вокзала), «<данные изъяты>» (по обеим сторонам <адрес> у <адрес>), <данные изъяты>» (по обеим сторонам <адрес>, у дома №,41, магазина «<данные изъяты>») в соответствии с п.п. 7,11 Правил

перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> в части дооснащения информационными указателями со сведениями: о наименовании остановочного пункта; о номере маршрута в состав которого включен остановочный пункт; о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа; о расписании маршрутов в состав которых входит остановочный пункт; о времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту; о наименовании конечного остановочного пункта маршрута; о наименовании, адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа, обязать администрацию городского поселения «<адрес>» до конца 2022 года организовать приведение уже имеющихся в наличии автопавильонов остановочных пунктов «Магазин Стройка», «Радуга» в соответствии с п. 3.10.3, 3.10.4 ОСТ в части дооснащения: третей стены, защищающей от неблагоприятных погодных явлений, обязать администрацию городского поселения «<адрес>» до конца 2022 года организовать приведение уже имеющихся в наличии автопавильонов остановочных пунктов «Магазин Стройка» (по <адрес> со стороны железной дороги), «Радуга» в соответствии с п.п. в части дооснащения надежно закрепленной и устойчивой к опрокидыванию урной для мусора, обязанность администрации городского поселения «<адрес>» до конца 2022 года организовать установку на посадочной площадке «Радуга» по <адрес> у магазина «<адрес>» (<адрес>) надежно закрепленного и устойчивого к опрокидыванию павильона закрытого типа для пассажиров со скамьей, урной для мусора отвечающего требованиям пп. .

Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «БикинАвто».

В судебном заседании заместитель Бикинского городского прокурора ФИО3 уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации городского поселения «<адрес>» в части недооснащения автопавильонов остановок «Вокзал», «Магазин Стройка», «Радуга», возложить на администрацию городского поселения «<адрес>» обязанность до конца апреля 2023 года привести остановочные пункты «Вокзал» (по обеим сторонам <адрес> у железнодорожного вокзала), «Магазин Стройка» (по обеим сторонам <адрес> у <адрес>), «Радуга» (по обеим сторонам <адрес>, у домов №,41, магазина «Эдельвейс») в соответствии с п.п. 7,11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, обязать администрацию городского поселения «<адрес>» до конца апреля 2023 года организовать приведение уже имеющихся в наличии автопавильонов остановочных пунктов «Магазин Стройка» (по <адрес> со стороны железной дороги), «Радуга» в соответствии с п.п. ФИО5 52766-2007 в части дооснащения надежно закрепленной и устойчивой к опрокидыванию урной для мусора, обязать администрацию городского поселения «<адрес>» до конца апреля 2023 года организовать установку на посадочной площадке «Радуга» по <адрес> у магазина «Эдельвейс» (<адрес>) надежно закрепленного и устойчивого к опрокидыванию павильона закрытого типа для пассажиров со скамьей, урной для мусора, отвечающего требованиям пп. 5 ГОСТ 52766-2007.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> действующая на основании доверенности ФИО2, с учетом уточнения исковых требований, не возражала против их удовлетворения.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «БикинАвто» не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом1 ст.3Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дано понятие автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом5 ст. 3 данного Закона к элементам обустройства автомобильных дорог, в частности, отнесеныостановочныепункты.Всоответствиис п. 1 ст. 5 вышеуказанного закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автомобильные дороги.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (пункт 7 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из вышеуказанных положений закона следует, чтообязанностив области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенныхпунктовпоселения и обеспечение безопасности дорожного движения на нихвозложенына орган местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 220-ФЗ от <дата> «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <дата> № 220-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

На основании части 1 статьи 11 Федерального закона от <дата> № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о перевозках понятия «маршрут регулярных перевозок», «остановочный пункт», «расписание», «перевозчик», «регулярные перевозки», «перевозки пассажиров и багажа по заказам», «объекты транспортной инфраструктуры» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от <дата> № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Данным законом предусмотрено обязательное размещение информации о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту (части 4, 5 и 6 статьи 19)

Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок установлен Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства российской Федерации от <дата>.

В силу п. п. 7, 11, которых, остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; Указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров на остановочных пунктах (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций), содержат следующую обязательную информацию: условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок; наименование остановочного пункта; номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; надпись «Посадки нет» в остановочных пунктах, в которых осуществляется только высадка пассажиров; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением регулярных перевозок.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес>-р от <дата> утвержден документ планирования регулярных перевозок муниципальных маршрутов на территории городского поселения «<адрес>».

Вышеуказанный документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории городского поселения «<адрес>» устанавливает перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, организация которых отнесены к компетенции уполномоченных органов местного самоуправления (п. 1.1).

Постановление администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> утвержден прилагаемый реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес>.

Согласно Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> на территории городского поселения <адрес> регулярно осуществляются перевозки пассажиров и багажа по маршруту «<дата>», который проходит через промежуточные остановочные пункты, в том числе, «<адрес> по <адрес> и <адрес> осуществляются ООО «<данные изъяты>».

Пунктом5.3.3ГОСТР52766-2007«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.

Всоответствииспунктом5.3.3.1ГОСТР52766-2007Остановочныйпунктв пределах населенногопунктадолжен состоять из следующих элементов:остановочнаяплощадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

Пунктом5.<дата> ГОСТР52766-2007«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено, что посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть, как правило, оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом – навесами.

В павильонах должны быть установлены скамьи и урна для мусора.

Бикинской городской прокуратурой в ходе реализации надзорных полномочий установлено, что администрация городского поселения «<адрес>» не организовано оснащение остановочных пунктов на участках дорог в пределах населенного пункта информационными указателями, обустройство остановочных павильонов закрытого типа. Остановочные пункты «Вокзал» (по обеим сторонам <адрес> у железнодорожного вокзала), «<данные изъяты>» (по обеим сторонам <адрес> у <адрес>), «<данные изъяты>» (по обеим сторонам <адрес>, у дома №,41, магазина «<данные изъяты>») не соответствуют в соответствии с п.п. 7,11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, требованиямГОСТР52766-2007.

Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения Бикинским городским прокурором представления об устранении нарушений законодательства о регулярных перевозках.

Учитывая вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что федеральным законодательствомобязанностив области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенныхпунктови обеспечения безопасности дорожного движения на нихвозложенына органы местного самоуправления, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Кроме того, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязательств по решению вопроса местного значения, связанного с созданием условий для предоставления транспортных услуг населению и организацией транспортного обслуживания населения в границах поселения. В силу закона исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению города и организация транспортного обслуживания населения в границах городского поселения «<адрес>»возложенына ответчика, который обязан принимать своевременные меры к созданию таких условий.

Принимая во внимание, возможность исполнения решения суда, в том числе, посредством включения в бюджет соответствующих расходов, суд полагает возможным установить исполнимые сроки для исполнения решения суда до <дата>.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бикинского городского прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «<адрес>» в части недооснащения автопавильонов остановок «<данные изъяты>», и отсутствия автопавильона остановочной площадки к магазина «<данные изъяты>» по <адрес> (остановка «Радуга»);

Обязать администрацию городского поселения «<адрес>» обязанность до <дата> привести остановочные пункты «Вокзал» (по обеим сторонам ул. октябрьская у железнодорожного вокзала), «<адрес>» (по обеим сторонам <адрес> у <адрес>), «<адрес>» (по обеим сторонам <адрес>, у дома №,41, магазина «Эдельвейс») в соответствии с п.п. 7,11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> в части дооснащения информационными указателями со сведениями: о наименовании остановочного пункта; о номере маршрута в состав которого включен остановочный пункт; о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа; о расписании маршрутов в состав которых входит остановочный пункт; о времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту; о наименовании конечного остановочного пункта маршрута; о наименовании, адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа;

Обязать администрацию городского поселения «<адрес>» до конца 2022 года организовать приведение уже имеющихся в наличии автопавильонов остановочных пунктов «Магазин Стройка» (по <адрес> со стороны железной дороги), «Радуга» в соответствии с п.п. <дата>3 ФИО5 52766-2007 в части дооснащения надежно закрепленной и устойчивой к опрокидыванию урной для мусора, обязать администрацию городского поселения «<адрес>» до <дата> организовать установку на посадочной площадке «Радуга» по <адрес> у магазина «Эдельвейс» (<адрес>) надежно закрепленного и устойчивого к опрокидыванию павильона закрытого типа для пассажиров со скамьей, урной для мусора отвечающего требованиям пп. <дата><дата> ГОСТ 52766-2007.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке через Бикинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись Л.И. Добродеева

Решение суда в окончательной форме принято <дата>.

Копия верна:

Судья Л.И. Добродеева