ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-215/2022 от 14.06.2022 Муромцевского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-215/2022

(УИД 55RS0021-01-2022-000362-16)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево 14.06.2022

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Пичерских М.С.,

при секретаре Ивановой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Союзу субъектов туристической индустрии Муромцево, о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области (далее - Управление Минюста России по Омской области) обратилось в суд с административными исковыми требованиями к Союзу субъектов туристической индустрии Муромцево, о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя из тем, что 16.03.2018 административным истцом принято решение о государственной регистрации Союза субъектов туристической индустрии Муромцево. Запись об организации внесена в ЕГРЮЛ 26.03.2018 за основным государственным регистрационным номером 1185543008243. В ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления организация зарегистрирована за учетным номером 5514060293. Административный истец является уполномоченным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций. В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Административный ответчик в нарушение положений вышеуказанной нормы, в Управление Минюста России по Омской области указанную информацию за 2020 и 2021 годы не представил, что является основанием для ликвидации данной некоммерческой организации. Учитывая изложенное, административный истец просил ликвидировать Союз субъектов туристической индустрии Муромцево и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Управление Минюста России по Омской области Кропотова М.В. не явилась, надлежаще извещена о слушании дела (л.д. 45), в ходатайстве (л.д. 32) просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что административные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика Союза субъектов туристической индустрии Муромцево Басак Н.А. в судебном заседании участия не принимала, надлежаще извещена о слушании дела (л.д. 44, 46), возражений относительно административного иска не представила.

Изучив материалы дела, суд находит исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

В соответствии с ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

Согласно пункту 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 №705.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Формы представления указанных документов и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1, пунктом 2 Приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2020 № 58513), некоммерческими организациями документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, за 2020 год представляются не позднее 15 июля 2021 года.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Минюста России от 30.09.2021 №185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2021 № 65199), некоммерческая организация представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) отчеты о ее деятельности, о персональном составе ее руководящих органов и работниках, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», в сроки, установленные Приказами Минюста России № 122 от 26.05.2020 и №185 от 30.09.2021, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1313.

В данном случае, судом установлено, что 26.03.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером 1185543008243 внесена запись о создании Союза субъектов туристической индустрии Муромцево, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д. 19), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 20-25).

Согласно Уставу (л.д. 8-16), Союз субъектов туристической индустрии Муромцево является добровольной некоммерческой организацией, основанной на членстве, целью создания которого является объединение субъектов туристической индустрии, представления защиты общих, в том числе профессиональных интересов членов Союза.

В соответствии с п. 11.3, 11.4 Устава, Союз может быть ликвидирован на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами, в том числе по решению суда.

Однако как следует из материалов дела за 2020 и 2021 год информация о деятельности Союза субъектов туристической индустрии Муромцево в Управление Министерства юстиции РФ по Омской области не представлялась.

15.09.2021 и 28.10.2021 Управлением Министерства юстиции РФ по Омской области административному ответчику выносились предупреждения за нарушение законодательства РФ, предлагалось представить отчеты о деятельности за 2020 и 2021 годы по формам ОН0001, ОН002, утвержденные приказом Минюста России № 170, либо заявление, подтверждающее соответствие организации, требованиям п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности (л.д. 35-37, 38-40).

Сведений об исполнении указанных предупреждений не представлено.

Таким образом, Союз субъектов туристической индустрии Муромцево не исполняет предусмотренную законом обязанность, что согласно п. 10 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», явилось основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Так, организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

Более того административным ответчиком не принято мер к устранению нарушений не только в срок, установленный Главным управлением Минюста России по Омской области, но и до настоящего времени.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Союзом субъектов туристической индустрии Муромцево допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств.

При таких обстоятельствах, заявленные Управлением Министерства юстиции РФ по Омской области требования о ликвидации Союза субъектов туристической индустрии Муромцево и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, подлежит удовлетворению.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 262-264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Союзу субъектов туристической индустрии Муромцево, о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Ликвидировать Союз субъектов туристической индустрии Муромцево (ОГРН 1185543008243).

Исключить сведения о Союзе субъектов туристической индустрии Муромцево из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Председательствующий М.С. Пичерских