ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2160/201 от 11.05.2021 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-2160/201

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи 11 мая 2021 года

Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего Язвенко Р.В.,

при секретаре Пузеевой О.В.,

с участием:

представителей административного истца Белоусовой Р.П. по доверенностям Беликовой В.И. и Овсянникова Р.В.,

представителя административных ответчиков - администрации Адлерского района г. Сочи и администрации г. Сочи по доверенностям Товмасян С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белоусовой Раисы Петровны к администрации Адлерского внутригородского района МО города-курорта Сочи Краснодарского края и администрации МО города-курорта Сочи Краснодарского края о признании незаконными решений,

установил:

Белоусова Р.П. обратилась в Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации Адлерского внутригородского района МО города-курорта Сочи Краснодарского края и администрации МО города-курорта Сочи Краснодарского края в котором просит: признать незаконным решение Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 17.07.2020 № 13494/02.01-16 о возвращении заявления о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»; признать незаконным решение Администрации Адлерского внутригородского округа города Сочи от 25.06.2020 № 255 об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в муниципальной собственности; обязать администрацию Адлерского внутригородского района МО город-курорт Сочи Краснодарского края, администрацию МО городской округ город-Курорт Сочи подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Муниципального образования город-курорт Сочи, без проведения торгов, с кадастровым номером: , площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца Овсянников Р.В. административный иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, приводя доводы в нем изложенные.

Представитель административных ответчиков по доверенности Товмасян С.Д. возражала против удовлетворения административного иска, представив отзыв, так же просила применить срок исковой давности.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. (ч.5 ст.62 КАС РФ)

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. (ч.7 ст.62 КАС РФ)

Административный иск зарегистрирован в суде 17.03.2021, при этом обжалуемые решения вынесены 17.07.2020 и 25.06.2020, таким образом, административный истец обратилась в суд с нарушением установленного трехмесячного срока.

В судебном заседании представитель административного истца указал, что фактически обжалуемый отказ получен 2 или 4 декабря 2020г., после обращения в прокуратуру, в связи с чем, полагает, что срок не пропущен.

Суд не соглашается с доводами представителя административного истца, доказательств того, что административный истец была лишена возможности своевременно обратиться в суд с требованием о признании незаконными решений не представлено, ходатайство о восстановлении срока административным истцом не заявлено. Указанные доводы документально не подтверждены.

При этом, в опровержение указанных доводов, представлен ответ Прокуратуры Адлерского района г. Сочи от 26.11.2020г. на обращение Овсянникова Р.В., действующего от Белоусовой Р.П., в котором указано, что в ходе ранее проведенной проверки установлено, что в администрацию Адлерского района г. Сочи 17.06.2020 поступило заявление о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>. По результатам изучения представленных документов, районной администрацией 25.06.2020 подготовлен мотивированный отказ в предоставлении указанной муниципальной услуги, пакет документов по реестру приема - передачи 26.06.2020 передан в ГАУ КК «МФЦ» КК в г. Сочи. В связи, с неявкой за получением результата рассмотрения заявления, невостребованное дело возвращено 30.09.2020 в администрацию Адлерского района г. Сочи.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. (ч.8 ст.62 КАС РФ)

С учетом изложенных обстоятельств, суд отказывает в административном иске в связи с пропуском срока обращения в суд.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно статье 39.2 которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым осуществляется продажа земельных участков без проведения торгов, включая случаи проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса

Рассматривая спор по существу, судом установлено, что административный истец, обратилась в Департамент имущественных отношений администрации г. Сочи с заявлением на предоставление муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении земельного участка площадью 400 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес><адрес> на основании п.5 таблицы (пункт 13 Административного регламента).

Письмом Департамента имущественных отношений от 17.07.2020 №13494/02.01-16 заявление возвращено на основании пункта 32 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 27 февраля 2015 года № 572, предусматривающим основания для возвращения заявления заявителю

В соответствии с п. 15 Административного регламента, уполномоченным органом по оказанию муниципальной услуги, указанной в пунктах 2, 3, 4, 5, 6 таблицы (пункт 13 Административного регламента), являются Администрации внутригородских районов администрации города Сочи.

Согласно п. 32 Административного регламента, Департамент или Администрация района возвращает заявление заявителю, если: заявление о предоставлении земельного участка подано в орган, к компетенции которого не относится принятие решения в порядке, установленном ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, заявление Белоусовой Р.П. было возвращено департаментом имущественных отношений администрации города Сочи Краснодарского края без рассмотрения. Вопрос о наличии либо об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов департаментом по существу не разрешался. Указанный возврат суд находит законным и обоснованным.

16.06.2020г. Административный истец в лице представителя Мишиной С.А., действующей по доверенности серии 26АА4103950, обратилась в Администрацию Адлерского внутригородского района г. Сочи с заявлением на предоставление муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении земельного участка площадью 400 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на основании п.5 таблицы (пункт 13 Административного регламента)

Письмом Администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи от 25.06.2020 г. №255 отказано в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с пунктом 34 административного регламента. Отказ мотивирован тем, что доверенность от 20 марта 2020 года серии 26АА4103950 не уполномочивает Мишину С.А. подавать заявление от имени Белоусовой Р.П. на предоставление муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. В качестве основания предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов указан подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации - предоставление земельного участка собственникам расположенных на них жилых домов, индивидуальных жилых, дачных, садовых домов, жилых строений, гаражей, за исключением жилых помещений (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса РФ. Согласно заявлению, на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером , мощение, навесы, теплица, забор и зеленые насаждения. Вместе с тем, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок от 19 июня 2020 года № 23/001/159/2020-1165 в пределах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером отсутствуют объекты недвижимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19 июня 2020 года № 23/001/159/2020-1204 жилой дом, указанный в заявлении, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером .

Изучив представленную в материалы дела нотариальную доверенность серии 26АА4103950 от 20.03.2020 г., зарегистрированную в реестре №26/12-н/26-2020-1-556, установлено, что она выдана на управление принадлежащим доверителю недвижимым имуществом по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Клименко, дом.22. Соответственно суд соглашается с доводом отказа, что полномочий для подачи заявления на представление вышеуказанной муниципальной услуги у Мишиной С.А. нет, поскольку испрашиваемый земельный участок её не принадлежит, соответственно заявление подано неуполномоченным лицом.

Согласно пп.3 п.22 Административного регламента в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги входит: документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя.

Поскольку представленная доверенность не содержит полномочий на подачу заявления, указанное обстоятельство являлось основанием для возращения заявления в соответствии с п. 32 Административного регламента, в котором указано, что администрация района возвращает заявление заявителю, если: к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с подпунктами 2 - 5 пункта 22 Административного регламента, за исключением документов, запрашиваемых в порядке межведомственного взаимодействия.

Согласно п. 30 Административного регламента, документами, необходимыми в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, и которые заявитель вправе представить, являются: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здание, строение, сооружение.

В приложении к заявлению была представлена Выписка из ЕГРН на земельный участок от 19 июня 2020 года № 23/001/159/2020-1165 в пределах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером отсутствуют объекты недвижимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19 июня 2020 года № 23/001/159/2020-1204 жилой дом, указанный в заявлении, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером .

Таким образом, документов установленных административным регламентом, в подтверждение нахождения объектов недвижимости указанных в заявлении на испрашиваемом земельном участке, не представлено. Соответственно администрация Адлерского внутригородского района МО города-курорта Сочи Краснодарского края правомерно отказано в предоставлении муниципальной услуги на основании пп.1 п. 32 Административного регламента - подача заявления о предоставлении земельного участка лицом, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

Доводы административного иска о давности владения испрашиваемым земельным участком, о нахождении части жилого дома и иных построек на испрашиваемом земельном участке, ссылки на иные решения, не обжалуемые рассматриваемым административным иском, не имеют правового значения.

Материалы административного дела не содержат доказательств наличия обстоятельств, согласно которым имеются основания для продажи административному истцу испрашиваемого земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 92 Административного регламента, если уполномоченным органом по предоставлению муниципальной услуги является администрация соответствующего внутригородского района города Сочи, решение о продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов принимается в форме распоряжения администрации района.

Органом, уполномоченным на заключение договоров купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов с заявителем, от имени администрации района и Департамента, выступает Департамент. (п. 93 Административного регламента)

Таким образом, требование о возложении обязанности на администрацию Адлерского внутригородского района МО город-курорт Сочи Краснодарского края, администрацию МО городской округ город-Курорт Сочи подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: , площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Клименко, 22 удовлетворению не подлежит, поскольку оснований для заключения договора не имеется, уполномоченным органом на заключение договора купли-продажи является Департамент.

Таким образом, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявление Белоусовой Раисы Петровны к администрации Адлерского внутригородского района МО города-курорта Сочи Краснодарского края и администрации МО города-курорта Сочи Краснодарского края о признании незаконными решений – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2021.

Председательствующий: подпись Язвенко Р.В.

Копия верна: судья- секретарь-