ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2161/2017 от 11.01.2018 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2018 года г. Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе

председательствующего судьи Борисовой Д.А.,

при секретаре Тимергалиевой Э.Ф.,

с участием представителей административного истца- помощников прокурора г. Тулы Холоимовой Ю.А., Пономаренко Е.В.,

представителей административного ответчика Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы Бирюковой Е.В., Волынкина А.А., являющегося также представителем заинтересованного лица- Администрации г. Тулы по доверенности,

представителя заинтересованного лица- ОГИБДД УМВД России по г. Туле по доверенности Соболева К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-67/2018 по административному исковому заявлению прокурора г. Тулы к Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы о признании бездействия незаконным, обязании провести мероприятия по обустройству остановочных пунктов на проезжей части автомобильной дороги общего пользования напротив домов № 31, № 56 по ул. Мира г. Тулы,

установил:

прокурор г. Тулы обратился в суд с административным иском к Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы о признании бездействия незаконным, обязании провести мероприятия по обустройству остановочных пунктов на проезжей части автомобильной дороги общего пользования напротив домов № 31, № 56 по ул. Мира г. Тулы в месте установленных дорожных знаков 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» в течение 2 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, обязании внести изменения в проект и схему организации дорожного движения на улично- дорожной сети ул. Мира г. Тулы с учетом обустройства остановочных пунктов на проезжей части автомобильной дороги общего пользования напротив домов № 31, № 56 по ул. Мира г. Тулы в течение 1 месяца со дня вступления судебного решения в законную силу.

В процессе рассмотрения дела административный истец отказался от требования об обязании внести изменения в проект и схему организации дорожного движения на улично- дорожной сети ул. Мира г. Тулы с учетом обустройства остановочных пунктов на проезжей части автомобильной дороги общего пользования напротив домов № 31, № 56 по ул. Мира г. Тулы в течение 1 месяца о дня вступления судебного решения в законную силу ввиду его исполнения ответчиком. Также уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы, обязать управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы провести мероприятия по обустройству остановочных пунктов на проезжей части автомобильной дороги общего пользования напротив домов № 31, № 56 по ул. Мира г. Тулы в месте установленных дорожных знаков 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» в соответствии с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленными правилами, стандартами и техническими нормами, обеспечивающими безопасность дорожного движения, а также беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов, в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой г. Тулы проверки было установлено неисполнение администрацией г. Тулы и ее отраслевыми органами требований законодательства, предусматривающего оборудование остановочных пунктов на автомобильных дорогах муниципального образования г. Тулы. А именно было установлено, что напротив домов № 31, № 56 по ул. Мира г. Тулы установлены дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» однако остановочные павильоны, остановочные площадки, посадочные площадки, заездной карман отсутствуют.

Места установки указанных дорожных знаков являются местами промежуточных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок в муниципальном образовании г. Тулы № 50 «ул. Седова- ул. Новомосковская». Отсутствие остановочных павильонов создает аварийную ситуацию и может привести к неблагоприятным последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей в районе детских учреждений. Отсутствие остановочных пунктов, павильонов для посадки и высадки пассажиров, а также дорожных знаков на пути следования маршрутов автобусов и коммерческого пассажирского транспорта не соответствует требованиям ГОСТа Р 52766-2007, в соответствии с которым предусмотрены остановочные и посадочные павильоны для пассажиров в местах автобусных остановок.

Правилами благоустройства и ГОСТом Р 52766-2007 определено понятие остановочного пункта, указаны требования, предъявляемые к проектированию, оборудованию остановочных пунктов.

Постановлением администрации г. Тулы от 16.09.2013 года № 3117, постановлением от 07.10.2015 года № 3306 на основании Устава МО г. Тулы постановлением администрации г. Тулы от 01.12.2015 года № 6036 утверждена муниципальная программа МО г. Тулы «Развитие транспорта и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании город Тула». Ответственным исполнителем указанной муниципальной программы является управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы. На основании изложенного административный истец просил удовлетворить уточненные исковые требования.

Представитель административного истца- помощник прокуратуры г. Тулы Пономаренко Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика – Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы, являющийся также представителем заинтересованного лица Администрации г. Тулы по доверенности Волынкин А.А. возражал против удовлетворения иска. В обоснование своих возражений пояснил, что ГОСТ Р 52766-2007 допускает обустройство остановочного пункта на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движениям и районах при уровне загрузки не более 0,6- в габаритах проезжей части, а не в заездном кармане. Согласно информации управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы от 29.06.2017 года № 06/612, а также актам замера от 24.06.2017 года и 26.06.2017 года уровень загрузки на спорном участке улично- дорожной сети составил менее 0,6, следовательно обустройство заездного кармана не требуется. Организация заездного кармана на спорном участке улично- дорожной сети технически невозможна, так как конфигурация земельного участка не позволяет организовать посадочную площадку размером не менее 2х5 м. Пункт 5.3.3.10 указанного ГОСТа не обязывает устанавливать автопавильоны, в районах с умеренным климатом могут быть установлены навесы. В соответствии с п. 3.10.2 ОСТ 218.1.002-2003 на дорогах IV категории допускается установка павильона с одной стороны дороги. В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» остановочные пункты, из которых осуществляется отправление более чем 100 пассажиров в сутки, за исключением остановочных пунктов, расположенных на территории автовокзалов, автостанций, обустраиваются защитными средствами от атмосферных осадков, если это позволяют земельные участки, примыкающие к остановочному пункту. Согласно представленным управлением актам замеров из спорных остановочных пунктов осуществляется посадка и высадка менее 100 пассажиров в сутки, в связи с чем обустройство павильонов не требуется. Остановочный пункт по адресу: г. Тула, ул. Мира, д. 56 оборудован посадочной площадкой. Остановочный пункт по ул. Мира д. 31 включен в план работ по асфальтированию посадочных площадок на 2018 год. В дислокацию дорожных знаков внесены изменения, связанные с необходимостью обустройства остановочных пунктов по ул. Мира г. Тулы. На основании изложенного, просил суд отказать в удовлетворении иска, поскольку административным истцом не представлено доказательств незаконного бездействия управления.

Представитель административного ответчика – Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы по доверенности Бирюкова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не сообщила, ранее в судебном заседании 05.12.2017 года возражала против удовлетворения иска по аналогичным основаниям.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД по г. Туле по доверенности Соболев К.П. в судебном заседании поддержал исковые требования и пояснил, что согласно ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. В процессе рассмотрения дела им осуществлялись замеры количества пассажиров, осуществивших высадку и посадку в период времени с 7.40 до 8.40 28 декабря 2017 года. Количество пассажиров на остановке по адресу: г. Тула, ул. Мира, д. 56 составило 60 человек, по адресу: г. Тула, ул. Мира, д. 31- 29 человек. 09.01.2018 года им, совместно со старшим помощником прокурора г. Тулы Пономаренко Е.В., осуществлялись замеры расстояния от проезжей части до фасада здания и забора по указанным адресам, что отражено в акте от 09.01.2018 года. Данные замеры указывают на возможность оборудования посадочных площадок и павильонов согласно действующему законодательству. Кроме того по адресу: г. Тула, ул. Мира, д. 31 дорожный знак 5.16 установлен с нарушением требований закона в «кармане», то есть на проезжей части и посадка, и высадка пассажиров осуществляется с проезжей части. На основании изложенного, просил заявленные требования удовлетворить.

Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав письменные доказательства по делу, возражения административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.ст. 16, 17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления относятся разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов.

Постановлением администрации г. Тулы от 16.09.2013 года № 3117, постановлением от 07.10.2015 года № 3306 на основании Устава МО г. Тулы постановлением администрации г. Тулы от 01.12.2015 года № 6036 утверждена муниципальная программа МО г. Тулы «Развитие транспорта и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании город Тула». Ответственным исполнителем указанной муниципальной программы является управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы. На основании изложенного административный истец просил удовлетворить уточненные исковые требования.

Согласно Уставу муниципального образования г. Тулы от 09.02.1997 года все земли в пределах городской черты находятся в ведении местного самоуправления муниципального образования. Распоряжение ими осуществляется с соблюдением прав иных собственников и пользователей земельных участков (ст. 10). Согласно ст. 16 Устава муниципальное образование обязано создавать условия для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.

Как следует из ст.ст. 3,5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения;

Согласно п. 4 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ определяет понятие автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, остановочные пункты являются элементом обустройства автомобильной дороги.

Правилами благоустройства территории муниципального образования г. Тулы, утв. Решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938 определены понятие остановочного пункта, размер и виды покрытия площадки для размещения остановочного павильона, расстояние от края проезжей части до ближайшей конструкции павильона, до ствола деревьев.

Надлежащая организация остановочного пункта на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения относится к числу основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога, предусмотрена ведомственными строительными нормами (ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги») и направлена на реализацию целей, установленных ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании».

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной прокуратурой г. Тулы проверки было установлено, что напротив домов № 31, № 56 по ул. Мира г. Тулы установлены дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» однако остановочные павильоны, остановочные площадки, посадочные площадки, заездные «карманы» отсутствуют.

Места установки указанных дорожных знаков являются местами промежуточных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок в муниципальном образовании г. Тулы № 50 «ул. Седова- ул. Новомосковская».

Данные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком и подтверждены материалом прокурорской проверки.

Состояние остановочных пунктов в районе домов № 31 и № 56 по ул. Мира г. Тулы не соответствует требованиям законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, не обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов. В силу приведенных норм федерального законодательства и Устава муниципального образования г. Тулы обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования г. Тулы, организации надлежащего содержания спорного участка дороги, расположенных на нем элементов обустройства, возложена на управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы.

Как следует из рапорта ст. помощника прокурора г. Тулы Пономаренко Е.В., фотоматериала, дислокации дорожных знаков, свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту по ул. Мира г. Тулы на остановочных пунктах в районе домов № 31 и № 56 по ул. Мира г. Тулы осуществляются пассажирские перевозки. На ул. Мира вблизи остановочных пунктов расположена детская городская больница. Данными доказательствами подтверждается отсутствие остановочных павильонов, предусмотренных действующим законодательством.

Доводы административного ответчика об отсутствии технической возможности установить остановочные павильоны на указанных остановочных пунктах опровергается представленным актом обследования от 09.01.2018 года, пояснениями инспектора дорожного надзора Соболева К.П., согласно которым расстояние от проезжей части улично- дорожной сети общего пользования до фасада дома № 56 по ул. Мира, а также от проезжей части до забора, расположенного вдоль дома № 31 по ул. Мира г. Тулы позволяет установить остановочные павильоны в соответствии с действующим законодательством.

Доводы административного ответчика о количестве пассажиров на данных остановочных пунктах менее 100 человек в сутки, согласно представленным актам замера от 24.06.2017, 26.06.2017, 29.11.2017, 02.12.2017, вследствие чего не требуется установка остановочных павильонов, суд считает несостоятельными, поскольку данные доводы опровергаются актом инспектора Соболева от 28.12.2017 года, согласно которому за один час с 7.40 до 8.40 28.12.2017 года количество пассажиров на остановке по адресу: г. Тула, ул. Мира, д. 56 составило 60 человек, по адресу: г. Тула, ул. Мира, д. 31- 29 человек.

Доводы ответчика о том, что остановочный пункт по ул. Мира в районе д. 31 включен в план работ по асфальтированию посадочных площадок на 2018 году не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

При рассмотрении дела судом выявленны факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, которые объективно подтверждены представленными суду материалами прокурорской проверки; доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Определяя срок исполнения решения, суд исходит из конкретных обстоятельств данного дела, принимает во внимание предполагаемый объем работ и особенности их финансирования, климатические условия региона.

Применение установленных ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, требований к размещению элементов остановочных пунктов на автомобильных дорогах общего пользования зависит от категории дороги, места нахождения отдельного ее участка, подлежащего оборудованию соответствующими элементами, особенностей организации дорожного движения и городской застройки. В частности, в силу п. 5.3.3.2, 5.3.3.8, 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 при соблюдении указанных в этих нормах условиях допустимо размещение остановочного пункта в габаритах проезжей части (без обустройства заездного «кармана»), уменьшение ширины посадочной площадки, отсутствие павильона для ожидания транспорта и т.д.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что вопрос об обустройстве остановочного пункта в районе домов № 31 и № 56 по ул. Мира г. Тулы определенными дорожными сооружениями и техническими средствами организации дорожного движения подлежит разрешению управлением дорожного хозяйства администрации г. Тулы с соблюдением установленных строительно-технических и санитарно-эпидемиологических требований применительно к условиям существующей городской застройки при разработке соответствующей строительно-проектной документации.

На основании изложенного, исходя из вышеприведенных норм законодательства, административные исковые требования прокурора г. Тулы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора г. Тулы к Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы о признании бездействия незаконным, обязании провести мероприятия по обустройству остановочных пунктов на проезжей части автомобильной дороги общего пользования напротив домов № 31, № 56 по ул. Мира г. Тулы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы.

Обязать управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы провести мероприятия по обустройству остановочных пунктов на проезжей части автомобильной дороги общего пользования напротив домов № 31, № 56 по ул. Мира г. Тулы в месте установленных дорожных знаков 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» в соответствии с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленными правилами, стандартами и техническими нормами, обеспечивающими безопасность дорожного движения, а также беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов, в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16.01.2018 года.

Судья