Дело № 2а-2165/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2022 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кинзбурской Т.Л.,
при секретаре Мачехиной О.Ю.,
с участием прокурора Кулинич Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии города Шахты Ростовской области, заинтересованному лицу - РОО политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об обязании рассмотреть уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса и зарегистрировать членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, признании незаконным несоблюдения прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что избирательным объединением - Ростовским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» он назначен членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Территориальную избирательную комиссию города Шахты Ростовской области. 18 марта 2022 г. им в соответствии со ст. 29 Федерального Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 13 Областного закона Ростовской области от 12.05.2016 г. № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области» представлены документы (уведомление) в Территориальную избирательную комиссию города Шахты Ростовской области о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса. Территориальная избирательная комиссия г. Шахты Ростовской области 19 марта 2022 г. оставила без рассмотрения уведомление о назначении членом комиссии с правом совещательного голоса. Считает, что данным бездействием Территориальная избирательная комиссия г. Шахты Ростовской области нарушила ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Свое бездействие Территориальная избирательная комиссия города Шахты мотивировала вступлением в силу Федерального закона от 14.03.2022 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно ч. 5 статьи 9 указанного закона. При этом она не приняла во внимание ч. 6 статьи 9 Федерального закона от 14.03.2022 г. № 60-ФЗ.
Окончательно сформулировав исковые требования, просит суд обязать Территориальную избирательную комиссию города Шахты Ростовской области рассмотреть уведомление от 18 марта 2022 г. о назначении его членом комиссии с правом совещательного голоса, принять к сведению уведомление о назначении его членом комиссии с правом совещательного голоса и выдать удостоверение, признать несоблюдение его прав как назначенного членом ТИК, председателем ТИК г. Шахты ФИО2
Административный истец в судебное заседание явился, уточненные в судебном заседании исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – председатель ТИК г. Шахты ФИО2 в судебное заседание явился, иск не признал, ссылаясь на то, что возврат им уведомления о назначении ФИО1 членом комиссии с правом совещательного голоса произведен законно.
Представитель заинтересованного лица - РОО политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в судебное заседание не явился, о времени и месту рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшую иск обоснованным в части, исследовав письменные доказательства, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 20 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Аналогичные положения содержаться в Областном законе Ростовской области № 525-ЗС от 12.05.2016 «О выборах и референдумах в Ростовской области».
В силу п. 26 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу. При этом кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз.
Из содержания пункта 27 статьи 29 "е" пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ следует, что за кандидатами, которые были избраны, за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
Судом установлено, что постановлением Законодательного Собрания Ростовской области № 1496 от 16.12.2021 назначены дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Ростовской области по Шахтинскому одномандатному избирательному округу № 8, на 27.03.2022.
Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 30.12.2020 № 135-55 председателем Территориальной избирательной комиссии города Шахты Ростовской области назначен ФИО2
Избирательным объединением - Ростовским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО1 назначен членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Территориальную избирательную комиссию города Шахты Ростовской области.
18.03.2022 ФИО1 подал в ТИК г. Шахты Ростовской области уведомление о назначении его членом комиссии с правом совещательного голоса от избирательного объединения РОО политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Ростовской области по Шахтинскому одномандатному избирательному округу № 8.
Одновременно с этим Ростовским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» было подано в ТИК г. Шахты уведомление о прекращении полномочий члена ТИК г. Шахты Ростовской области с правом совещательного голоса ФИО3 Из пояснений данных в судебном заседании представителем ответчика ФИО2 следует, что это уведомление не рассмотрено, ответ на него избирательному объединению не давался.
Письмом за подписью председателя Территориальной избирательной комиссии г. Шахты Ростовской области ФИО2 от 19 марта 2022 г., адресованном РОО политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» уведомление о назначении ФИО1 членом комиссии с правом совещательного голоса возвращено без рассмотрения, со ссылкой на то, что 14.03.2022 вступил в силу Федеральный закон № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно ч. 5 статьи 9 которого со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии не назначаются новые члены комиссий с правом совещательного голоса, члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии, утрачивают свои полномочия, а кандидаты, избирательные объединения утрачивают право на назначение в указанные избирательные комиссии членов комиссий с правом совещательного голоса, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.
Суд считает возврат уведомления о назначении ФИО1 членом комиссии с правом совещательного голоса единолично председателем ТИК г. Шахты, без рассмотрения его уведомления на заседании территориальной избирательной комиссии незаконным, нарушающим права истца.
Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательная комиссия - это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Согласно пункту 8 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Статья 28 указанного Федерального закона закрепляет принцип коллегиальности в деятельности комиссий (пункт 1) и определяет случаи, когда избирательная комиссия обязана принимать решения на своем заседании в коллегиальном составе.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что к решениям избирательной комиссии исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе, однако свою обязанность не выполнили.
Из содержания приведенных законоположений следует, что действующее избирательное законодательство не устанавливает возможность принятия решения по вопросам, связанным с рассмотрением уведомления о назначении члена комиссии, единолично председателем Территориальной избирательной комиссии либо возврат такого уведомления без его рассмотрения уполномоченной комиссией.
С учетом изложенного, председателем ТИК г. Шахты ФИО2 нарушено право на коллегиальное рассмотрение уведомления о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса, поскольку данное обращение относится к случаям, когда ТИК в силу закона обязана рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе, а именно проверить соответствие назначенного члена комиссии с правом совещательного голоса требованиям закона, и принять по нему решение.
В результате имеет место бездействие, выразившееся в не рассмотрении Территориальной избирательной комиссией города Шахты Ростовской области уведомления о назначении административного истца членом комиссии с правом совещательного голоса. Такое бездействие является незаконным, нарушающим права ФИО1 на рассмотрение уполномоченным органом - ТИК уведомления о назначении его членом комиссии с правом совещательного голоса.
Ссылка председателя ТИК в письме о возврате уведомления в обоснование этого на п.5 ст. 9 Федерального закона от 14.03.2022 № 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ошибочна.
В соответствии с п.5 ст. 9 Федеральный закон от 14.03.2022 № 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии не назначаются новые члены комиссий с правом совещательного голоса, члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии, утрачивают свои полномочия, а кандидаты, избирательные объединения утрачивают право на назначение в указанные избирательные комиссии членов комиссий с правом совещательного голоса, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.
Члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные комиссии и участковые комиссии, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона участвуют в соответствующей избирательной кампании, кампании референдума, утрачивают свои полномочия в день официального опубликования результатов соответствующей избирательной кампании, кампании референдума (п.6 указанной статьи).
Вместе с тем, статьей 11 Федерального закона № 67-ФЗ закреплен принцип неизменности избирательного законодательства в период избирательной кампании.
В случае принятия в период избирательной кампании, в период кампании референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений (п. 3 ст. 11 Федерального закона № 67-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона № 67-ФЗ гарантируется равное избирательное право и право на участие в референдуме.
Конкретизируя содержание конституционных требований, предъявляемых к организации демократических, свободных выборов, законодатель предусмотрел в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правило о том, что в случае принятия в период избирательной кампании закона, содержащего положения, которыми определяется (изменяется) порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, указанный закон применяется к выборам, назначенным после его вступления в силу (пункт 3 статьи 11 ФЗ № 67). Это нормативное предписание направлено на поддержание неизменности нормативно-правовой базы назначенных выборов как необходимого условия соблюдения конституционных избирательных прав граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 1995 года N 9-П) и создает гарантии равенства прав всех участников избирательного процесса - безотносительно ко времени их вступления в него. Соответственно, названное законоположение имеет обеспечительно-гарантирующий характер, и, таким образом, нет оснований полагать, что оно как таковое влечет нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере избирательных отношений.
Выборная кампания началась 17.12.2021, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 14.03.2022 № 60-ФЗ, а потому указанные изменения подлежат применению к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления этого закона в силу, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 11 ФЗ № 67.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать территориальную комиссию г. Шахты Ростовской области рассмотреть уведомление о назначении истца членом комиссии с правом совещательного голоса от 18.03.2022 в соответствии с действующим законодательством.
Оснований для обязания ТИК г. Шахты принять к сведению уведомление о назначении истца членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса и выдать истцу удостоверение такого члена ТИК не имеется.
Действующее законодательство предусматривает обязанность ТИК рассмотреть уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса, а не принять его к сведению. Поскольку ТИК г. Шахты не рассматривала уведомление истца о назначении членом комиссии с правом совещательного голоса, то есть не проверяла соответствие его требованиям закона как члена ТИК с правом совещательного голоса, то оснований для обязания административного ответчика выдать истцу удостоверение члена ТИК на момент рассмотрения дела не имеется.
При этом суд учитывает, что он не вправе подменять ТИК.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
Признать незаконным, нарушающим права ФИО1, не рассмотрение Территориальной избирательной комиссией <адрес> уведомления о назначении его членом комиссии с правом совещательного голоса.
Обязать Территориальную избирательную комиссию <адрес> рассмотреть уведомление о назначении ФИО1 членом комиссии с правом совещательного голоса от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Т.Л. Кинзбурская
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.