ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2166/18 от 07.08.2018 Копейского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-2166/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2018 года г. Копейск

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Чиньковой Н.В.,

при секретаре Елыковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц - связи и аудио-протоколирования административное дело по административному исковому заявлению Усольцева Д.Г. к начальнику ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области, ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области о признании решения о постановке на профилактический учет незаконным, снятии с профилактического учета

установил:

Усольцев Д.Г. обратился в суд с исковым заявлением к начальнику ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области, ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области об оспаривании решения о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета.

В обоснование заявленных требований указал, что 03 июля 2018г. ему стало известно о том, что он поставлен администрацией учреждения на профилактический учет как лицо, склонное к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков. Данная информация стала известна ему из объявления, помещенного на территории участка колонии-поселения ФКУ ИК-1.

Полагает, что оснований для постановки его на профилактический учет по указанному основанию не имеется, поскольку в течение всего срока отбытия наказания в отношении него меры взыскания по указанным основаниям не применялись, на учете у нарколога он не состоял. Кроме того, указывает, что была нарушена процедура постановки его на профилактический учет, поскольку он не был приглашен на заседание комиссии по рассмотрению вопроса о постановке на учет, ему не предлагалось написать либо дать объяснения по данному поводу, решение о постановке его на учет было принято начальником единолично, с решением о постановке его на учет он ознакомлен не был.

Просит признать незаконным решение начальника ФКУ ИК № 1 о постановке на профилактический учет как лица, склонного к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков и снять с профилактического учета.

Определением Копейского городского суда к участию в деле в качестве заинтересованного лицо привлечено ГУФСИН России по Челябинской области.

Административный истец Усольцев Д.Г. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно пояснил, что после того, как он 03 июля 2018г. узнал о профилактическом учете, его права были ограничены, в частности ему поменяли спальное место, не допускают до работы, отказывают в предоставлении свиданий.

Представитель административного истца адвокат Ишмаева Т.П. в судебном заседании полагала, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области Арбузова Н.В. в судебном заседании заявленные требования не признала. Дополнительно пояснила, что решение о постановке на профилактический учет Усольцева Д.Г. принято с соблюдением установленного порядка и в пределах компетенции должностных лиц. Ограничений прав осужденного Усольцева Д.Г. постановка на профилактический учет не повлекла. Заявила ходатайство о применении к исковым требованиям срока исковой давности.

Представитель заинтересованного лица ГУФСИН России по Челябинской области Маслоченко О.Д. в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Административный ответчик начальник ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно положений ст. 226 КАС РФ лицо, обратившееся за суд, должно доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов.

Согласно пунктам 67, 69 Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 30 августа 1955 г., необходима классификация осужденных с целью отделения осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделения осужденных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе. В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013г. N 72 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция), регламентирующая порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (пункт 1).

Согласно п. 2 Инструкции, основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий.

В пункте 3 Инструкции указано, что деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).

Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.

В учреждениях УИС подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем: изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных (п. п. 8, 14 Инструкции).

Согласно п. 24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков.

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

В пунктах 27 – 37 Инструкции установлено, что сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС.

Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку.

Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.

Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.

Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.

На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.

По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии.

Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись. В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим подозреваемым, обвиняемым или осужденным.

Сотрудниками режимных служб учреждения УИС на лицо, поставленное на профилактический учет, заводится учетная карточка, которая заносится в журнал регистрации учетных карточек. Учетная карточка помещается в планшет (фотостенд), журнал регистрации учетных карточек находится на постоянном хранении в отделе безопасности (режима) учреждения УИС. Списки лиц, состоящих на профилактическом учете, размножаются и передаются во все заинтересованные службы учреждения УИС для организации профилактической работы с этими лицами по своим направлениям деятельности.

Рапорт о постановке на профилактический учет, выписки из протоколов заседания комиссии учреждения УИС, справки, акты и другие материалы (кроме материалов психологического характера) передаются в отдел специального учета для приобщения их к личному делу подозреваемого, обвиняемого и осужденного, а результаты профилактической работы с ним фиксируются в характеризующих данных.

В соответствии с п. 42 Инструкции лицо, поставленное на профилактический учет, снимается с профилактического учета в случае: освобождения из учреждения УИС; решения административной комиссии, вынесенного на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения учреждения УИС; решения административной комиссии по представленным положительно характеризующим лица, поставленного на профилактический учет, материалам не ранее чем по истечении трех месяцев пребывания в учреждении УИС - в отношении подозреваемых, обвиняемых или осужденных, поступивших в учреждения УИС из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем); смерти лица, состоявшего на профилактическом учете.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа начальника ФСИН ГУ по Челябинской области от 16 декабря 2016г. Самохин С.А. назначен на должность начальника ФКУ ИК№ 1 ГУФСИН России по Челябинской области сроком на 5 лет.

Согласно должностной инструкции начальника ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области в должностные обязанности начальника учреждения входит руководство дисциплинарной комиссией, развитие социальной психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоению ими основных социальных функций, как необходимого условия исправления и адаптации в обществе после освобождения, снижению рецидивной преступности, осуществление общего руководства и контроля за организацией воспитательного процесса.

На основании приказа начальника ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области № 178 от 16 марта 2018г. создана комиссия по постановке (снятию) на профилактический учет осужденных, склонных к совершению различного рода правонарушений, в составе начальника колонии Самохина С.А., заместителей начальника Г.В.А., Л.А.Ю., начальника оперативного отдела В.А.И., начальника отдела безопасности М.В.Д., начальника ОВРО Б.С.В., начальника психологической лаборатории К.Ф.А., начальника отдела спецучета Файзуллиной АМ., начальника ЦТАО Ш.А.Я.

Усольцев Д.Г. осужден 31 июля 2009г. Красноармейским районным судом Челябинской области по ч. 4 ст. 111УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима. Из приговора суд следует, что преступления совершено осужденным в состоянии алкогольн7ого опьянения.

С 07 августа 2017г. Усольцев Д.Г. отбывает наказание по приговору суда в ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области.

Из характеристики на осужденного следует, что за период отбывания наказания в местах лишения свободы Усольцев Д.Г. зарекомендовал себя с отрицательной стороны. К обязанностям, установленным УИК РФ и Правилам внутреннего распорядка, относится не всегда добросовестно. На меры воспитательного характера реагирует не всегда своевременно, участие в культурно-массовых мероприятиях принимает слабое. За добросовестное отношение к труду и хорошее поведение 15 раз поощрялся администрацией учреждения, имеет 7 взысканий, 2 из которых (от 08 ноября 2017г. и 14 марта 2018г.) в настоящее время не сняты и не погашены.

30 марта 2018г. решением комиссии ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области, на основании рапорта ст. оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области В.Г.В., осужденный Усольцев Д.Г. поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков.

Как следует из протокола заседания комиссии ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области в работе комиссии по рассмотрению вопроса о постановке осужденного Усольцева Д.Г. на профилактический учет принимали участие начальник ФКУ ИК НОМЕР Самохин С.А., заместители Г.В.А., Л.А.Ю., начальник ОБ М.В.Д., начальник ЦТАО Ш.А.Я., начальник ПЛ К.Ф.А.

Согласно акта, составленного 30 марта 2018г. и подписанного сотрудниками учреждения К.Д.В., З.Д.В., П.В.В., от ознакомления с протоколом заседания комиссии учреждения по вопросу постановки на профилактический учет, осужденный Усольцев Д.Г. отказался.

Свидетель В.Г.В. в судебном заседании показал, что проходит службу в ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области в должности старшего уполномоченного. В его обязанности входит предотвращение и раскрытие преступлений на территории исправительного учреждения. После поступления оперативно значимой информации о намерении Усольцева Д.Г. распить на территории учреждения спиртные напитки, изучении материалов личного дела осужденного, который совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения, беседы с осужденным, он принял решение об инициации перед комиссией учреждения вопроса о постановке осужденного Усольцева Д.Г. на профилактический учет, о чем им был составлен соответствующий рапорт. Усольцев Д.Г. участвовал в заседании комиссии при рассмотрении вопроса о постановке на профилактический учет. На основании решения комиссии Усольцев Д.Г. был поставлен на профилактический учет. После постановки на профилактический учет с осужденным проводятся профилактические беседы, ведется воспитательная работа. Никаких ограничений на осужденного в связи с постановкой на профилактический учет не налагается.

Свидетель Рюб А.Ю. в судебном заседании показал, что проходит службу в ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области в должности начальника отряда. Начальником отряда, в котором содержится осужденный Усольцев Д.Г., он назначен с 05 июня 2018г. При изучении личного дела осужденного, ему стало известно, что Усольцев Д.Г. состоит на профилактическом учете, как лицо, склонное к приобретению и распитию алкогольных напитков. Никаких ограничений на осужденного в связи с постановкой на профилактический учет не налагается, с ним проводятся профилактические беседы и беседы воспитательного характера. В предоставлении свиданий после постановки на профилактический учет Усольцеву Д.Г. не отказывали. На работу У.Г.В., возможно, не выходит каждый день, в виду отсутствия работы на производстве. Но от работы Усольцев Д.Г. не отстранялся в связи с тем, что поставлен на профилактический учет. В связи с тем, что Усольцев Д.Г. состоит на профилактическом учете, он неоднократно проводил с ним беседы воспитательного характера.

Свидетель З.Д.В. в судебном заседании показал, что проходит службу в ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области в должности старшего инспектора. 30 марта 2018г. он с другими сотрудниками учреждения находился в фойе возле кабинета, в котором проходило заседание дисциплинарной комиссии и комиссии по постановке осужденных на профилактический учет. Из кабинета, где проходило заседание комиссии, сотрудником учреждения был выведен осужденный Усольцев Д.Г., которому было предложено подписать лист ознакомления с постановкой на профилактический учет, от подписи осужденный отказался, о чем был составлен соответствующий акт, который он подписал.

Свидетель П.В.В. в судебном заседании показал, что проходит службу в ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области в должности инспектора. В конце марта 2018г. после заседания комиссии по постановке осужденных на профилактический учет Усольцев Д.Г. от подписи в листе ознакомления с решением о постановке на профилактический учет отказался, о чем был составлен соответствующий акт, который он подписал.

Доводы Усольцева Д.Г. о нарушении его прав оспариваемым решением не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Согласно справки ФКУ ИК№ 1 ГУФСИН России по Челябинской области, Усольцев Д.Г. с 15 ноября 2018г. трудоустроен по профессии грузчик.

Из справки о доходах осужденного за 2018г. от 29 июля 2018г. следует, что в период с января по июль 2018г. Усольцеву Д.Г. начислялась и выплачивалась заработная плата.

Таким образом, оснований считать, что в связи с постановкой на профилактический учет административный истец был отстранен от выполнения работы по профессии либо уволен, у суда не имеется.

Из копий заявлений осужденного, представленных административным ответчиком, следует, что в течение 2018г., в том числе и после постановки на профилактический учет, Усольцеву Д.Г. передавались продукты питания, по заявлению адвоката Ишмаевой Т.П. в мае 2018г. была разрешена встреча с осужденным. Указанные обстоятельства административным истцом не оспаривается.

Принимая во внимание, что оспариваемое Усольцевым Д.Г. решение было принято должностными лицами в пределах полномочий и с соблюдением требований действующего нормативно-правового акта, оснований, предусмотренных Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, для снятия Усольцева Д.Г. с профилактического учета в ходе судебного разбирательства не установлено, доказательств нарушения прав административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения о постановке на профилактический учет, как лица, склонного к употреблению и приобретению алкогольных напитков, снятии с профилактического учета.

Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений ст. 219 КАС РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В силу п. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административно го иска.

Из материалов дела усматривается, что решение о постановке на профилактический учет было объявлено Усольцеву Д.Г. 30 марта 2018г.

Заявление об оспаривании решения о постановке на профилактический учет поступило в Копейский городской суд 10 июля 2018г.

Оснований исчислять срок для обращения в суд с административным иском с 03 июля 2018г. у суда не имеется, поскольку доказательств того, что об оспариваемом решении административному истцу стало известно 03 июля 2018г., Усольцевым Д.Г. не представлено, как и доказательств уважительности причин пропуска срока.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, 227 КАС РФ, суд -

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Усольцева Д.Г. к начальнику ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области, ФКУ ИК № 1 ГУФСИН России по Челябинской области о признании решения о постановке на профилактический учет незаконным, снятии с профилактического учета отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Копейский городского суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Чинькова