УИД 91RS0009-01-2019-003298-14 Дело № 2а-2166/2019 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 ноября 2019 года <адрес> Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе: Председательствующего судьи - Ротко Т.Д. при помощнике судьи - Козыревой Ю.Э., с участием представителя административного истца- старшего помощника прокурора г.Евпатории - Глухих В.М. представителя административного ответчика- Гавриловой Т.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному иску прокурора <адрес> Сыдорук В.И. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо: Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, о признании бездействия в части непринятия мер к установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия, и обязании совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> Сыдорук В.И. в порядке ч.1 ст. 39 КАС РФ обратился в Евпаторийский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым о признании бездействия в части непринятия мер к установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия, и обязании совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия выявлены нарушения в деятельности органа местного самоуправления. Так, в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об увековечивании памяти погибших при защите отчества), Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией <адрес> Республики Крым не организована надлежащая работа в данной сфере, в частности, в местах, где расположены воинские захоронения - объекты культурного наследия не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта. Согласно сведениям Единого государственного реестра объектов культурного наследия Российской Федерации, на территории городского округа расположены следующие воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия: «Братская могила жертв фашистского террора по <адрес>»; «Братская могила жертв фашистского террора на пересечении пр-та Победы и ул. имени 9-го Мая»; «Братская могила участников Евпаторийского десанта на 58-ом км шоссе Симферополь-Евпатория»; «Воинский участок с захоронениями советских воинов на старом городском кладбище Евпатории по <адрес>»; «Могила ФИО2 Н.А. Токарева на городском кладбище по <адрес>». Ранее прокуратурой <адрес> в адрес руководителя администрации <адрес> Республики Крым внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ в-2019, в котором отражены нарушения, выразившиеся в непринятия мер по установлению охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены вышеперечисленных воинские захоронения - объекты культурного наследия. Согласно информации администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ представление признано обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При этом до настоящего времени выявленные прокуратурой города нарушения не устранены, охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены вышеперечисленных воинские захоронения - объекты культурного наследия не установлены. Кроме того, в нарушение требований ст. 5 Закона № органом местного самоуправления не исполнена обязанность по надлежащему государственному учету вышеуказанных воинских захоронений - не обеспечено составление паспортов следующих воинских захоронений: «Братская могила жертв фашистского террора на пересечении пр-та Победы и ул. имени 9-го Мая»; «Братская могила участников Евпаторийского десанта на 58-ом км шоссе Симферополь-Евпатория». Кроме того, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения органов местного самоуправления городского округа. Пунктом п. 18 ст. 51 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики полномочиями в данной сфере наделена администрации <адрес> Республики Крым. Просит признать незаконным бездействие Администрации <адрес> Республики Крым в части непринятия мер к установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены следующие воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия: «Братская могила жертв фашистского террора по <адрес>»; «Братская могила жертв фашистского террора на пересечении пр-та Победы и ул. имени 9-го Мая»; «Братская могила участников Евпаторийского десанта на 58-ом км шоссе Симферополь-Евпатория»; «Воинский участок с захоронениями советских воинов на старом городском кладбище Евпатории по <адрес>»; «Могила ФИО2 Н.А. Токарева на городском кладбище по <адрес>», а также в части непринятия мер к составлению паспортов следующих воинских захоронений: «Братская могила жертв фашистского террора на пересечении пр-та Победы и ул. имени 9-го Мая»; «Братская могила участников Евпаторийского десанта на 58-ом км шоссе Симферополь-Евпатория». Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым в течении трех месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу установить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены следующие воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия: «Братская могила жертв фашистского террора по <адрес>»; «Братская могила жертв фашистского террора на пересечении пр-та Победы и ул. имени 9-го Мая»; «Братская могила участников Евпаторийского десанта на 58-ом км шоссе Симферополь-Евпатория»; «Воинский участок с захоронениями советских воинов на старом городском кладбище Евпатории по <адрес>»; «Могила ФИО2 Н.А. Токарева на городском кладбище по <адрес>», в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым в течении трех месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу обеспечить составление паспортов следующих воинских захоронений: «Братская могила жертв фашистского террора на пересечении пр-та Победы и ул. имени 9-го Мая»; «Братская могила участников Евпаторийского десанта на 58- ом км шоссе Симферополь-Евпатория». Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым. В судебном заседании старший помощник прокурора Глухих В.М. исковые требования прокурора <адрес> поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Представитель административного ответчика- Администрации <адрес> Гаврилова Т.Д. исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать. Представитель заинтересованного лица Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. В соответствии с п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.ч. 1 - 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволили бы каждому реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. В силу ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ рассмотрение дел о защите лиц, обращающихся за защитой прав, свобод и законных интересов, равных перед законом и судом, должно осуществляться в соответствии с конституционными принципами, гарантом которых должна выступать судебная власть. В силу ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства является в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ). Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ). Судом установлено, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия выявлены нарушения в деятельности органа местного самоуправления. В преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) закреплено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народ: Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для все: многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлем: частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурно: наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) относит земли: историко-культурного значения к землям особо охраняемых территорий (п. 1. пп. 4 п. 2 ст. 94). В свою очередь, в соответствии с пп. пп. 1, 3 п. 1 ст. 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, а также земли военных и гражданских захоронений. На основании п. 4 ст. 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Статьей 10 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об увековечении памяти погибших при защите отечества» (далее - Закон №) на органы местного самоуправления возложены полномочия по организации и проведении работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества в части захоронения и содержания мест захоронения. Абзацем 1 статьи 6 Закона № определено, что в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Порядок установления и состав зон охраны определен в ст. 34 Закона 73-ФЗ. Прокуратурой <адрес> установлено, что администрацией <адрес> Республики Крым не организована надлежащая работа в данной сфере, в частности, в местах, где расположены воинские захоронения - объекты культурного наследия не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта. Согласно сведениям Единого государственного реестра объектов культурного наследия Российской Федерации, на территории городского округа расположены следующие воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия: «Братская могила жертв фашистского террора по <адрес>»; «Братская могила жертв фашистского террора на пересечении пр-та Победы и ул. имени 9-го Мая»; «Братская могила участников Евпаторийского десанта на 58-ом км шоссе Симферополь-Евпатория»; «Воинский участок с захоронениями советских воинов на старом городском кладбище Евпатории по <адрес>»; «Могила ФИО2 Н.А. Токарева на городском кладбище по <адрес>». Прокуратурой <адрес> в адрес руководителя администрации <адрес> Республики Крым внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ в-2019, в котором отражены нарушения, выразившиеся в непринятия мер по установлению охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены вышеперечисленных воинские захоронения - объекты культурного наследия. Согласно информации администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ представление признано обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При этом до настоящего времени выявленные прокуратурой города нарушения не устранены, охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены вышеперечисленных воинские захоронения - объекты культурного наследия не установлены. Кроме того, в нарушение требований ст. 5 Закона № органом местного самоуправления не исполнена обязанность по надлежащему государственному учету вышеуказанных воинских захоронений - не обеспечено составление паспортов следующих воинских захоронений: «Братская могила жертв фашистского террора на пересечении пр-та Победы и ул. имени 9-го Мая»; «Братская могила участников Евпаторийского десанта на 58-ом км шоссе Симферополь-Евпатория». Кроме того, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения органов местного самоуправления городского округа. Пунктом п. 18 ст. 51 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики полномочиями в данной сфере наделена администрации <адрес> Республики Крым. При таких обстоятельствах суд усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о признания незаконным бездействия Администрации <адрес> в части непринятия мер к установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия, а также в части непринятия мер к составлению паспортов воинских захоронений, обязав администрацию <адрес> Республики Крым в течении трех месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу установить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия, и обеспечить составление паспортов воинских захоронений, учитывая то обстоятельство, что отсутствие охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения – объекты культурного наследия, ставит под угрозу сохранность таких объектов, а также сохранность исторической, ландшафтной и градостроительной среды и как следствие является предпосылками к повреждению или утрате таких объектов. Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административный иск прокурора <адрес> Сыдорук В.И. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо: Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, о признании бездействия в части непринятия мер к установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия, и обязании совершить определенные действия, - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> Республики Крым в части непринятия мер к установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены следующие воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия: «Братская могила жертв фашистского террора по <адрес>»; «Братская могила жертв фашистского террора на пересечении пр-та Победы и ул. имени 9-го Мая»; «Братская могила участников Евпаторийского десанта на 58-ом км шоссе Симферополь-Евпатория»; «Воинский участок с захоронениями советских воинов на старом городском кладбище Евпатории по <адрес>»; «Могила ФИО2 Н.А. Токарева на городском кладбище по <адрес>», а также в части непринятия мер к составлению паспортов следующих воинских захоронений: «Братская могила жертв фашистского террора на пересечении пр-та Победы и ул. имени 9-го Мая»; «Братская могила участников Евпаторийского десанта на 58-ом км шоссе Симферополь-Евпатория». Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым в течении трех месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу установить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены следующие воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия: «Братская могила жертв фашистского террора по <адрес>»; «Братская могила жертв фашистского террора на пересечении пр-та Победы и ул. имени 9-го Мая»; «Братская могила участников Евпаторийского десанта на 58-ом км шоссе Симферополь-Евпатория»; «Воинский участок с захоронениями советских воинов на старом городском кладбище Евпатории по <адрес>»; «Могила ФИО2 Н.А. Токарева на городском кладбище по <адрес>», в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым в течении трех месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу обеспечить составление паспортов следующих воинских захоронений: «Братская могила жертв фашистского террора на пересечении пр-та Победы и ул. имени 9-го Мая»; «Братская могила участников Евпаторийского десанта на 58- ом км шоссе Симферополь-Евпатория». Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым. Судья Т.Д.Ротко Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. |