ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2166/2022 от 21.09.2022 Ленинскогого районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-2166/2022

УИД 78RS0012-01-2022-003088-82

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Санкт-Петербург 21 сентября 2022 года

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Сухих А.С.,

с участием прокурора Даниловой С.В.,

при секретаре Завгородней В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Петербургского метрополитена к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Петербургского метрополитена проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Согласно акту проверки от 25 августа 2022 года в сети «Интернет» на интернет-сайте с адресом: <данные изъяты> размещена имеющая признаки запрещенной к распространению информация о способах несанкционированного проникновения в зону транспортной безопасности (технологический сектор зоны транспортной безопасности) объекта транспортной инфраструктуры метрополитена (умышленного неисполнения требований по соблюдению транспортной безопасности), а именно видеозапись под названием «Ночь в тоннеле метро, подземная Москва», видеозапись продолжительностью 13 минут 49 секунд.

Проведённой проверкой установлено, что техническая площадка названного Интернет-ресурса расположена на территории иностранного государства (США), в связи с чем, установить пользователя (владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга, оператора связи), разместившего информационный материал, не представляется возможным.

Прокурор Петербургского метрополитена в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу, в котором просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на интернет-сайте с адресом: <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Представитель административного истца прокурор Данилова С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Административный ответчик Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.ст. 2, 55 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, в том числе причинении вреда своему здоровью.

Положения ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ), гарантируя свободу распространения информации, предусматривают возможность установления ограничения доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе запрещая распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 1, 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр). Ведение Единого реестра постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Одним из оснований для включения в Реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса), является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Защита неопределенного круга лиц, путем признания распространяемой в сети «Интернет» информации запрещенной, при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе обеспечения защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма. Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лип по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) и выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию, расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; зона транспортной безопасности – объект транспортной инфраструктуры, его часть для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.

Станции, тоннели, электродепо, включая парковые и деповские пути, электроподстанции, пункты управления движением метрополитена являются объектами транспортной инфраструктуры (Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 № 1636).

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Согласно Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1641, доступ в технологический сектор зоны транспортной безопасности ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам установленных видов для персонала и посетителей объекта метрополитена (п.п. 28 п. 5 постановления Правительства Российской Федерации № 1641).

В свою очередь в силу п.п. 2, 3 Требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208, физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры, обязаны осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра; физическим лицам, следующим либо находящимся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, запрещается осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства вне (в обход) установленных субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком проходов (проездов).

Нарушение требований в области транспортной безопасности, в том числе умышленное неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности является административным правонарушением и влечет предусмотренную ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ ответственность.

Одним из уголовно наказуемых деяний в соответствии со ст. 263.1 УК РФ является неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, в том числе совершенные группой лиц по предварительному сговору.

Вышеприведенными правовыми нормами в их системной взаимосвязи установлен запрет на распространение информации о способах несанкционированного проникновения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (умышленного неисполнения требований по соблюдению транспортной безопасности). Указанная информация может быть использована, в том числе, при подготовке и совершении акта незаконного вмешательства, а сам факт обеспечения доступа к ней может являться подстрекательством к данным действиям.

Из акта прокурорской проверки следует, что на интернет-сайте с адресом: <данные изъяты> размещена имеющая признаки запрещенной к распространению информация о способах несанкционированного проникновения в зону транспортной безопасности (технологический сектор зоны транспортной безопасности) объекта транспортной инфраструктуры метрополитена (умышленного неисполнения требований по соблюдению транспортной безопасности).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что информация, размещенная на указанном в административном иске сайте, является информацией нарушающей требования в области транспортной безопасности, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, в связи с чем, подлежит запрету к распространению.

Руководствуясь ст.ст. 175-178, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на интернет-сайте с адресом: <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения вышеперечисленных сетевых адресов в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Судья: А.С. Сухих

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2022 года.