К делу № 2а-2167/2021 года
УИД 23RS0001-01-2021-003492-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2021 года г. Абинск
Абинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего – Дубинкина Э.В.,
при помощнике судьи – Хальцева Д.А.
с участием:
помощника прокурора – Врублевской Г.А.
представителя административного ответчика – ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску <адрес> к административному ответчику Администрации МО <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным иском к Администрации МО <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, ссылаясь на то, что выявленные нарушения являются недопустимыми.
Представитель истца помощник прокурора <адрес> - Врублевская Г.А., в судебном заседании требования заявления поддержала и показала, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения их жилыми помещениями. В ходе проверки установлено, что в целях реализации гражданами указанной категории предоставленных ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прав на обеспечение жилыми помещениями, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№-K3 «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между министерством труда и социального развития <адрес> и муниципальным образованием <адрес>, дополнительными соглашениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному образованию <адрес> в 2021 году на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот предусмотрена субвенция в размере 76135,7 тыс. рублей. При этом, субвенция на приобретение (строительство) 49 жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не освоена. На основании итогов электронных аукционов от ДД.ММ.ГГГГ определен поставщик в целях приобретения лишь 13 жилых помещений в муниципальном образовании <адрес> в целях реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. На учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении в настоящее время состоит 288 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в <адрес>. Учитывая, что несвоевременное принятие муниципальным образованием достаточных мер, направленных на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, может повлечь существенное нарушение прав граждан указанной категории, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района исполняющему обязанности главы муниципального образования <адрес>Н.В.Н. объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона. Кроме того, по указанным фактам прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального района <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения федерального законодательства при приобретении жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устранены. Непринятие муниципальным образованием своевременных и достаточных мер, направленных на обеспечение лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, жильем, создает угрозу нарушения обязательств по реализации переданных отдельных государственных полномочий в рассматриваемой сфере, что повлечет существенное нарушение прав граждан указанной категории. Несвоевременное освоение или освоение не в полном объеме в текущем финансовом году выделенных субвенций на приобретение (строительство) жилья послужит основанием для возврата выделенных денежных средств в федеральный бюджет и бюджет <адрес> и, как следствие, повлечет нарушение установленного ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, что является недопустимым. Обозначенное бездействие органа местного самоуправления при наличии указанных фактов нарушает права Российской Федерации, так как непринятие мер по устранению в рамках рассмотрения ранее внесенного прокурором района представления посягает на установленный порядок деятельности органов прокуратуры. Кроме, того, подобное бездействие нарушает права субъекта Российской Федерации - <адрес> в связи с не реализацией муниципальным образованием <адрес> переданных государственных полномочий по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не освоением предоставленных из краевого бюджета субвенций.
Представитель административного ответчика администрации МО <адрес> – ФИО1, действующий по доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит выводу, что требования административного заявления подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
<адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения их жилыми помещениями.
В ходе проверки установлено, что в целях реализации гражданами указанной категории предоставленных ст. 8 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прав на обеспечение жилыми помещениями, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№-K3 «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между министерством труда и социального развития <адрес> и муниципальным образованием <адрес>, дополнительными соглашениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному образованию <адрес> в 2021 году на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот предусмотрена субвенция в размере 76135,7 тыс. рублей.
При этом, субвенция на приобретение (строительство) 49 жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не освоена.
На основании итогов электронных аукционов от ДД.ММ.ГГГГ определен поставщик в целях приобретения лишь 13 жилых помещений в муниципальном образовании <адрес> в целях реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
На учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении в настоящее время состоит 288 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в <адрес>.
Учитывая, что несвоевременное принятие муниципальным образованием достаточных мер, направленных на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, может повлечь существенное нарушение прав граждан указанной категории, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района исполняющему обязанности главы муниципального образования <адрес>Н.В.Н. объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
Кроме того, по указанным фактам прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального района <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения федерального законодательства при приобретении жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устранены.
При этом в силу ч. 1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Непринятие муниципальным образованием своевременных и достаточных мер, направленных на обеспечение лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, жильем, создает угрозу нарушения обязательств по реализации переданных отдельных государственных полномочий в рассматриваемой сфере, что повлечет существенное нарушение прав граждан указанной категории.
Несвоевременное освоение или освоение не в полном объеме в текущем финансовом году выделенных субвенций на приобретение (строительство) жилья послужит основанием для возврата выделенных денежных средств в федеральный бюджет и бюджет <адрес> и, как следствие, повлечет нарушение установленного ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, что является недопустимым.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органам местного самоуправления края переданы государственные полномочия администрации края по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Обозначенное бездействие органа местного самоуправления при наличии указанных фактов нарушает права Российской Федерации, так как непринятие мер по устранению в рамках рассмотрения ранее внесенного прокурором района представления посягает на установленный порядок деятельности органов прокуратуры.
Кроме, того, подобное бездействие нарушает права субъекта Российской Федерации - <адрес> в связи с не реализацией муниципальным образованием <адрес> переданных государственных полномочий по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не освоением предоставленных из краевого бюджета субвенций.
Частью 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, <адрес> и признать незаконными бездействия органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление <адрес> к административному ответчику Администрации МО <адрес> о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконными бездействия администрации МО <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о защите жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию МО <адрес> устранить допущенные нарушения, путем освоения в 2021 году субвенции, предоставленной на приобретение (строительство) 49 жилы помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сумму 76 137 /семьдесят шесть миллионов сто тридцать семь тысяч/ 7 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Абинский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья: Дубинкин Э.В.