ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2167/2021 от 25.10.2021 Абинского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-2167/2021 года

УИД 23RS0001-01-2021-003492-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2021 года г. Абинск

Абинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего – Дубинкина Э.В.,

при помощнике судьи – Хальцева Д.А.

с участием:

помощника прокурора – Врублевской Г.А.

представителя административного ответчика – ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску <адрес> к административному ответчику Администрации МО <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным иском к Администрации МО <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, ссылаясь на то, что выявленные нарушения являются недопустимыми.

Представитель истца помощник прокурора <адрес> - Врублевская Г.А., в судебном заседании требования заявления поддержала и показала, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения их жилыми помещениями. В ходе проверки установлено, что в целях реализации гражданами указанной категории предоставленных ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прав на обеспечение жилыми помещениями, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ-K3 «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между министерством труда и социального развития <адрес> и муниципальным образованием <адрес>, дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному образованию <адрес> в 2021 году на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот предусмотрена субвенция в размере 76135,7 тыс. рублей. При этом, субвенция на приобретение (строительство) 49 жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не освоена. На основании итогов электронных аукционов от ДД.ММ.ГГГГ определен поставщик в целях приобретения лишь 13 жилых помещений в муниципальном образовании <адрес> в целях реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. На учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении в настоящее время состоит 288 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в <адрес>. Учитывая, что несвоевременное принятие муниципальным образованием достаточных мер, направленных на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, может повлечь существенное нарушение прав граждан указанной категории, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района исполняющему обязанности главы муниципального образования <адрес>Н.В.Н. объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона. Кроме того, по указанным фактам прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального района <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения федерального законодательства при приобретении жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устранены. Непринятие муниципальным образованием своевременных и достаточных мер, направленных на обеспечение лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, жильем, создает угрозу нарушения обязательств по реализации переданных отдельных государственных полномочий в рассматриваемой сфере, что повлечет существенное нарушение прав граждан указанной категории. Несвоевременное освоение или освоение не в полном объеме в текущем финансовом году выделенных субвенций на приобретение (строительство) жилья послужит основанием для возврата выделенных денежных средств в федеральный бюджет и бюджет <адрес> и, как следствие, повлечет нарушение установленного ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, что является недопустимым. Обозначенное бездействие органа местного самоуправления при наличии указанных фактов нарушает права Российской Федерации, так как непринятие мер по устранению в рамках рассмотрения ранее внесенного прокурором района представления посягает на установленный порядок деятельности органов прокуратуры. Кроме, того, подобное бездействие нарушает права субъекта Российской Федерации - <адрес> в связи с не реализацией муниципальным образованием <адрес> переданных государственных полномочий по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не освоением предоставленных из краевого бюджета субвенций.

Представитель административного ответчика администрации МО <адрес> – ФИО1, действующий по доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит выводу, что требования административного заявления подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

<адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения их жилыми помещениями.

В ходе проверки установлено, что в целях реализации гражданами указанной категории предоставленных ст. 8 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прав на обеспечение жилыми помещениями, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ-K3 «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между министерством труда и социального развития <адрес> и муниципальным образованием <адрес>, дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному образованию <адрес> в 2021 году на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот предусмотрена субвенция в размере 76135,7 тыс. рублей.

При этом, субвенция на приобретение (строительство) 49 жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не освоена.

На основании итогов электронных аукционов от ДД.ММ.ГГГГ определен поставщик в целях приобретения лишь 13 жилых помещений в муниципальном образовании <адрес> в целях реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

На учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении в настоящее время состоит 288 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в <адрес>.

Учитывая, что несвоевременное принятие муниципальным образованием достаточных мер, направленных на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, может повлечь существенное нарушение прав граждан указанной категории, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района исполняющему обязанности главы муниципального образования <адрес>Н.В.Н. объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.

Кроме того, по указанным фактам прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального района <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения федерального законодательства при приобретении жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устранены.

При этом в силу ч. 1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Непринятие муниципальным образованием своевременных и достаточных мер, направленных на обеспечение лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, жильем, создает угрозу нарушения обязательств по реализации переданных отдельных государственных полномочий в рассматриваемой сфере, что повлечет существенное нарушение прав граждан указанной категории.

Несвоевременное освоение или освоение не в полном объеме в текущем финансовом году выделенных субвенций на приобретение (строительство) жилья послужит основанием для возврата выделенных денежных средств в федеральный бюджет и бюджет <адрес> и, как следствие, повлечет нарушение установленного ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, что является недопустимым.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органам местного самоуправления края переданы государственные полномочия администрации края по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Обозначенное бездействие органа местного самоуправления при наличии указанных фактов нарушает права Российской Федерации, так как непринятие мер по устранению в рамках рассмотрения ранее внесенного прокурором района представления посягает на установленный порядок деятельности органов прокуратуры.

Кроме, того, подобное бездействие нарушает права субъекта Российской Федерации - <адрес> в связи с не реализацией муниципальным образованием <адрес> переданных государственных полномочий по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не освоением предоставленных из краевого бюджета субвенций.

Частью 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, <адрес> и признать незаконными бездействия органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление <адрес> к административному ответчику Администрации МО <адрес> о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администрации МО <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о защите жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать администрацию МО <адрес> устранить допущенные нарушения, путем освоения в 2021 году субвенции, предоставленной на приобретение (строительство) 49 жилы помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сумму 76 137 /семьдесят шесть миллионов сто тридцать семь тысяч/ 7 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Абинский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья: Дубинкин Э.В.