ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2168/18 от 17.07.2018 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а- 2168/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 17 июля 2018 г.

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Кутченко А.В.,

при секретаре Амбарцумян Р.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрегиональному Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконным бездействия административного ответчика,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональному Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея об изъятии земельного участка площадью 1,0 га с кадастровым номером , расположенного в Краснодарском крае, городе Сочи, в Сочинском национальном парке, образованного из земель участка с кадастровым номером из постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Сочинский национальный парк», обязании МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгее подготовить проект договора аренды испрашиваемого земельного участка; обязании МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгее заключить договор аренды на земельный участок с кадастровым номером , расположенный в Краснодарском крае, городе Сочи, в Сочинском национальном парке, образованный из земельного участка с кадастровым номером сроком на 49 лет с ФИО1.

В обоснование иска указано, что в конце 2012 года истец обратился в ФГБУ «Сочинский национальный парк» для предоставления в долгосрочную аренду сроком на сорок девять лет земельного участка из земель Сочинского национального парка, в целях рекреационной деятельности, то есть для создания этнографического комплекса отдыха. Согласовав, в том числе в ФГБУ «Сочинский национальный парк» проектную документацию необходимую для размещения данного комплекса. Получив положительные заключения, истец за собственные средства провел работы по межеванию и постановке на кадастровый учет (кадастровый ) для предоставления его в последующем в аренду. Подготовив полный пакет документов за исх. N 01-13/2591 ФГБУ «Сочинский национальный парк» направил его на рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии России. В дальнейшем в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгее было направлено письмо за подписью заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ в котором сообщалось, что Минприроды РФ считает возможным вовлечение, в том числе указанного выше участка, в хозяйственный оборот и его предоставление на праве аренды заинтересованным лицам. В нем также указывалось о необходимости Росимущества обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на вновь образованные земельные участки, подготовки проектов договоров аренды испрашиваемых участков и принятии решения о проведении торгов по передаче в аренду данных земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ истец уже не в первый раз, обратился в Росимущество о заключении долгосрочного договора аренды земельного участка из земель Сочинского национального парка с кадастровым номером 23:49:0303007:1149 образованного из земельного участка с кадастровым номером 000:18. Росимущество в ответ на мое заявление сообщает (от ДД.ММ.ГГГГ N09/15115) за подписью и.о. руководителя, что по сведениям из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право федеральной собственности, а в моем обращении не указано о проведении аукциона Росимуществом и поэтому не может инициировать процедуру подготовки аукциона. При получении из Росимущества такого ответа, из чего явствует, что для проведения аукциона необходимо подать заявление, истцом от ДД.ММ.ГГГГ исх. N08/25 в адрес Росимущества направлено обращение о проведении аукциона. Росимущество письмом от ДД.ММ.ГГГГ за N09/19400 сообщило истцу, что в Минприроды России направлен проект договора на согласование. Прошло уже полтора года с момента последнего обращения истца, однако по настоящее время вопрос не решен по существу. На протяжении более 5 лет вопрос так и не решен по существу. Учитывая, что истцом предварительно согласована схема расположения испрашиваемого земельного участка с ФГБУ «Сочинский национальный парк», проведены работы по его межеванию и постановки на кадастровый учет, получено одобрение от Министерства природных ресурсов и экологии России на заключение договора аренды, считаю имею право на заключение договора аренды без проведения торгов. Ввиду того, что на земельный участок с кадастровым номером , зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Сочинский национальный парк», то согласие данного лица при образовании земельного участка, по мнению истца, не требуется, так как это учреждение.

В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требование полностью поддержал.

Представитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.

Представитель ФГБУ «Сочинский национальный парк» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, в конце 2012 года истец обратился в ФГБУ «Сочинский национальный парк» для предоставления в долгосрочную аренду сроком на сорок девять лет земельного участка из земель Сочинского национального парка, в целях рекреационной деятельности, то есть для создания этнографического комплекса отдыха. Согласовав, в том числе в ФГБУ «Сочинский национальный парк» проектную документацию необходимую для размещения данного комплекса. Получив положительные заключения, истец за собственные средства провел работы по межеванию и постановке на кадастровый учет (кадастровый ) для предоставления его в последующем в аренду. Подготовив полный пакет документов за исх. N 01-13/2591 ФГБУ «Сочинский национальный парк» направил его на рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии России.

В дальнейшем в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгее было направлено письмо за подписью заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ в котором сообщалось, что Минприроды РФ считает возможным вовлечение, в том числе указанного выше участка, в хозяйственный оборот и его предоставление на праве аренды заинтересованным лицам.

В нем также указывалось о необходимости Росимущества обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на вновь образованные земельные участки, подготовки проектов договоров аренды испрашиваемых участков и принятии решения о проведении торгов по передаче в аренду данных земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ истец уже не в первый раз, обратился в Росимущество о заключении долгосрочного договора аренды земельного участка из земель Сочинского национального парка с кадастровым номером образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:49:00 00 000:18.

Росимущество письмом от ДД.ММ.ГГГГ за N09/19400 сообщило истцу, что в Минприроды России направлен проект договора на согласование. Прошло уже полтора года с момента последнего обращения истца, однако по настоящее время вопрос не решен по существу.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальными парками, осуществляет отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на указанные в пункте 1 настоящей статьи земельные участки на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Особенности подготовки договоров аренды указанных в пункте 1 настоящей статьи земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК-РФ), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 53 ЗК РФ, отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

В силу ч.3 ст.53 ЗК РФ, при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает получение от ФГБУ «Сочинский национальный парк» (далее – учреждение) отказа от права постоянного бессрочного пользования на спорный земельный участок, который должен быть предварительно согласован органом исполнительной власти, являющимся учредителем национального парка и осуществляющим управление учреждением – Министерством природных ресурсов и экологии России.

Однако, административный истец не обращался в ФГБУ «Сочинский национальный парк» для инициирования процедуры по отказу учреждения от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного земельного участка, что свидетельствует о нарушении порядка предоставления земельных участков, ограниченных в обороте, а также об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Отсутствуют основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов регламентирован статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ и по результатам указанного рассмотрения и проверки принимает соответствующее решение.

Статьей 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются в том числе:

- наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

- кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

- основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ оснований.

- вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

- цель использования земельного участка;

- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В заявлении административного истца отсутствует указание на основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ оснований; цель использования земельного участка.

Таким образом, у Межрегионального территориального управления отсутствовали законные основания для предоставления испрашиваемого административным истцом земельного участка, минуя предусмотренную Земельным кодексом РФ процедуру торгов, а у административного истца отсутствуют основания для получения испрашиваемого объекта земельно-имущественных правоотношений без проведения торгов.

Требование о понуждении заключить договор аренды земельного участка относится к исковому способу защиты права и подлежит рассмотрению в порядке рассмотрения гражданского спора, искового производства, определенном нормами главами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы договорного права.

Наряду с требованием о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления административный истец фактически заявил требование о понуждении к заключению договора аренды земельного участка.

Предмет иска о понуждении лица заключить договор аренды земельного участка относится к спорам о праве и носит гражданско-правовой характер.

Данное требование относится к исковому способу защиты права и подлежит рассмотрению судом не в упрощенной процедуре рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений об оспаривании ненормативных правовых актов, установленной нормами Кодекса административного судопроизводства, а в порядке рассмотрения гражданского спора, искового производства, определенном нормами главами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы договорного права.

В соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу части 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Из вышеуказанных положений, следует, что с требованиями о понуждении к заключении договора возможно обращаться в суд только тогда, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ, иными нормативно-правовыми актами или добровольно принятым обязательством установлена обязанность заключить договор. В частности, такая обязанность предусмотрена в отношении договоров, являющимися публичными, при заключении договора на основании предварительного договора, при заключении договора по результатам торгов, предметом которых являлось право на заключение договора. Если обязанность по заключению договора не установлена ни законом, ни договором, то требования о понуждении к заключению договора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 95, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрегиональному Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконным бездействия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 17.07.2018.