Дело №2а-2169/2021
24RS0016-01-2021-003170-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2021 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Кызласовой Т.В.,
при секретаре Первушиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Интек» к начальнику ОСП по г. Железногорску Красноярского края ФИО3, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Железногорску Красноярского края о признании незаконным действий (бездействий) должностных лиц, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, свои требования мотивируя тем, что в ОСП по г. Железногорску у судебного пристава-исполнителя ФИО4 находится исполнительное производство №-ИП от 04.02.2020 о взыскании задолженности с ФИО9 в пользу ООО «Интек» сумму долга в размере 24 720,59 рублей.
16.04.2020 представителем ООО «Интек» было направлено заявление о предоставлении информации о ходе исполнительного производства от 23.03.2020, в котором он также просил предоставить сводку по исполнительному производству, реестр электронных запросов и ответов, список запросов и ответов на запросы, подтверждающих проведение судебным приставом-исполнителем соответствующих исполнительных действий за период с даты возбуждения исполнительного производства по дату предоставления ответа в ООО «Интек». 28.04.2020 указанное заявление было получено ОСП по г. Железногорску. Однако до настоящего момента ООО «Интек» ответ на заявление о предоставлении информации получен не был.
15.06.2021 в связи с неполучением ответа на заявление о предоставлении информации о ходе исполнительного производства от 23.03.2020, ООО «Интек» было направлено повторное заявление о предоставлении информации о ходе исполнительного производства от 14.06.2021, в котором повторно просил предоставить сводку по исполнительному производству и реестр электронных запросов и ответов, список запросов и ответов на запросы, подтверждающих проведение судебным приставом-исполнителем соответствующих исполнительных действий за период с даты возбуждения исполнительного производства по дату предоставления ответа в ООО «Интек». 22.06.2021 указанное заявление было получено ОСП по г. Железногорску. Однако до настоящего момента ООО «Интек» ответ на заявление о предоставлении информации получен не был. Неоднократное не предоставление информации о ходе исполнительного производства, а также не предоставление для ознакомления реестра электронных запросов и ответов, списка запросов и ответов на запрос нарушают права административного истца на ознакомление с материалами дела исполнительного производства в соответствии со ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии начальника отдела судебных приставов по г. Железногорску - ФИО6 В нарушение ст. 10 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», начальник отдела – ФИО6 не осуществила контроль за вынесением и направлением в адрес ООО «Интек» ответов на заявление о предоставлении информации от 23.03.2020 и от 14.06.2021, что нарушает право ООО «Интек» и препятствует своевременному исполнению требований исполнительного документа.
С учетом изложенного административный истец просит:
- о признании незаконным бездействия начальника отдела ОСП по г. Железногорску ФИО6 в период с 28.04.2020 по 09.08.2021 выразившееся в неосуществлении контроля за вынесением и направлением СПИ ФИО4 ответа на заявление о предоставлении информации от 23.03.2020; неосуществлении контроля за вынесением и направлением СПИ ФИО4 ответа на заявление о предоставлении информации от 14.06.2021; не организации работы подразделения судебных приставов; необеспечении принятия мер по своевременному и полному исполнению судебным приставами-исполнителями решения суда; не осуществлении контроля в установленной сфере деятельности;
- обязать начальника отдела – ФИО6 устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем совершения всех необходимых исполнительных действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, а также путем направления административному истцу ответа на заявление о предоставлении информации от 14.06.2021 в форме сводки по исполнительному производству и реестра электронных запросов и ответов, списка запросов и ответов на запросы;
- признать незаконным бездействие судебного пристава ФИО4 за период с 28.04.2020 по 09.08.2021 выразившиеся в не вынесении и не направлении ответа на заявление о предоставлении информации от 23.03.2020 в рамках Закона об исполнительном производстве; не вынесении и не направлении ответа на повторенное заявление о предоставлении информации от 14.06.2021 в рамках Закона об исполнительном производстве;
- обязать судебного пристава-исполнителя ФИО4 устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем совершения всех необходимых исполнительных действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, а также путем направления ответа на заявление о предоставлении информации от 14.06.2021 в форме сводки по исполнительному производству и реестра электронных запросов и ответов, списка запросов и ответов на запросы.
В судебное заседание представитель административного истца ООО «Интек» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, направил ходатайство, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Железногорску ФИО4 и представитель ГУ ФССП России по Красноярскому краю – ФИО7-о. в судебном заседании заявленные требования не признали, дополнительно пояснили, что заявленные требования необоснованные и не подлежат удовлетворению, поскольку 04.02.2020 на основании судебного приказа № от 17.12.2019 выданного мировым судьей судебного участка № 81 в Советском районе г. Красноярска в отношении должника ФИО9, в соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» возбуждено исполнительное производство №-ИП. На принудительном исполнении в отношении должника ФИО9, находится 13 исполнительных производств на общую сумму 710 788,73 рублей, которые в соответствии со ст. 34 ФЗ «Об исполнительном производстве», объединены в сводное №-СД. 25.03.2020 в ОСП по г. Железногорску поступило ходатайство о проведении отдельных процессуальных исполнительных действий (вх. 29296-Х). 07.04.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об удовлетворении (почтовый реестр прилагается). 13.05.2020 в ОСП по г. Железногорску поступило заявление о предоставлении информации (вх. 40651). 10.06.2020 направлен ответ на данное заявление (исх. 231356, реестр прилагается). 03.07.2021 в ОСП по г. Железногорску поступило заявление о предоставлении информации (вх. 74717-ОГ). 30.07.2021 направлен ответ на данное заявление (исх. 208198, реестр прилагается).
Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закона "Об исполнительном производстве") принудительное исполнение судебных актов в порядке, установленном данным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
При этом согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007, №229-ФЗ заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
16.04.2020 ООО «Интек» в адрес ОСП по г. Железногорску было направлено заявление о предоставлении информации по исполнительному производству в отношении ФИО9 от 23.03.2020, которое было получено адресатом 13.05.2020.
Согласно сведений в материалах исполнительного производства, 10.06.2020 в адрес ООО «Интек» судебным приставом-исполнителем ФИО4 был направлен ответ по исполнительному производству №-ИП от 04.02.2020 в отношении ФИО9, то есть, документы, содержащие сведения о ходе исполнительного производства в отношении должника ФИО9 простым почтовым отправлением 10.06.2020, что следует из списка корреспонденции.
Статьей 24 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу -исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав -исполнитель поручает их доставить.
Согласно п. 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682 регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства. По решению уполномоченных должностных лиц Службы регистрируемыми почтовыми отправлениями, в том числе, с уведомлением о вручении адресату, могут направляться иные документы.
Согласно представленному списку корреспонденции, списку внутренних почтовых отправлений, копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена взыскателю почтовой корреспонденцией простым письмом.
Как следует из представленных доказательств и пояснений административного ответчика, ходатайство административного истца было рассмотрено в установленный законом срок и направлено почтовой корреспонденцией по почтовому адресу взыскателя, указанному в соответствующих ходатайствах заявлениях. Кроме того, на основании поданного заявления в адрес взыскателя был направлена копия акта выхода, сводку и реестр электронных запросов по исполнительному производству №-ИП.
Таким образом, истцу судебным приставом взыскателю была предоставлена возможность получить информацию по исполнительному производству в отношении должника ФИО9
15.06.2021 ООО «Интек» повторно в адрес ОСП по г. Железногорску было направлено заявление о предоставлении информации по исполнительному производству в отношении ФИО9 от 14.06.2021, которое было получено адресатом 03.07.2021.
Согласно сведений в материалах исполнительного производства, 30.07.2021 в адрес ООО «Интек» судебным приставом-исполнителем ФИО4 была направлен ответ по исполнительному производству №-ИП от 04.02.2020 в отношении ФИО9, то есть, документы, содержащие сведения о ходе исполнительного производства в отношении должника ФИО9 простым почтовым отправлением 11.08.2021, что следует из списка корреспонденции.
Статьей 24 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу -исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав -исполнитель поручает их доставить.
Согласно п. 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 года № 682 регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства. По решению уполномоченных должностных лиц Службы регистрируемыми почтовыми отправлениями, в том числе, с уведомлением о вручении адресату, могут направляться иные документы.
Согласно представленному списку корреспонденции, списку внутренних почтовых отправлений, копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена взыскателю почтовой корреспонденцией простым письмом.
Как следует из представленных доказательств и пояснений административного ответчика, ходатайство административного истца было рассмотрено в установленный законом срок и направлено почтовой корреспонденцией по почтовому адресу взыскателя, указанному в соответствующих ходатайствах заявлениях. Кроме того, на основании поданного заявления в адрес взыскателя был направлена сводка и реестр электронных запросов по исполнительному производству №-ИП.
Таким образом, истцу судебным приставом взыскателю была предоставлена возможность получить информацию по исполнительному производству в отношении должника ФИО9
Оценивая полноту мер принятых судебным приставом – исполнителем ОСП по г. Железногорску по исполнительному производству №-ИП, суд принимает во внимание, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, с учетом обстоятельств конкретного исполнительного производства, какие исполнительные действия будут наиболее эффективны (статья 64 Закона "Об исполнительном производстве").
Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава - исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства, в том числе и суммы взыскания.
Федеральным законом "Об исполнительном производстве" не установлен перечень органов, куда судебный пристав - исполнитель обязан направить запросы с целью установления имущественного положения должника. Определение круга органов, откуда необходимо истребовать информацию об имущественном положении должника, относится к исключительной компетенции судебного пристава -исполнителя, вытекающей из статьи 5 названного выше Федерального закона. Иное толкование повлекло бы необоснованное вмешательство со стороны других лиц в деятельность судебного пристава-исполнителя.
В соответствии со статьями 64, 68 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав - исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа.
В настоящее время исполнительное производство не окончено, в связи с чем, возможность принудительного исполнения судебного акта за счет должника не утрачена.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, у суда отсутствуют основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству, возбужденному на основании судебного приказа № от 04.02.2020, в том числе не направлении ответа на заявление о предоставлении информации.
Поскольку суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Железногорску ФИО4 в рамках исполнительного производства №-ИП, правовые основания для удовлетворения производных от них требований о возложении обязанности по совершению предусмотренных законом исполнительных действий и принятия мер принудительного исполнения также отсутствуют. Подлежат оставлению без удовлетворения и требования об обязании судебного пристава-исполнителя устранить иные выявленные нарушения, поскольку судом таковых в ходе рассмотрения дела не установлено.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах), а также исходя из требований части 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительных документов возлагается непосредственно на судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находится конкретное исполнительное производство. Именно этот судебный пристав-исполнитель обязан своевременно возбудить исполнительное производство, обязан своевременно совершать исполнительные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, информировать стороны об этих действиях.
Согласно ст.10 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов) (ч.1 указанной статьи).
Старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве», осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности (п.2 указанной статьи).
Безусловно, в силу статьи 10 Закона о судебных приставах старший судебный пристав ОСП по г. Железногорску обязан контролировать деятельность судебных приставов названного отдела, принимать своевременно меры, направленные на устранение допускаемых этими судебными приставами-исполнителями нарушений закона, а также прав и свобод участников исполнительного производства.
Однако для установления факта ненадлежащего исполнения старшим судебным приставом своих должностных обязанностей, в том числе о ненадлежащей организации с его стороны работы судебного пристава-исполнителя по вышеназванному исполнительному производству или об отсутствии контроля с его стороны за деятельностью судебного пристава-исполнителя, необходимо установить, что судебным приставом-исполнителем были допущены нарушения закона и нарушения прав и законных интересов административного истца, которые связаны или обусловлены каким-либо бездействием старшего судебного пристава. При этом сам факт невыполнения судебным приставом-исполнителем каких-либо действий в ходе исполнительного производства не может свидетельствовать о бездействии старшего судебного пристава.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушение судебным приставом-исполнителем закона, прав и законных интересов административного истца, в том числе, которые связаны или обусловлены каким – либо бездействием старшего судебного пристава – исполнителя, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным бездействия начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП п г. Железногорску, не имеется.
При этом требования о возложении на начальника отдела обязанности принятию надлежащих мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, предоставлении информации о ходе исполнительного производства, совершения всех необходимых действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, путем направления ответа на заявление о предоставлении информации с учетом установленных по делу обстоятельств и требований закона, не имеется.
Обязанность по контролю принятия надлежащих мер по исполнению требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вменена старшему судебному приставу нормами действующего законодательства, в связи с чем, ее установление судебным решением, направленным на разрешение конкретного спора, не требуется.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований суд полагает необходимым отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «Интек» – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 30 дней со дня вынесения решения, путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Председательствующий Кызласова Т.В.
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2021 г.