Дело №2а-2169/2021
УИД 75RS0001-02-2021-001962-75
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2021 года
Центральный районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Еремеевой Ю.В.,
при секретаре Бороевой А.А.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Читы Пешковой А.Б.,
представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску открытого акционерного общества «Российский железные дороги» в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению ОАО «РЖД» к Администрации городского округа «Город Чита» о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, возложении обязанности, заинтересованные лица - Управление регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита», общество с ограниченной ответственностью «Невская энергетика»,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «РЖД» обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующее: Постановлением Администрации городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема теплоснабжения муниципального образования городского округа «Город Чита» на период до 2037 года. Ссылаясь на противоречие названного постановления положениям Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», полагая его нарушающим права и интересы административного истца, просит признать Постановление Администрации городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, возложить на административного ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ОАО «РЖД». В обоснование заявленных требований указывает на то, ДД.ММ.ГГГГ Управление регулирования цен и тарифов уведомило истца о начале разработки новой схемы теплоснабжения до 2037 года. В дальнейшем Управлением уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ для разработки новой схемы теплоснабжения была затребована информация. Данную информацию Заявитель направил сопроводительным письмом ДД.ММ.ГГГГ исх. №. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ Управление известило заявителя о начале публичных слушаний по проекту Схемы теплоснабжения городского округа Чита. С целью учета мнения заявителя в адрес Управления (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) было направлено обращение об исключении из вывода из эксплуатации котельных базы НГЧ, ДАВС, МЧ (контейнерная), Автобазы, ПМС-316, ПМС-184, МЧ ст. Кадала, Чита ВРД. ДД.ММ.ГГГГ состоялись общественные слушания (представители от ЗАБДТВ: ФИО3, ФИО4) утвержденные главой городского округа ФИО5, на которых внесены предложения и замечания: «пересмотреть план и состав котельных ОАО «РЖД» по переключению на централизованную систему теплоснабжения городского округа на более поздний период действия схемы теплоснабжения. Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению ОАО «РЖД не планирует вывод из эксплуатации котельной ВРД (новая) по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с целью подтверждения позиций заявителя в адрес Управления было направлено повторное обращение об исключении из вывода из эксплуатации котельных базы НГЧ, ДАВС, МЧ (контейнерная), Автобазы, ПМС-316, ПМС-184, МЧ ст. Кадала, Чита ВРД (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№/ЗабДТВ). ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа «город Чита» постановлением № утверждена схема теплоснабжения муниципального образования городского округа «Город Чита» на период до 2037 года без учета мнения Заявителя, чем нарушены его права, поскольку при реализации мероприятий, предусмотренных схемой теплоснабжения, возникнут препятствия для осуществления его экономической деятельности. Полагает необоснованным определение статуса ОАО «РЖД» как единой теплоснабжающей организации, поскольку от котельных Общества ДАВС, ПМС-316, ПМС-184 продажа тепловой энергии потребителям не осуществляется.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 46 КАС РФ уточнил заявленные требования, указал на несоблюдение административным ответчиком порядка уведомления ОАО «РЖД» о проведении публичных слушаний; не размещение на официальном сайте и средствах массовой информации проекта схемы теплоснабжения; несоответствие котельных, указанных в сценарии №, котельным, указанным в главе №; просит признать постановление Администрации городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, возложить на административного ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ОАО «РЖД» путем исключения из сценарных условий развития схемы теплоснабжения сведений о выводе котельных, принадлежащих ОАО «РЖД».
Протокольным определением суда от 29.03.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита», ООО «Невская энергетика».
В судебное заседание административный ответчик и заинтересованное лицо ООО «Невская энергетика» представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ООО «Невская энергетика» просило дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные требования с учетом дополнений, просил удовлетворить их по изложенным в иске и уточнениях основаниям. Выразил несогласие с определением статуса ОАО «РЖД» как единой теплоснабжающей организации, указал на отражение в схеме теплоснабжения варианта вывода из эксплуатации принадлежащих Обществу котельных, несмотря на неоднократно направленную информацию о том, что такой вывод ОАО «РЖД» не планирует. Считает нарушенным порядок разработки и принятия оспариваемого постановления, указал на невыполнение администрацией требований Постановления Правительства РФ №154; извещение о месте и времени проведения публичных слушаний ненадлежащее подразделение истца.
Представитель административного ответчика ФИО2 поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление, дополнения к нему и письменных пояснений, против удовлетворения заявленных требований возражала, полагая их не обоснованными. Пояснила, что разработка схемы теплоснабжения осуществлялась Управлением по результатам открытого конкурса с учетом рекомендаций, принятых на публичных слушаниях; исполнителем работ по разработке Схемы теплоснабжения на основании заключенного муниципального контракта являлось ООО «Невская энергетика» г. Санкт-Петербург, имеющее безупречную репутацию и многолетний опыт работы в сфере теплоснабжения; указала, что во исполнение рекомендаций публичных слушаний закрытие котельных перенесено на более поздний срок на 2025-2030 годы, что подтверждается разделом 5.1 Главы 5, Реестром мероприятий схемы теплоснабжения Главы 16 (прилагаются); пояснила, что данные мероприятия необходимы для улучшения экологической обстановки в городе Чита, вошедшем в федеральную программу «Чистый воздух», которая предусматривает закрытие маломощных котельных и перевод объектов на централизованное теплоснабжение. Пояснила, что в ближайшее время закрытие котельных Схемой теплоснабжения не предусмотрено, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, мероприятия будут корректироваться в зависимости от обстоятельств. Пояснила, что информация по присвоению ОАО «РЖД» статуса единой теплоснабжающей организации содержалась в разделе 3 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации» Схемы теплоснабжения городского округа «Город Чита», утвержденной постановлением Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ№. Поскольку данное постановление ОАО «РЖД» оспорено не было, данные из него были перенесены в новую схему теплоснабжения. Полагала несостоятельными доводы истца о нарушении порядка разработки и утверждения схемы теплоснабжения, указав на соблюдение всех установленных требований.
ООО «Невская энергетика» в представленном пояснении указало на разработку схемы теплоснабжения с учетом мнения представителя ОАО «РЖД», на приостановление процедуры утверждения и внесения изменений в инвестиционные программы организаций, осуществляющих теплоснабжение города, срыв планов по реконструкции, модернизации и строительство тепловых сетей, снижение надежности и безопасности теплоснабжения г. Читы в случае признания постановления недействительным.
Выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1 части 8 статьи 213 КАС РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 28, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Закон №131-ФЗ.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 указанного закона к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом №190-ФЗ.
Пункт 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ предусматривает, что в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Закон №190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункты 1, 4 статьи 6 Закона №190-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона №190-ФЗ под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно части 1 статьи 23 Закона №190-ФЗ развитие систем теплоснабжения городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
В силу части 2 указанной статьи развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
Часть 3 статьи 23 Закона №190-ФЗ возлагает на уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы обязанность осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации №154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, которые определяют также требования к порядку актуализации схем теплоснабжения.
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения детально регламентируют процедуру (последовательность) разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), сбора замечаний и предложений на него и проведение по нему публичных слушаний.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона о теплоснабжении, пунктов 3, 26 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения завершением указанной процедуры является утверждение схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения).
Как следует из материалов дела, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрации городского округа «Город Чита» утверждена схема теплоснабжения муниципального образования городского округа «Город Чита» на период до 2037 года согласно приложению.
Разработка схемы теплоснабжения произведена Управлением регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» в соответствии с полномочиями, предусмотренными п.9 ч.6 ст. 41 Устава городского округа «Город Чита».
Данная схема утверждена по результатам проведенного открытого конкурса, с учетом рекомендаций, принятых на публичных слушаниях, в целях перспективного развития системы теплоснабжения и обеспечения экологической безопасности городского округа, с соблюдением требований, установленных положениями Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, в том числе в части обеспечения открытостм процедуры разработки и утверждения проектов актуализированных схем теплоснабжения путем сбора замечаний и предложений к ним, организации публичных слушаний.
Довод административного истца о нарушении процедуры проведения публичных слушаний, выразившемся в его не извещении о проведении публичных слушаний отклоняется судом как несостоятельный, поскольку опровергается отчетом о доставке уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, полученного Забайкальской дирекцией по тепловодоснабжению ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылку на необходимость уведомления ОАО «РЖД» посредством направления корреспонденции в <адрес> суд полагает надуманной, поскольку все взаимодействие с Обществом и переписка велась именно через подразделение, расположенное в <адрес>, где получались все отправления и откуда направлялись ответы на них.
При этом суд принимает во внимание факт достоверной осведомленности представителей ОАО «РЖД» о проведении публичных слушаний, что подтверждается их участием в таких слушаниях.
Несостоятельным является также довод административного истца об утверждении проекта схемы теплоснабжения без учета его мнения, поскольку замечания и предложений по проекту ОАО «РЖД» в нарушение требований п. 21 Порядка в установленный срок не направлены.
Вместе с тем, в ходе публичных слушаний замечания ОАО «РЖД» учтены, в проект внесены корректировки, что подтверждается протоколом публичных слушаний, рекомендациями по итогам их проведения.
Вопреки доводам административного истца, в соответствии с Законом №131-ФЗ, Требованиями уведомление о начале разработки проекта схемы теплоснабжения, информация о проведении публичных слушаний с указанием поставленного на обсуждение вопроса, рекомендации по итогам проведения публичных слушаний размещены в официальном сетевом издании городского округа «Город Чита» «Официальный сайт правовой информации городского округа «Город Чита» (https://msuchita.ru), что соответствует требованиям Положения, утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ№.
На указанном сайте в соответствии с пунктом 2 постановления опубликовано также оспариваемое постановление.
Не указание котельной ПМС-54 в главе 8, и включение ее в главу 5 не противоречит схеме теплоснабжения, поскольку материалы главы 8 предназначены для обоснования и формирования главы 6, куда указанная котельная включена.
Суд также не может согласиться с доводом административного истца о неправомерном определении ОАО «РЖД» как единой теплоснабжающей организации.
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок организации теплоснабжения потребителей устанавливают Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808.
В соответствии с пунктом 3 Правил организации теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) тепло-сетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения.
На основании пункта 4 Правил организации теплоснабжения в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения) должны быть определены границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения. В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.
При этом пунктом 5 Правил организации теплоснабжения установлено, что для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности.
В силу положений п. 14 Требований №154 при разработке проекта новой схемы теплоснабжения раздел 10 «Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)», предусмотренный подпунктом «к» пункта 4 требований к схемам теплоснабжения, содержащийся в схеме теплоснабжения (актуализированной схеме теплоснабжения), включается в указанный проект в неизменном виде,
Информация о присвоении ОАО «РЖД» статуса единой теплоснабжающей организации содержалось в Схеме теплоснабжения, утвержденной постановлением Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ№, не оспоренным Обществом.
Изменение границ зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, а также сведения о присвоении другой организации статуса единой теплоснабжающей организации подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации (пункт 19 Постановления №808).
Из пункта 10 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением №154, следует, что схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения.
Из материалов дел следует, что вопрос о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации при рассмотрении проекта схемы теплоснабжения на период до 2037 года не рассматривался и не решался. Сведения, касающиеся деятельности ОАО «РЖД» внесены в схему на основании действующего в этот период постановления Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита», замечания по данному вопросу ОАО «РЖД» внесены не были.
Суд также принимает во внимание, что схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, что свидетельствует о наличии у административного истца возможности внести предложения по ее корректировке с соблюдением установленного порядка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, в соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем не находит правовых оснований для признания его недействующими.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Мотивированное решение изготовлено 07.06.2021
Судья Ю.В. Еремеева