дело № 2а-216/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Депутатский 04 сентября 2018 года
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новожилова Е.Я., с участием заместителя прокурора Усть-Янского района РС (Я) Посельского Ф.В., при секретаре Матренич Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Усть-Янского района РС (Я) Посельского Ф.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Поселок Нижнеянск» о требовании признать незаконным бездействие администрации МО "Поселок Нижнеянск" Усть-Янского района РС (Я), выразившееся в неорганизации и неосуществлении муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории МО "Поселок Нижнеянск", обязать ответчика организовать осуществление муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории МО "Поселок Нижнеянск" Усть-Янского района РС (Я) в 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в силу,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Усть-Янского района РС (Я) Посельский Ф.В. обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Поселок Нижнеянск», с учетом уточнений к административному исковом заявлению, о требовании признать незаконным бездействие администрации МО "Поселок Нижнеянск" Усть-Янского района РС (Я), выразившееся в неорганизации и неосуществлении муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории МО "Поселок Нижнеянск", обязать ответчика организовать осуществление муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории МО "Поселок Нижнеянск" Усть-Янского района РС (Я) в 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в силу.
Заявленные требования истец мотивировал тем, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что городским поселением - МО «Поселок Нижнеянск» за период - 12 месяцев 2017 года и истекший период 2018 года, мероприятия по осуществлению полномочий по муниципальному земельному контролю не планировались и не проводились, оценки состояния законности в рассматриваемом направлении не давались, соответственно нарушений норм земельного законодательства не выявлялось, мер не принималось. Неисполнение органом местного самоуправления требований федерального законодательства в части непринятия мер по осуществлению муниципального земельного контроля, существенно снижают эффективность муниципального земельного контроля, а его неосуществление в полном объеме может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, расположенных на территории района. Кроме того, указанные нарушения законодательства влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного округа лиц в сфере земельных правоотношений, а также препятствуют своевременному пополнению доходов государства и поселения за счет арендных и налоговых поступлений.
В судебном заседании заместитель прокурора, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении и представленные доказательства просит заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Поселок Нижнеянск» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, что не является препятствием к рассмотрению дела в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
В письменном отзыве на исковое заявление административный ответчик пояснил, что в штатном расписании МО «Поселок Нижнеянск» не предусмотрена ставка специалиста в сфере земельных отношений. Создание данной единицы не представляется возможным в связи с ограниченностью бюджета. При этом администрацией МО «Поселок Нижнеянск» в настоящее время разрабатывается проект Положения «О муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории муниципального образования».
Изучив материалы дела, заслушав пояснения административного истца, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ, регулируются земельным законодательством.
В силу п. 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений. Аналогичные положения содержатся и в п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (пункт 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль.
Как установлено в судебном заседании,. прокуратурой района была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления земельного законодательства в части полноты осуществления муниципального земельного контроля. по результатам проведенной проверки было установлено, что городским поселением - МО «Поселок Нижнеянск» за период - 12 месяцев 2017 года и истекший период 2018 года, мероприятия по осуществлению полномочий по муниципальному земельному контролю не планировались и не проводились, оценки состояния законности в рассматриваемом направлении не давались, соответственно нарушений норм земельного законодательства не выявлялось, мер не принималось.
В связи с выявленными нарушениями 25.04.2018 в адрес главы МО «Поселок Нижнеянск»» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из ответа главы администрации МО «Поселок Нижнеянск» от 25.05.2018 следует, что создание (содержание) штатной единицы муниципального служащего для осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения ввиду дефицита бюджета не представляется возможным.
В статье 2 Устава Муниципального образования «Поселок Нижнеянск» Усть-Янского улуса (района) РС (Я) указано, что муниципальное образование наделено статусом городского поселения Законом РС (Я) от 30.11.2004 173-З № 353-III «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований РС (Я)»
Согласно п. 19 ст. 5 Устава МО «Поселок Нижнеянск» осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения отнесено к вопросам местного значения.
Таким образом, осуществление муниципального земельного контроля на территории пос. Нижнеянск Усть-Янского района РС (Я) относится к ведению администрации МО «Поселок Нижнеянск».
Неисполнение администрацией МО «Поселок Нижнеянск» требований закона по организации муниципального земельного контроля противоречит Земельному кодексу РФ и Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и нарушает права, свободы и законные интересе неопределенного круга лиц на эффективное использование и охрану земель в границах поселения.
Доводы ответчика о невозможности организации осуществления муниципального земельного контроля на территории пос. Нижнеянск в виду дефицита бюджета не могут быть приняты судом во внимание, в связи с тем, что отсутствие финансовых средств не освобождает лицо от исполнения требований законодательства, так как исполнение данного требования прямо предусмотрено Федеральным законом.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Усть-Янского района РС (Я) Посельского Ф.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Поселок Нижнеянск» - удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО "Поселок Нижнеянск" Усть-Янского района РС (Я), выразившееся в неорганизации и неосуществлении муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории МО "Поселок Нижнеянск" – незаконным.
Обязать администрацию МО «Поселок Нижнеянск» организовать осуществление муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории МО "Поселок Нижнеянск" Усть-Янского района РС (Я) в 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в силу.
Обязать администрацию МО «Поселок Нижнеянск» сообщить об исполнении решения суда в Усть-Янский районный суд РС (Я) и прокуратуру Усть-Янского района РС (Я) в течение 1 месяца с момента исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи жалобы через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий Е.Я. Новожилов