ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-216/18 от 28.11.2018 Андреапольского районного суда (Тверская область)

Дело 2а- 216/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Андреаполь 28 ноября 2018 года

Судья Андреапольского районного суда Тверской области Елизаров В.П., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по административному исковому заявлению прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к главе муниципального образования Тверской области Андреапольский район, о возложении обязанности определить орган, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Андреапольского района Тверской области обратился в суд к главе муниципального образования Тверской области Андреапольский район, о возложении обязанности определить орган, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района в рамках исполнения задания прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства обеспечивающего защиту прав субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой и иной инвестиционной поддержки. В ходе проверки установлено, что Муниципальное образование Тверской области Андреапольский район обладает имуществом (объекты ЖКХ, автомобильные дороги, гидротехнические сооружения и иные объекты), которое в силу положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" может быть объектом соглашений о муниципальном партнерстве в целях их строительства реконструкции, ремонта и содержания. Вместе с тем, до настоящего времени главой Андреапольского района орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства, не определен. Из устава муниципального образования Тверской области «Андреапольский район» следует, что Глава Андреапольского района является высшим должностным лицом и наделяется настоящим уставом в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов Андреапольского района, руководит его работой. К полномочиям главы района относится, в том числе, издание в пределах своих полномочий правовых актов. В ч. 4 ст. 31 Устава МО Тверской области «Андреапольский район» указано, что право вносить проект решения в Собрание депутатов Андреапольского района, за исключением проектов решений Собрания депутатов района о принятии Устава и о внесении изменений и дополнений в Устав Андреапольского района, принадлежит в том числе, Главе Андреапольского района. Подобное бездействие ущемляет права субъектов предпринимательской деятельности, делает невозможным осуществление органами местного самоуправления полномочий в названной сфере в целях привлечения инвестиций для целей строительства, реконструкции, ремонта и содержания объектов жизнеобеспечения населения муниципального образования, вследствие чего бездействие органов местного самоуправления создает предпосылки для коррупционных проявлений. Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор обращается в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Просит обязать главу муниципального образования Тверской области «Андреапольский район» определить в соответствии с законодательством РФ орган, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, согласились о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Судья принял решение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Исследовав представленные доказательства, прихожу к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.п. 2-3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" законность, публичность и открытость, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся к основным принципам противодействия коррупции.

К коррупциогенному фактору в силу определения установленного п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» относится и отсутствие или неполнота административных процедур – ограничение прав предпринимателей или реализации органами самоуправления полномочий в инвестиционной деятельности муниципальных образований в целях привлечения инвестиций.

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям главы муниципального образования в сфере муниципально-частного партнерства относится принятие решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, а также осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования определяет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление ряда полномочий, в том числе обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства, согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, а также осуществление мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве и содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве и осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.

Вышеуказанный федеральный закон вступил в силу с 1 января 2016 года.

Механизм реализации органами местного самоуправления своих полномочий в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства установлен, в том числе положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусматривающего формы и условия такой поддержки.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.

Согласно ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования должны определяться в том числе: 2) перечень вопросов местного значения; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В ч. 4 ст. 31 Устава МО Тверской области «Андреапольский район» указано, что право вносить проект решения в Собрание депутатов Андреапольского района, за исключением проектов решений Собрания депутатов района о принятии Устава и о внесении изменений и дополнений в Устав Андреапольского района, принадлежит в том числе, Главе Андреапольского района.

Как следует из материалов дела.

Основанием для проведения прокурорской проверки явилось задание прокуратуры области, согласно которому предметом проверки является исполнение законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой поддержки и иной инвестиционной поддержки.

В рамках проводимой проверки 22.10.2018 № 11-596в-2018 прокурором в адрес главы администрации направлено письмо, о предоставлении в срок до 26.10.2018 необходимой информации.

Согласно письму администрации №1970 от 26.10.2018 Администрацией Андреапольского района представлены следующие нормативные правовые акты: проект порядка проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств районного бюджета, направляемых на капитальные вложения, находится на доработке и будет принят в ноябре 2018 года; порядок предоставления муниципальных гарантий муниципального образования Тверской области «Андреапольский район» (постановление администрации района от 03.11.2016 № 188); порядок предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности (постановление администрации района от 03.11.2016 № 186); порядок принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями в объекты капитального строительства за счет средств бюджета Андреапольского района (постановление администрации района от 03.11.2016 № 187); постановление администрации района № 230 от 30.12.2015 «О Порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемых отделами администрации Андреапольского района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Андреапольского района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»; соглашений о муниципально-частном партнерстве не заключалось; решение Собрания депутатов района от 10.02.2012 №5 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми для предоставления органами местного самоуправления Андреапольского района муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг»; постановление администрации Андреапольского района от 10.09.2018 №133 утверждена новая редакция Муниципальной программы «Экономическое развитие Андреапольского района» на 2018-2020 годы; постановление администрации района № 43 от 17.02.2014 «О координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Андреапольский район»; порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями из бюджета МО Тверской области "Андреапольский район" на поддержку редакций средств массовой информации (постановление администрации района 03.11.2017 №220); перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, подлежащего предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательствам (постановление администрации района от 19.10.2018 №161)|; порядок формирования, ведения обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, подлежащего предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства (постановление администрации района от 19.09.2018 №141); решение Собрания депутатов района от 23.12.2010 №55 «Об утверждении Положения о порядке планирования приватизации муниципального имущества»; административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в аренду без проведения торгов (постановление администрации района от 01.09.2017 №164); административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» (постановление администрации района от 07.12.2017 №257); административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» (постановление администрации района от 09.11.2017 № 230). Случаев необходимости проведения оценки НПА за указанный период не имеется. Предложений о реализации проектов муниципально-частного партнерства не поступало. Копии концессионных соглашений, действующих в 2017-2018. Объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на данный момент не имеется. Случаев изменения условий концессионные соглашений не было. Копии актов о результатах контроля за соблюдением концессионерами условий концессионных соглашений (на 8 листаx). Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности обеспечиваются в рамках действующих муниципальных программ. Соглашения по взаимодействию в сфере инвестиционных условий не заключались. Муниципальные гарантии не предоставлялись. Постановление № 44 от 02.04.2018 «О внесении изменений в постановление администрации Андреапольского района от 27.01.2012 №32». Постановление Главы администрации района от 23 мая 2011 №133 "О порядке формирования и ведения реестра муниципальных услуг в Андреапольском районе". Случаев обжалования решений и действий уполномоченных органов и лиц при предоставлении муниципальных услуг не было. Случаев предоставления хозяйствующим субъектам технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и отказов выдаче таких условий не было. Договоры о развитии застроенных территорий не заключались. Заявки на подключение к сетям инженерным сетям могут быть направлены посредством электронной почты с использованием электронной подписи. Разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию хозяйствующим субъектам за указанный период не выдавались Отчет о реализации муниципальной программы за 2017 год. Содействие деятельности некоммерческим организациям, выражающим интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, не оказывалось. Соглашение о предоставлении субсидий прилагается на 5 листах. На сайте администрации Андреапольского района в разделе «Экономика и финансы» имеется подраздел предпринимательство, где расположена информация о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Договоры не заключались. Обозначенных случаев не имеется. Субъектов - получателей поддержки нет, ссылка на реестр: https://rmsp.naloq.ru/search,html?mode=extended#

Согласно акту прокурорской проверки от 01.11.2018 в деятельности главы муниципального образования Тверской области «Андреапольский район» выявлены нарушения законодательства об инвестиционной деятельности в сфере муниципально-частного партнёрства. Установлено, что в нарушение ч.2 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» главой муниципального образования Тверской области «Андреапольский район» не определён орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнёрства.

Исследовав представленные доказательства в совокупности, установлено, что требования прокурора законны и обоснованы, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175- 180, 226,227, 292-294 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Главу муниципального образования Тверской области «Андреапольский район» определить в соответствии с законодательством РФ орган, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий судья В.П.Елизаров