Дело № 2а-216/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2019 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
судьи: Мальцевой О.А.
при секретаре: Абрамовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 год, земельному налогу за 2016 год, транспортному налогу за 2016 год, пени.
С учетом уточнения указано, что Фриц А.Г. является плательщиком транспортного налога в связи с принадлежностью транспортных средств – автомобиля К-703А, р/з №, Шевроле Клас, р/з №, MitsuberM1333N, р/№, Дэу Ультра Новус, р/з №, Камаз 53229, р/з №, Камаз53229, р/з №.
В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка по транспортному налогу за 2016 года в размере 53 665 руб. и начислены пени в размере 360,90 руб.
Кроме того, ФИО1 на праве собственности в 2015-2016 году принадлежало недвижимое имущество:
объект незавершенного строительства кадастровый № по адресу: г. ....
иные строения кадастровый № по адресу: ....;
жилой дом кадастровый № по адресу: ....;
земельный участок кадастровый № по адресу: ....;
земельный участок кадастровый № по адресу: ....;
земельный участок кадастровый № по адресу: ....;
земельный участок кадастровый № по адресу: .....
Данное имущество является объектом налогообложения. В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 год в размере 486 516 руб. и начислены пени в размере 2 455,72 руб., а также недоимка по земельному налогу за 2016 год в размере 562 381 руб., начислены пени 1 363,01 руб.
В адрес ответчика направлено налоговое уведомление и требование об уплате налога, которое до настоящего времени не исполнено, сумма задолженности по налогу и пени не погашена. Судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен по заявлению административного ответчика.
В связи с чем, истец просит вышеуказанную сумму задолженности.
В судебное заседание административный истец не явился, представил заявление об отложении рассмотрения дела в связи с прохождением обучения представителя по охране труда, невступлении в законную силу решения суда, принятого по требованиям о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и сборам за иные периоды. Данное ходатайство оставлено судом без удовлетворения, поскольку причины неявки, указанные истцом не являются уважительными и не свидетельствуют о невозможности направления иного представителя для участия в судебном заседании. Кроме того, решение, принятое в отношении ответчика, не носит преюдициального характера в настоящем деле.
Административный ответчик, его представитель в судебное заседание не явились, извещены. Ранее в ходе рассмотрения дела представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что налоговое уведомление, а в последующем налоговое требование не были направлены в адрес налогоплательщика в установленном порядке, заявления о регистрации в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» ФИО1 не подавалось. В связи с чем, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства соблюдения порядка принудительного взыскания недоимки.
Кроме того, указал на пропуск административным истцом срока принудительного взыскания недоимки, неверный расчет задолженности.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (в ред. от 11.05.2011 № 52-ЗС, 03.10.2014 N 76-ЗС) налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства: до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 60 руб. свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 120 руб. Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно- 25 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно- 40 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно- 50 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно- 65 руб., выше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)- 85 руб. Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)- 25 руб.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (часть 2 статьи 2 Закона Алтайского края в редакции на дату возникновения спорных правоотношений, статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ответа ГУ МВД России по Алтайскому краю, Государственной инспекции Алтайского края в 2016 году Фриц А.Г. на праве собственности принадлежали следующие транспортные средства:
- трактор К-703А, р/з № мощностью 200 л.с., право собственности с 23.03.2007 по 02.02.2017 год;
- погрузчик фронтальный Mitsuber M1333N, р/з №, мощность 125 л.с., право собственности с 16.10.2012 года;
- Шевроле Клас, категория В, р/з №, мощность 84 л.с., право собственности с 28.06.2010.
- Дэу Ультра Новус, категория В, р/з №, мощность 225 л.с., право собственности с 16.10.2012;
- Камаз 53229, грузовой, категория С, р/з № мощность 240 л.с., право собственности с 22.06.2012;
- Камаз 53229, грузовой, категория С, р/з №, мощность 240 л.с., право собственности с 22.06.2012.
Следовательно, размер транспортного налога за 2016 год составляет 53 665 руб. из расчета: (200 (мощность двигателя К-703)*25 (налоговая ставка)*12/12) + (125 (мощность двигателя Mitsuber M1333N)*25 (налоговая ставка) *12/12) + (84 (мощность двигателя Шевроле Клас)*10 (налоговая ставка) *12/12)+ (225 (мощность двигателя Дэу Ультра Новус)*60 (налоговая ставка) *12/12)+ (240 (мощность двигателя Камаз 53229)*65 (налоговая ставка) *12/12)+ (240 (мощность двигателя Камаз 53229)*65 (налоговая ставка) *12/12).
Расчет суммы налога судом проверен, признан верным, налогоплательщиком не оспорен, владение вышеуказанными транспортными средствами не отрицалось в судебном заседании.
В силу ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу ст. 400 Налогового кодека Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования в том числе следующее имущество: жилые дома, объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения (ст. 401 НК РФ).
С 01.01.2015 обязанность по уплате налога на имущество физических лиц регламентирована Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32).
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии с ч. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости) может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На территории Алтайского края порядок исчисления налоговой базы из кадастровой стоимости не установлен. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Как следует из ответа органов Росреестра, ФИО1 на праве собственности в 2015, 2016 г.г. принадлежало следующее имущество:
- объект незавершенного строительства кадастровый № по адресу: ...., право собственности с 25.12.2009 по 14.03.2018.
- иные строения кадастровый № по адресу: ....; право собственности с 29.06.2001.
- жилой дом кадастровый № по адресу: ....; право собственности с 29.06.2001.
Налог исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы (с учетом доли в праве собственности), налоговой ставки и периода владения в установленном налоговом периоде.
Согласно решению Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 N 375 (ред. от 23.12.2014) "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края", действовавшему по состоянию на 2015, 2016 г.г. налоговая ставка налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, а именно стоимость имущества до 300 тыс. руб. ставка - 0,1%, от 300 до 500 тыс. руб. ставка - 0,225 %, от 500 до 800 тыс. руб. ставка - 0,5%, свыше 800 тыс.руб. до 1500 тыс. руб. ставка - 0,88%.
Размер коэффициента-дефлятора на 2015 год установлен Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год" и составил 1,147, размер коэффициента-дефлятора на 2016 год установлен Приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 и составил 1,329.
Таким образом, налоговая база для расчета налога на имущество физических лиц в отношении объекта незавершенного строительства по адресу: .... на 2015 год составляет 1 809 руб. (1 578 руб. (инвентаризационная стоимость, переданная в налоговые органы) *1,147), на 2016 год составляет 2 097 руб. (1 578 руб. (инвентаризационная стоимость, переданная в налоговые органы) *1,329)
Налог на имущество, подлежащий уплате Фриц А.Г. за 2015 год составил 180,9 руб. (1809*1*0,1%*12/12), за 2016 год составил 209,7 руб. (20971*1*0,1%*12/12).
Требования о взыскании с ФИО1 налога на имущество физических лиц в отношении объектов, расположенных по .... в .... суд находит неправомерными в виду следующего.
Так, из инвентарного дела, выписок из ЕГРП следует, что на учете в ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю состояли объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ФИО1 по ...., а именно:
литер АА1Б (площадью 603,2 кв.м.), кадастровый №,
литер В (площадью 24,1 кв.м.), кадастровый №,
литер Д (площадью 26 кв.м.), кадастровый №,
литер Л (площадью 31,5 кв.м.), кадастровый №.
литер П (площадью 56,9 кв.м.), кадастровый №,
Актами техников БТИ от 30.08.2002 и 31.03.2009 установлено, что объекты литер П, В, Д, АА1Б снесены в 2002 году, литер Л - в 2009 году соответственно, в связи с чем, сняты с технического учета.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" ФИО4 пояснил, что в связи со сносом в 2002 и 2009 годах вышеуказанных объектов недвижимости сведений об их инвентаризационной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах БТИ не имеется и информация об этом не могла быть представлена в налоговый орган. В налоговом уведомлении расчет налога выполнен исходя из кадастровой стоимости объектов с применением коэффициентов-деффляторов за 2015-2016 г.г.
При этом, на месте снесенных объектов недвижимости ответчиком в 2009 году возведено самовольное строение общей площадью 1042,1 кв.м. (кадастровый №), право собственности на которое зарегистрировано Фриц А.Г. 31.05.2018. Представленные органами БТИ сведения об инвентаризационной стоимости жилого дома по .... в размере 10 846 274,79 руб. по состоянию на 01.01.2012 относятся к самовольному объекту недвижимости с кадастровым номером 22:63:050754:43.
Согласно ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.
Исходя из пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшего в спорных налоговых периодах, исключение из государственного кадастра сведений об учтенном объекте недвижимости лишь подтверждает факт прекращения существования объекта.
В материалах дела в подтверждение отсутствия объектов налогообложения, расположенных по .... в .... представлены акты от 30.08.2002 и 31.03.2009, составленные уполномоченным лицом. Достоверность указанных актов, как и факт уничтожения спорных объектов недвижимости налоговым органом не оспорена.
Поскольку из представленных в материалах дела доказательств можно установить, что спорные объекты недвижимости были уничтожены, обязанность уплатить налог на имущество у ответчика прекратилась с момента прекращения физического существования зданий. Указанная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018).
Учитывая, что право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи, требования налогового органа о взыскании налога на имущество (иные строения кадастровый №; жилой дом кадастровый №, расположенные по адресу: ....) в размере 486 480 руб. удовлетворению не подлежат.
При этом, инвентаризационная стоимость объектов недвижимости, определенная специалистом ФИО4, не может быть применена при расчете суммы налога, поскольку положения Налогового кодекса РФ не содержат оснований для применения в целях налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости, представленных лицами, не наделенными полномочиями по ее определению (Письмо ФНС России от 17.01.2017 N БС-4-21/579@).
Сведения об инвентаризационной стоимости жилого дома по .... в размере 10 846 274,79 руб. представленные органами БТИ по состоянию на 01.01.2012 относятся к объекту недвижимости с кадастровым номером №, а значит, не могут быть использованы в отношении объекта с кадастровым номером №.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ст.ст. 390, 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом в соответствии с ст. 393 Налогового кодекса РФ признается календарный год.
В соответствии с положениями ст. 396 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в соответствии с положениями ст. 397 НК РФ, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если возникновение права собственности на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права (ст. 396 НК РФ).
Согласно сведений органов Росреестра в 2016 году ФИО1 на праве собственности принадлежали следующие земельные участки:
-земельный участок кадастровый № по адресу: ...., право постоянного (бессрочного) пользования с 07.05.2009, кадастровая стоимость 37 422 151,88 руб.;
-земельный участок, кадастровый № по адресу: ...., право собственности с 03.08.2010 по 07.06.2018, категория - земли населенных пунктов: в целях строительства малоэтажных жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры, кадастровая стоимость 341 240 руб. ;
-земельный участок кадастровый № по адресу: ...., право собственности с 03.08.2010, категория - земли населенных пунктов: в целях строительства малоэтажных жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры, кадастровая стоимость 341 240 руб.;
-земельный участок кадастровый № по адресу: ...., право собственности с 11.02.2016, категория - земли населенных пунктов: в целях строительства малоэтажных жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры. На основании Постановления администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" кадастровая стоимость земельного участка 22:61:050601:6217 была пересчитана и определена по состоянию на 10.06.2015 в размере 374 515,38 руб.
Согласно решению Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №839 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в ред. решения от 28.08.2015 № 501), налоговая ставка земельного налога устанавливается в размере 0,1 для земельных участок, занятых жилищным фондом (для размещения малоэтажных, среднеэтажных, многоэтажных жилых домов, домов индивидуальной жилой застройки).
Учитывая изложенное, сумма земельного налога, подлежащая взысканию с налогоплательщика, составляет 1 025 руб. исходя из следующего расчета:
341 240 (кадастровая стоимость участка 22:61:0500601:1306)*0,1(налоговая ставка)*12/12(количество месяцев владения) = 341 руб.
341 240 (кадастровая стоимость участка 22:61:0500601:1308)*0,1(налоговая ставка)*12/12(количество месяцев владения) =341 руб.
374 515 (кадастровая стоимость участка 22:61:050601:6217)*0,1(налоговая ставка)*11/12(количество месяцев владения) =343 руб.
Земельный налог на имущество кадастровый №, расположенный по адресу: .... начислению не подлежит в виду следующего.
Согласно регистрационного дела сведения о владении ФИО1 указанным объектом на праве постоянного (бессрочного) пользования внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество на основании решения Центрального районного суда г. Барнаула от 03.03.2009.
Вместе с тем, определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27.05.2009 решение суда от 03.03.2009 в части признания за ФИО1 права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, кадастровый № по адресу: .... отменено, вынесено новое решение, которым Фрицу А.Г, отказано в признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
При этом, из ответов комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, Управления имущественных отношений Алтайского края следует, что решений о предоставлении ФИО1 спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не принималось.
Таким образом, сведения о правах на земельный участок, содержащие в ЕГРП не соответствуют фактическим обстоятельствам, внесены на основании решения суда, отмененного вышестоящей инстанцией, а значит, не могут учитываться при исчислении налоговых платежей.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении (пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статьи 69,70 Кодекса).
В соответствии с пунктами 1, 2, 10 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что налоговое уведомление № от 12.10.2017 направлено налогоплательщику через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» 16.10.2017, указан срок уплаты налога до 01.12.2017. В связи с неисполнением обязанности требование об уплате недоимки № по состоянию на 27.12.2017 направлено налогоплательщику через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» 28.12.2017, установлен срок оплаты недоимки до 13.02.2018.
Выданный 27.04.2018 судебный приказ о взыскании недоимки отменен определением мирового судьи судебного участка № 7 Центрального района г. Барнаула по заявлению должника – 25.05.2018.
В суд с настоящим иском налоговый орган обратился 17.08.2018, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа. Таким образом, установленный ст. 48 НК РФ срок принудительного взыскания недоимки за 2015, 2016 год соблюден.
При этом, абзацем 2 п. 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Вместе с тем согласно абзацу 3 названной правовой нормы налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В судебном заседании установлено, что налоговое уведомление об уплате налога за 2015 год направлено в 2017 году, то есть менее чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления, а потому право на взыскание последнего МИФНС России № 15 не утрачено.
Кроме того, необоснованна и ссылка административного ответчика на несоблюдение налоговым органом процедуры взыскания налога, отсутствие доказательств, подтверждающих направление в его адрес налогового уведомления и требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления, в случае если налог начисляется налоговым органом.
Исходя из пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 2 пункта 6 статьи 69 НК РФ).
Положения Налогового кодекса РФ о возможности использования функций сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» вступили в силу с 01.07.2015. До указанной даты порядок электронного взаимодействия между налоговым органом и налогоплательщиком – физическим лицом регламентировался, в том числе, Приказами ФНС РФ от 23.05.2011 № ММВ-7-11/324@, от 18.12.2012 № ММВ-7-6/976@, от 09.12.2010 г. N ММВ-7-8/700@, действовавшими на момент регистрации налогоплательщика в информационном ресурсе.
В силу пункта 2 статьи 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
При этом, налогоплательщиками, получившими доступ к информационному ресурсу "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", считаются физические лица, получившие регистрационную карту и сменившие первичный пароль при входе в ЛК ФЛ, а также все пользователи, подключившиеся с помощью сертификата ключа электронной подписи или с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Исключение составляют пользователи, отказавшиеся от пользования личного кабинета или заблокировавшие свою учетную запись, а также пользователи, утратившие возможность доступа к информационному ресурсу в случае неизменения полученного первичного пароля в течение 30 дней с момента получения регистрационной карты (Письмо ФНС России от 22.08.2016 N БС-4-11/15377@).
Для получения документов на бумажном носителе налогоплательщику необходимо до 01.09.2016 направить уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе, подписанное усиленной квалифицированной или усиленной неквалифицированной электронной подписью. (Письмо ФНС России от 16 августа 2016 г. N ЗН-4-6/14974@).
Таким образом, налогоплательщикам, не направившим в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе до 01.09.2016 и получившим доступ к информационному ресурсу "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, направляются в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Указанные положения законодательства применимы к налоговому периоду – 2015-2016 гг.
Как следует из материалов дела, Инспекцией сформирован размещенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru в разделе "Электронные услуги" личный кабинет налогоплательщика ФИО1
В целях обеспечения доступа налогоплательщика к личному кабинету ФИО1 выданы логин и пароль, 19.02.2015 ФИО1 осуществлен вход в личный кабинет, смена первичного пароля, тем самым получен доступ к информационному ресурсу.
Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@ установлено, что получить доступ к личному кабинету возможно с помощью логина и пароля, указанных в регистрационной карте, для получения которой необходимо предоставление соответствующего заявления и документа, удостоверяющий личность.
В этой связи, доводы ФИО1 о том, что он не является пользователем указанного информационного ресурса представляются необоснованными.
Из материалов дела следует, что Фриц А.Г. является активным пользователем информационного ресурса, что подтверждается сведениями о входе в личный кабинет, редактировании профиля, направлении заявлений. Оснований не доверять указанной информации у суда не имеется.
Факт направления налогоплательщику налогового уведомления и требования в электронной форме, подтверждается сведениями из электронного документооборота базы АИС Налог-3 Пром.
Сведений о том, что Фриц А.Г. обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.
Таким образом, Фриц А.Г., имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имел возможность ознакомиться с направленным в его адрес налоговым уведомлением и требованием.
При этом, пунктом 22-23 Приказа ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@, действовавшего на дату спорных правоотношений датой отправки документов (информации), сведений налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений налогоплательщиком считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Таким образом, датой получения Фриц А.Г. налогового уведомления является 16.10.2017, датой получения требования является 28.12.2017.
Учитывая изложенное, порядок принудительного взыскания недоимки налоговым органом соблюден.
При указанных обстоятельствах имеются основания для взыскания с ответчика транспортного налога за 2016 год в размере 53 665 руб., налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 180,9 руб., за 2016 год в размере 209,7 руб., земельного налога за 2016 год в размере 1025 руб.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчет пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 по 26.12.2017 отражен в требовании, ее размер составляет: 53 665 х 8.25%/300х16 дней (с 02.12.2017 по 17.12.2017) + 53 665 х 7,75%/300х9 дней (с 18.12.2017 по 26.12.2017) = 360,90 руб.
Расчет пени по налогу на имущество за 2015 год за период с 02.12.2017 по 26.12.2017 отражен в требовании, вместе с тем, он подлежит перерасчету с учетом изменения судом размера основного платежа: 180,9 руб. х 8.25%/300х16 дней (с 02.12.2017 по 17.12.2017) + 180,9 х 7,75%/300х9 дней (с 18.12.2017 по 26.12.2017) = 1,19 руб.
Расчет пени по налогу на имущество за 2016 год за период с 02.12.2017 по 26.12.2017 отражен в требовании, вместе с тем, он подлежит перерасчету с учетом изменения судом размера основного платежа: 209,7 руб. х 8.25%/300х16 дней (с 02.12.2017 по 17.12.2017) + 209,7 х 7,75%/300х9 дней (с 18.12.2017 по 26.12.2017) = 1,38 руб.
Расчет пени по земельному налогу за 2016 год за период с 02.12.2017 по 26.12.2017 отражен в требовании, вместе с тем, он подлежит перерасчету с учетом изменения судом размера основного платежа: 1025 руб. х 8.25%/300х16 дней (с 02.12.2017 по 17.12.2017) + 1025 х 7,75%/300х9 дней (с 18.12.2017 по 26.12.2017) = 6,89 руб.
С учетом установленных по делу обстоятельств, требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в части. С ФИО1 подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 53 665 руб., пени в размере 360,90 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 180,9 руб., пени в размере 1,19 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 209,7 руб., пени в размере 1,38 руб., по земельному налогу за 2016 год в размере 1025 руб., пени в размере 6,89 руб.
Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ФИО1 в доход муниципального образования городской округ г. Барнаул подлежит взысканию госпошлина в сумме 1863.53 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю с зачислением в доход бюджета муниципального образования городского округа-города Барнаула транспортный налог за 2016 год в размере 53 665 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в размере 360,90 руб., налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 180,9 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1,19 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 209,7 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1,38 руб., земельный налог за 2016 год в размере 1025 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год в размере 6,89 руб.
В остальной части- отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Барнаул государственную пошлину в размере 1 863,53 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Мальцева