Дело № 2а-216/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 мая 2017 года г.Семикаракорск
Судья Семикаракорского районного суда Ростовской области Курносов И.А.,
при секретаре Овчинниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Семикаракорского городского поселения об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации Семикаракорского городского поселения об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, обосновывая свои требования тем, что она является собственником земельного участка площадью 793,26 кв.м, с кадастровым №, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к главе Семикаракорского городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке. К заявлению она приложила следующие документы: копию паспорта, схему ПЗУ, копию градостроительного плана, копии правоустанавливающих документов, копию кадастровой выписки. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Семикаракорского городского поселения направила в ее адрес уведомление № об отказе в выдаче разрешения на строительство, причина отказа – распоряжение от 02.12.2016 года № КС-291-р, поскольку указанный земельный участок зарезервирован для государственных нужд на 3 года. В соответствии с законодательством ограничения прав на земельный участок подлежат государственной регистрации. В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о каких-либо ограничениях в отношении вышеуказанного земельного участка. Административный истец считает, что действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в выдаче ей разрешения на строительство, не соответствуют действующему законодательству, являются неправомерными и нарушают ее права, как собственника указанного земельного участка, предусмотренные ст.209 ГК РФ. На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 70.1, 49, 56 Земельного кодекса РФ, Постановлениями Правительства РФ от 19.03.2013 года № 384-р, от 22.07.2008 года № 561, пп.5 п.1 ст.8, ст.11 Градостроительного кодекса РФ, административный истец просила суд признать действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными, и обязать административного ответчика устранить нарушение ее прав путем выдачи разрешения на строительство жилого дома по <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала свои требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, в дополнение к ним пояснила, что решением Семикаракорского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ по ее административному иску действия Администрации Семикаракорского городского поселения, выразившиеся в отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, признаны незаконными, и на Администрацию Семикаракорского городского поселения возложена судом обязанность выдать ей градостроительный план земельного участка площадью 793,26 кв.м, с кадастровым №, расположенного по <адрес>. На основании указанного решения суда ей был выдан градостроительный план данного земельного участка.
Представитель административного ответчика Администрации Семикаракорского городского поселения ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на законность и обоснованность отказа в выдаче разрешения на строительство, пояснив, что распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 2 декабря 2016 года № КС-291-р на земельном участке площадью 793,26 кв.м, с кадастровым №, расположенном по <адрес>, установлено ограничение осуществления строительства.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства морского и речного транспорта (далее Росморречфлот) в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, от него поступили письменные объяснения относительно административных исковых требований, в которых он указал, что Администрация Семикаракорского городского поселения правомерно отказала в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, поскольку этот земельный участок зарезервирован для государственных нужд в целях строительства низконапорного гидроузла в Багаевском районе Ростовской области (хутор Арпачин), на данный земельный участок установлены ограничения, в том числе, ограничение осуществления строительства, реконструкции. Действующими федеральными законами не предусмотрена государственная регистрация ограничений (обременений) прав на земельные участки, в связи с резервированием земель для государственных нужд.
Представитель административного истца ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, заявлений и ходатайств от нее не поступало.
В соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и представителя заинтересованного лица.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Для осуществления данного права необходимо специальное разрешение, полученное в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с положениями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом (часть 1).
Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков (часть 6).
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы документы, перечисленные в пунктах 1-8 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в частности: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; проектную документацию.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 данной статьи определено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, отказывают в выдаче разрешения на строительство в случае, если выдача разрешения на строительство не соответствует ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2.8 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство», утвержденного постановлением Администрации Семикаракорского городского поселения от 22 апреля 2016 года № 303, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является решение уполномоченного органа о наложении запрета совершать определенные действия на земельном участке (л.д.60).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 793,26 кв.м, с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией договора купли-продажи (л.д.7), копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.8), копией выписки из ЕГРН (л.д.9-12).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Семикаракорского городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на вышеуказанном земельном участке, что подтверждается копией заявления (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Семикаракорского городского поселения выдано ФИО1 уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство, со ссылкой на распоряжение от 02.12.2016 года № КС-291-р. Причиной отказа послужило ограничение осуществления строительства на указанном земельном участке, установленное распоряжением Росморречфлота от 2 декабря 2016 года № КС-291-р.
Распоряжением Росморречфлота от 22 декабря 2015 года № СГ-429-р «О резервировании земель для государственных нужд в целях строительства низконапорного гидроузла в Багаевском районе Ростовской области (хутор Арпачин)» на основании ст.70.1 Земельного кодекса РФ зарезервированы для государственных нужд сроком на 5 лет земли в Ростовской области общей площадью 59 171 746,9 кв.м и установлены на зарезервированных земельных участках ограничения прав в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель. В состав зарезервированных земель включен земельный участок площадью 793,26 кв.м, с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1. Данные обстоятельства подтверждаются копией распоряжения Росморречфлота и приложением к нему (л.д.115-140).
Распоряжением Росморречфлота от 16 мая 2016 года № КС-92-р внесены изменения в вышеуказанное распоряжение Росморречфлота от 22 декабря 2015 года № СГ-429-р, пункт 1 распоряжения изложен в следующей редакции: «Зарезервировать для государственных нужд сроком на 3 года земли в Ростовской области общей площадью 147 610 263,01 кв.м, согласно схеме резервируемых земель (приложение № 1) и перечню кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение № 2), в целях строительства низконапорного гидроузла в Багаевском районе Ростовской области (хутор Арпачин)», что подтверждается копией распоряжения Росморречфлота и копией приложения к нему (л.д.141-166).
Согласно приложению № 1 к данному распоряжению в состав зарезервированных земель входит вышеуказанный земельный участок (л.д.151).
Распоряжением Росморречфлота от 2 декабря 2016 года № КС-291-р внесены изменения в распоряжение Росморречфлота от 22 декабря 2015 ода № СГ-429-р, на зарезервированных земельных участках установлены ряд ограничений прав необходимых для достижения целей резервирования земель, в том числе, ограничение осуществления строительства, реконструкции на земельных участках, что подтверждается копией распоряжения Росморречфлота (л.д.167-168).
Таким образом, распоряжением Росморречфлота на указанный земельный участок, принадлежащий ФИО1 на праве собственности, установлено ограничение осуществления на нем строительства, реконструкции.
В соответствии с п.1 ст.56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.3 ст.56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
В соответствии со ст.56.1 Земельного кодекса РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 1). Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2).
По смыслу указанных норм права резервирование земель для государственных нужд является одним из видов ограничений прав на землю.
В соответствии с п.4 ст.70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 561, решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 371, Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
В соответствии с подпунктами 5.4(1).1 и 5.4(1).2 названного Положения в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации Росморречфлот осуществляет: принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; принятие решений о резервировании земель.
В целях реализации подпрограммы «Внутренний водный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2001 года № 848, Росморречфлотом в настоящее время проводятся мероприятия по проектированию и строительству низконапорного гидроузла в Багаевском районе Ростовской области (хутор Арпачин).
В рамках данных мероприятий и было издано распоряжение Росморречфлота в отношении указанного земельного участка.
ФИО1 обратилась в Администрацию Семикаракорского городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на строительство ДД.ММ.ГГГГ, то есть после издания и опубликования распоряжений Росморречфлота от 22 декабря 2015 года № СГ-429-р, от 16 мая 2016 года № КС-92-р, от 2 декабря 2016 года № КС-291-р, установивших ограничение осуществления строительства на вышеуказанном земельном участке.
При таких обстоятельствах, отказ Администрации Семикаракорского городского поселения в выдаче ФИО1 разрешения на строительство является правомерным и соответствует положениям ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ и п.2.8 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство», утвержденного постановлением Администрации Семикаракорского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Доводы административного истца об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о наличии ограничений в отношении спорного земельного участка, суд отклоняет, исходя из следующего.
В соответствии с п.6 ст.56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно п.4 распоряжения Росморречфлота от 22 декабря 2015 года № СГ-429-р ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» поручено обеспечить государственную регистрацию ограничения прав на земельные участки, устанавливаемые в соответствии с данным распоряжением, в Управлении Росреестра по Ростовской области (л.д.116).
26 января 2016 года Росморречфлот обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельный участок площадью 793,26 кв.м, с кадастровым номером 61:35:0110304:64, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1, в связи с его резервированием для государственных нужд, что подтверждается копией заявления (л.д.236).
15 июня 2016 года Управлением Росреестра по Ростовской области отказано в регистрации ограничения прав на указанный земельный участок со ссылкой на то, что действующими федеральными законами не предусмотрена государственная регистрация ограничений (обременений) прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд, что подтверждается копией сообщения об отказе в государственной регистрации (л.д.237-238).
Таким образом, Росморречфлотом соблюдена процедура ограничения прав на спорный земельный участок в виде его резервирования для государственных нужд.
Распоряжения Росморречфлота от 22 декабря 2015 года № СГ-429-р, от 16 мая 2016 года № КС-92-р, от 2 декабря 2016 года № КС-291-р, установившие ограничение осуществления строительства на спорном земельном участке, никем не оспорены и не отменены.
Ссылка административного истца на решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 22 ноября 2016 года не может быть принята судом во внимание, так как указанное решение суда не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку оно принято по административному иску, имеющему другой предмет и другие основания, кроме того указанное решение суда принято до издания распоряжения Росморречфлота от 2 декабря 2016 года № КС-291-р, установившего ограничение осуществления строительства на спорном земельном участке.
Из вышеизложенного следует, что с учетом наличия ограничения права на спорный земельный участок в виде запрета на осуществление на нем строительства, административный ответчик законно и обоснованно отказал административному истцу в выдаче разрешения на строительство.
Сам по себе факт отсутствия государственной регистрации ограничений права на спорный земельный участок в рассматриваемом случае не может свидетельствовать о том, что такие ограничения не установлены.
При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными нормами права, суд находит административные исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации Семикаракорского городского поселения об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 10 мая 2017 года.
Судья Курносов И.А.