РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Административное дело № 2а-216/2018
9 апреля 2018 года ст. Зеленчукская
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Дотдаева Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Байчорове М.К.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Карачаево-Черкесской Республике о признании требования недействительным; признании упущенным срока взыскания задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к МИФНС России № 2 по КЧР и просит признать недействительным требование Межрайонной ИНФС России № 2 по Карачаево-Черкесской Республике об уплате страховых взносов № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 943,31 рублей; признать упущенным срок для взыскания задолженности по уплате страховых взносов за 2014 год в размере 61171 рубль 35 копеек. Ссылается на то, что им получено требование Межрайонной ИНФС России № 2 по Карачаево-Черкесской Республике об уплате страховых взносов № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 943 рубля 31 копейка. Указанное требование считает необоснованными и подлежащими подлежащим отмене по следующим основаниям. Представленные в требовании начисления сумм страховых взносов в размере 56 943 рубля 31 копейка произведено Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в 2014 году за весь отчетный год. Он не согласен с обоснованностью начисления сумм страховых взносов в размере 56 943 рубля 31 копейка за весь 2014 год по причине регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и представлением в адрес Межрайонной ИНФС России № по <адрес> налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения с нулевыми показателями по причине отсутствия фактов ведения предпринимательской деятельности в 2014 году. Непредставление Налоговыми органами <адрес> в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края сведений о доходах ИП ФИО1 за 2014 год повлекло необоснованное начисление сумм страховых взносов за 2014 год в размере 56 943 рубля 31 копейка.
Ссылается на ст. 20 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и "Ризнании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Отдельным основанием административного иска ссылается на то, что мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым с него взыскана недоимка по страховым взносам, пени и штрафы за 2014 год в размере 61171 рубль 35 копеек. Удовлетворяя требования взыскателя, суд руководствовался требованиями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края об уплате задолженности по страховым взносам, пени и штрафы за 2014 год в размере 61 171 рубль 35 копеек. При таких обстоятельствах требование от ДД.ММ.ГГГГ№ является необоснованными и подлежащими отмене по причине повторности его направления ему. Ссылается на п.п. 1, 2 ст. 48, 69, 71, 44 Налогового кодекса Российской Федерации
Другим основанием административного иска указано то, что определением мирового судьи судебного участка № <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу № судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании с него недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за 2014 год в размере 61 171 рубль 35 копеек был отменен. Соответственно, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ срок для обращения в суд в порядке искового производства истек ДД.ММ.ГГГГ. И в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ сумма задолженности по уплате суммы страховых взносов за 2014 год в размере 61 171 рубль 35 копеек является безнадежной ко взысканию. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Межрайонную ИФНС России № 2 по Карачаево-Черкесской республике с заявлением о признании суммы страховых взносов за 2014 год безнадежными ко взысканию. Им не получен ответ об удовлетворении или отказе в удовлетворении представленного мной заявления.
Ссылается на ст. 48 НК РФ, ст. 59, ч. 8 ст. 219, ч. 5 ст. 180 КАС РФ, приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19 августа 2010 года N ЯК-7-8/393@. И заключает, что необходимым условием для вынесения налоговым органом решения о признании задолженности безнадежной, является наличие судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока из взыскания. Налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов, возможность признания которыми недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списанию связано с вынесением судебного решения, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, только по результатам обращения налогового органа с соответствующим иском в суд.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика МИФНС России № 2 по КЧР, а также руководить МИФНС России № 2 по КЧР привлеченный в качестве второго ответчика к участию в деле в судебное заседание не явились.
В ранее представленных письменных представитель МИФНС России № 2 по КЧР просит суд оставить без рассмотрения административное исковое заявление ФИО1, а также прекратить по нему производство. Ссылается на то, что не согласен с административным иском, считает, что доводы изложенные в нем незаконны и необоснованные. С исковыми требованиями ФИО1 не согласны по следующим основаниям.
С 1 января 2017 года налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации страховых взносов. Органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов обязаны сообщить до 1 февраля 2017 года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов российских организаций, по состоянию на 1 января 2017 года в электронной форме. Ссылается на установленный порядок организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам. Указывает на то, что в Межрайонную ИФНС России № 2 по Карачаево-Черкесской Республике от Пенсионного Фонда Российской Федерации в 2017 году поступили в отношении ФИО1 сведения по страховым взносам на основании, которых были открыты карточки расчетов с бюджетом (далее: КРСБ): страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до I января 2010 г. по КБК № ОКТМО № (сведения поступили 22 февраля 2017г.); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии по КБК № ОКТМО № (сведения поступили 21 февраля 2017 г.); страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии по КБК № ОКТМО № (сведения поступили 13 марта 2017 г.). Согласно КРСБ по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 1 января 2010 г. по КБК № ОКТМО № числится переплата в размере 12 руб. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ Согласно КРСБ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии по КБК № ОКТМО № числится недоимка в размере 56 943,31 руб. и пеня в размере 686,78 руб. Согласно КРСБ по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии по КБК № ОКТМО № числится переплата в размере 6 руб. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из лицевого счета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В результате задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии по КБК № ОКТМО № составила в сумме 57 630,09 руб. (56 943,31 + 686,78) по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Однако, административный истец в исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просит признать упущенным срок для взыскания задолженности по уплате страховых взносов за 2014 год в размере 61 171,35 руб. Административным истцом не представлено доказательств подтверждающих данные обстоятельства. Ссылка административного истца на отмененный судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого задолженность по страховым взносам составляла на тот момент 61 171,35 руб. не состоятельна. В Инспекцию поступила задолженность по страховым взносам в сумме 57 630,09 руб. Таким образом, данные исковые требования Административного истца о признании упущенным срок для взыскания задолженности по уплате страховых взносов за 2014 год в размере 61 171,35 руб. незаконные и необоснованные. В связи с тем, что недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии по КБК № ОКТМО № в размере 56 943,31 руб. не была уплачена, Инспекцией в соответствии со статьями 69, 70 Налогового Кодекса Российской Федерации было вынесено и направлено ФИО1 требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа процентов.
Согласно требования от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате налога, сбора, страховых взносов пени, штрафа, процентов ФИО1 было предложено погасить задолженность до ДД.ММ.ГГГГ: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ в размере 59 943,31 руб. по КБК № ОКТМО № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ И Инспекция, в случае неисполнения ФИО1 этого требования имеет право до ДД.ММ.ГГГГ направить в Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики административное исковое заявление о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ в размере 59 943,31 руб.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию от Пенсионного фонда РФ поступили сведения о сторнировании ранее направленной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ в размере 59 943,31 руб. Инспекцией списание задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ в размере 59 943,31 руб. было проведено в КРСБ ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, основания по принудительному (в судебном порядке) взысканию задолженности с ФИО1 на основании требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа процентов отсутствуют.
Таким образом, исковые требования Административного истца о признании недействительным требования об уплате страховых взносов № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 943,31 руб. несостоятельны, поскольку данная задолженность списана, а само требование является извещением налогоплательщика о неуплаченной недоимке. Кроме того, Административному истцу необходимо обосновать, что требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа процентов является или нет ненормативным правовым актом налогового органа.
Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, у ФИО1 обязательства по уплате налогов, сборов, страховых взносов могли возникнуть только в период осуществления предпринимательской деятельности. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.
Инспекция, анализируя доводы административного истца о том, что ДД.ММ.ГГГГ был отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании задолженности по страховым взносам за 2014 год в сумме 61 171,35 руб. считает, что данная задолженность является безнадежной ко взысканию, поскольку шестимесячный срок обращения в суд истек ДД.ММ.ГГГГ Сведения о том, что ДД.ММ.ГГГГ был отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ в Инспекцию не поступали, данные обстоятельства выясняются в ходе судебного разбирательства по административному делу № 2а-216/2017.
Выслушав административного истца, исследовав письменный отзыв административного ответчика и другие письменные документы, суд приходит к следующему.
В силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЭ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации страховых взносов. Органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов обязаны сообщить до 1 февраля 2017 года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной
практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по состоянию на 1 января 2017 года в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЭ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Письмом Федеральной Налоговой Службы России N БС-4-11/1304@, Пенсионного Фонда Российской Федерации N НП-3 0-26/947, Фонда Социального Страхования Российской Федерации N 02-11-10/06-308-П от 26 января 2017 г. «О разъяснении организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам» установлен порядок организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам. В соответствии с Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС России с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 1 января 2017 г. должно быть передано по утвержденным форматам в электронной форме в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации от территориальных органов ПФР и ФСС России в срок до 1 февраля 2017 г.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового Кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно п. 5 ст. 69 Налогового Кодекса РФ форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которым в силу статьи 69 Кодекса признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 Кодекса).
Как указано в пункте 4 статьи 69 Кодекса, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Суд учитывает, что срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным. Пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей.
С соответствии с п.п. 1, 2 ст. 48 Налогового Кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового Кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что ранее мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым с административного истца была взыскана недоимка по страховым взносам, пени и штрафы за 2014 год в размере 61171 рубль 35 копеек, определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании с него недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за 2014 год в размере 61 171 рубль 35 копеек был отменен (л.д. 11-13). Соответственно, в отношении ФИО1 государство в лице уполномоченного органа, после невыполнения добровольно требования об уплате задолженности по страховым взносам за 2014 год в размере 61171 рубля 35 копеек, реализовало право на принудительное его взыскание посредством обращения с заявлением к мировому суде <адрес>. И выставление налоговым органом оспариваемого требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указана та же сумма, за тот же период, что и в ранее вынесенном мировым судьей судебном приказе, является по сути повторным, учитывая, что нет указания о том, что оно уточненное, и является неправомерным, поскольку влечет увеличение предельного срока на принудительное взыскание этих платежей с административного истца. После отмены судебного приказа, следующим законным этапом принудительного взыскания с ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2014 год должно было быть обращение в порядке искового производства в районный (городской) суд в течение шести месяцев.
Суд соглашается с доводом административного истца ФИО1 о том, что срок для взыскания с него задолженности по страховым взносам за 2014 год в сумме 61 171,35 рублей, поскольку ДД.ММ.ГГГГ был отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании с него задолженности по страховым взносам за 2014 год в сумме 61 171,35 рублей и шестимесячный срок обращения в суд истек ДД.ММ.ГГГГ, с чем согласился и налоговый орган. Иных доводов, обосновывающие имеющие юридическое значение по рассматриваемому делу, суду не представлено.
Законных оснований для оставления административного иска без рассмотрения или оснований для прекращения суд не усматривает, поскольку оспариваемое требование выставлено именно административным ответчиком по делу, а не третьими лицами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 К АС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое требование ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Карачаево- Черкесской Республике удовлетворить.
Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Карачаево-Черкесской Республике об уплате страховых взносов № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 943 рублей 31 копейки недействительным. Признать упущенным срок для взыскания задолженности по уплате страховых взносов за 2014 год в размере 61 171 рубля 35 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Зеленчукский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 9 апреля 2018 года.
Судья Н.Ю. Дотдаев