ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-216/2022 от 12.05.2022 Омутинского районного суда (Тюменская область)

№ 2а-216/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Омутинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Оглоблиной Т.А.,

административного истца помощника прокурора ФИО4,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации Юргинского муниципального района <адрес> об оспаривании постановления,

у с т а н о в и л :

<адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Юргинского муниципального района <адрес> об оспаривании постановления. Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в ходе которого дана оценка состоянию многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> (далее -многоквартирный дом).

Многоквартирный <адрес> года постройки состоит из 12 жилых помещений, в том числе 2 из которых являются собственностью муниципального района - квартиры № и 12.

В многоквартирном доме проживают семьи с несовершеннолетними детьми.

Так, в <адрес> многоквартирного дома зарегистрирован несовершеннолетний ФИО3, 13..05.2009 года рождения со своей матерью ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В ходе осмотра многоквартирного дома было выявлено не соответствие установленным требованиям конструкции многоквартирного дома фундамента, стен, крыши, несущих конструкций, которые подлежат полной замене.

Так, в фундаменте отсутствуют т/б отмостки, имеется просадка грунта.

В стенах повреждены элементы навесного вентилируемого фасада, имеются трещины и зазоры в несущей стене здания. Чердачное покрытие покрыто трещинами, заметный прогиб балок и прогонов. Выявлены разрушения кровли, поражение гнилью ее деревянных элементов, отсутствует пароизоляция, слуховое окно. На полу имеются просадки, происходит его разрушение. Ступни лестниц стерты в ходовых местах, имеются сколы и трещины, разрушение лестничного марша. На балконах имеется разрушение бетонных плит, оголение металлических консолей из двутавра, коррозия металлических конструкций. Во всех квартирах имеются дефекты отделки стен и потолка, пол непрочный. В подъездах частичное отслоение штукатурного слоя, имеются повреждения основания, следы протечек, ржавые пятна, отслоение, вздутие и отпадение окрасочного слоя со шпаклевкой, на поверхности глубокие трещины, царапины, выбоины.

С учетом выявленных дефектов категория технического состояния здания оценена как аварийное.

Постановлением администрации Юргинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-п, на основании заключения межведомственной комиссии, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Данным постановлением срок отселения граждан из многоквартирного дома определен до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный срок отселения до ДД.ММ.ГГГГ является чрезвычайно длительным. Учитывая аварийное состояние данного дома, за этот период могут произойти необратимые последствия для граждан, так как дальнейшее разрушение конструкции здания, нарушение микроклимата в помещениях, может не только причинить вред жильцам дома, но и прекратить свое существование как объект недвижимости, что в свою очередь приведет к нарушению прав жильцов.

В связи с чем, прокуратурой района в адрес главы Юргинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно ответу на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Юргинского муниципального района были внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ-п, срок отселения граждан из многоквартирного дома изменен на ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, вышеуказанный срок нельзя признать разумным. В этой связи нахождение в данном доме жильцов, включая несовершеннолетних, является опасным, имеется реальная угроза для их жизни и здоровья.

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», национального проекта «Жилье и городская среда», федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», регионального проекта <адрес> «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» распоряжением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда <адрес> на 2019 - 2023 годы (далее - Региональная адресная программа).

В рамках программы в <адрес> предусмотрено в срок до ДД.ММ.ГГГГ расселить все многоквартирные дома, признанные в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В связи с тем, что указанный многоквартирный дом признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ, он не включен в действующую Региональную адресную программу.

Тот факт, что многоквартирный дом не включен в перечень многоквартирных домов, входящих в Региональную адресную программу, не свидетельствует о разумности срока отселения до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

Таким образом, исполнение органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных ст.ст. 2, 32 и 87 ЖК РФ, в случае проживания граждан в домах, представляющих опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, не может быть поставлено в зависимость от включения или невключения данного дома в региональную программу переселения граждан из ветхого жилья и предоставления финансовой поддержки на переселение граждан.

Таким образом, администрацией Юргинского муниципального района должны быть приняты меры к отселению физических и юридических лиц из многоквартирного дома, подлежащего сносу.

Обращение прокурора в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО3 служит гарантией защиты прав несовершеннолетних и инвалидов, свидетельствует о заботе и охране интересов указанной категории граждан со стороны государства.

Просит суд признать Постановление администрации Юргинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-п «О результатах обследования многоквартирного дома» в части установления срока отселения граждан из многоквартирного дома по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать администрацию Юргинского муниципального района установить разумный срок отселения проживающих лиц из многоквартирного дома по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО4 заявленные требования поддержала, по основаниям, указанным в заявлении и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Юргинского муниципального района ФИО5, действующая на основании прав по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, предоставила в суд заявление, в котором исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска ответчиком, предусмотренные ст. 46 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований ей известно, о чем она подтвердила в своем заявлении, просит рассмотреть дело в её отсутствие.

Заинтересованное лицо МКУ «Фонд имущества» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В соответствии с частью 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 46 КАС РФ). Согласно статье 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу. Административный ответчик в своем письменном заявлении указал, что положения приведенных статьей 46,157 КАС РФ ему разъяснены и понятны. Согласно статье 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Достигнутое сторонами соглашение по обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Факт достижения сторонами соглашения по обстоятельствам или признания стороной обстоятельств, а также содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон или подписью стороны. Заявления о достижении сторонами соглашения по обстоятельствам, а также изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств, приобщается к материалам административного дела. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.Принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик иск признала, а признание им иска не противоречит закону и не нарушает ее права и права третьих лиц, суд это признание иска ответчика принял.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации Юргинского муниципального района <адрес> об оспаривании постановления подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 157, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации Юргинского муниципального района <адрес> об оспаривании постановления - удовлетворить.

Признать Постановление администрации Юргинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-п «О результатах обследования многоквартирного дома» в части установления срока отселения граждан из многоквартирного дома по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать администрацию Юргинского муниципального района установить разумный срок отселения проживающих лиц из многоквартирного дома по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Омутинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т.А. Оглоблина