Дело № 2а-216/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гдов 27 октября 2022 года
Гдовский районный суд Псковской области в составе председательствующего Асадова А.Б., при секретаре Большовой К.Я., с участием административного истца заместителя прокурора Гдовского района Псковской области Кадыровой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Гдовского района Псковской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации сельского поселения «Спицинская волость» Гдовского района Псковской области о признании незаконным бездействия в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронном виде посредством федерального портала государственных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гдовского района Псковской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации СП «Спицинская олость» Гдовского района о признании незаконным бездействия в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронном виде посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».
В обоснование требования указано, что прокуратурой Гдовского района по результатам мониторинга исполнения Администрацией СП «Спицинская волость» законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации», установлены нарушения действующего законодательства.
Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» («Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности протоколом от 28.05.2019 № 9) являются: предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.
Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993 - р (далее - Распоряжение от 17.12.2009 № 1993-р) утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.
Согласно Распоряжению от 17.12.2009 № 1993-р переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 г.
Вопреки вышеуказанному требованию Федерального закона № 210-ФЗ Администрацией СП «Спицинская волость» не обеспечена возможность получения физическими и юридическими лицами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности, таких муниципальных услуг, как организация ритуальных услуг, присвоение почтовых адресов объектам недвижимости, выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, предоставление письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения муниципальных правовых актов органов местного самоуправления в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Бездействие административного ответчика влечёт нарушение прав и законных интересов лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в предоставлении муниципальных услуг в электронном виде, ограничивает право таких лиц на доступность их получения, что не отвечает целям реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации».
На основании изложенного просит:
Признать незаконным бездействие Администрации СП «Спицинская волость», в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».
Обязать Администрацию СП «Спицинская волость» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией СП «Спицинская волость», в электронной форме в соответствии со сводным перечнем, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993—р, посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».
В судебном заседании административный истец - заместитель прокурора Гдовского района Кадырова М.С. исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации СП «Спицинская волость» Гдовского района в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещён надлежащим образом. Предоставил заявление о признании исковых требований и рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика СП «Спицинская волость» Гдовского района, что не противоречит положениям ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав административного истца, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
В тоже время гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто из них не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Положениями части 4 ст. 29 Конституции РФ предусмотрено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» («Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности протоколом от 28.05.2019 № 9) являются: предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.
Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.
Согласно ст.6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются в том числе, разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон от 27.07.2010 № 210 - ФЗ) одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно подп. 1, 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 01.07.2012 органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Судом установлено, что прокуратурой Гдовского района Псковской области по результатам мониторинга исполнения Администрацией СП «Спицинская волость» законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации», установлены нарушения действующего законодательства.
Вопреки вышеуказанному требованию Федерального закона № 210-ФЗ Администрацией СП «Спицинская волость» не обеспечена возможность получения физическими и юридическими лицами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности, таких муниципальных услуг, как организация ритуальных услуг, присвоение почтовых адресов объектам недвижимости, выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, предоставление письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения муниципальных правовых актов органов местного самоуправления в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Согласно поступившему ответу в прокуратуру Гдовского района от главы Администрации СП «Спицинская волость» следует, что возможность получения физическими и юридическими лицами муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не обеспечена, в связи с тем, что при формировании бюджета на 2022 год денежные средства для установки программы для предоставления таких услуг. При формировании бюджета на 2023 года данный вопрос будет рассмотрен.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.
Согласно данному Распоряжению переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 г.
Бездействие административного ответчика влечёт нарушение прав и законных интересов лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в предоставлении муниципальных услуг в электронном виде, ограничивает право таких лиц на доступность их получения, что не отвечает целям реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации».
Отсутствие надлежащего финансирования волости на данные цели, не освобождает ответчика от исполнения предоставления муниципальных услуг в электронном виде.
Принимая во внимание нормы законодательства, фактическое признание иска ответчиком, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Гдовского района Псковской области являются законными и обоснованными, направлены на защиту прав и интересов неопределённого круга лиц, в связи с чем, считает их подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Гдовского района Псковской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации сельского поселения «Спицинская волость» Гдовского района Псковской области о признании незаконным бездействия в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронном виде посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru» - удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения «Спицинская волость» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией сельского поселения «Спицинская волость», в электронной форме в соответствии со сводным перечнем, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р, посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Гдовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме вынесено 27 октября 2022 года.
Судья: А.Б. Асадов