ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2170/20 от 28.01.2021 Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-564/2021 (2а-2170/2020)

УИД 76RS0023-01-2020-003167-56

Мотивированное решение изготовлено 28.01.2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2021 год г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Бачигиной С.В.,

при секретаре Калайтановой Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области к Лисицину Андрею Александровичу о восстановлении пропущенного срока, взыскании задолженности по страховым взносам,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы (далее – МИФНС) России № 5 по Ярославской области в лице начальника Пальгуновой Е.В. обратилась в суд с административным иском к Лисицину Андрею Александровичу о восстановлении пропущенного срока, взыскании задолженности по страховым взносам, указывая, что Лисицин А.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области. Лисицин А.А. с 11.09.2015 осуществлял предпринимательскую деятельность и являлся плательщиком страховых взносов. 18.06.2018 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности Лисицина А.А. в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им соответствующего решения.

Расчет суммы страховых взносов за 2017 г. подлежащих уплате Лисициным А.А. следующий: период деятельности 01.01.2017-31.12.2017, количество полных месяцев ведения деятельности – 12, количество физических лиц, получивших доход – 7 человек. Задолженность по дополнительным тарифам страховых взносов для отдельных категорий плательщиков за 2 квартал 2017 - 978 руб. 28 коп., задолженность по страховым взносам уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2 квартал 2017 года – 2 276 руб. 78 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2 квартал 2017 – 4 003 руб. 99 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии за 2 квартал 2017 года – 17 272 руб. 13 коп., а всего 24 531 руб. 18 коп.

На указанные суммы задолженности, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены требования, указанные требования налогоплательщик не исполнил. Срок добровольной уплаты страховых взносов истек 05.09.2017.

06.08.2020 мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в связи с пропуском шестимесячного срока.

Срок пропущен в виду следующего. В течение срока, установленного для принятия мер по принудительному взысканию с налогоплательщика задолженности по страховым взносам, на территории Ярославской области производилась модернизация программного обеспечения налоговых органов, особенности работы которого в период внедрения в промышленную эксплуатацию не позволили в установленные сроки принять меры по взысканию соответствующих платежей за счет денежных средств налогоплательщика. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение – обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Платежи, не имеющие адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда РФ. Учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователем. Не уплачивая страховые взносы, Лисицин А.А. лишает себя социальных гарантий.

Просит восстановить пропущенный срок взыскания в судебном порядке с Лисицина А.А. задолженности по страховым взносам; взыскать с Лисицина А.А. в доход бюджета задолженность по дополнительным тарифам страховых взносов для отдельных категорий плательщиков за 2 квартал 2017 - 978 руб. 28 коп., задолженность по страховым взносам уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2 квартал 2017 года – 2 276 руб. 78 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2 квартал 2017 – 4 003 руб. 99 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии за 2 квартал 2017 года – 17 272 руб. 13 коп., а всего 24 531 руб. 18 коп.

Стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, как законные и обоснованные, приходя к данному выводу по следующим основаниям.

В силу ст.1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ, ст.ст.3, 23, 45 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями ст.ст.23, 44, 45 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.360 НК РФ). Согласно ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии с положениями ст. 428 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи); для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).

В соответствии с положениями ст.430 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Согласно положений ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

В соответствии с положениями ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.ч.4, 6 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Данное административное исковое заявление подписано начальником МИФНС России № 5 по Ярославской области Пальгуновой Е.В. на основании приказа от 05.12.2019 г. № ММВ-10-4/1602@ (л.д. 65).

Судом установлено, что Лисицин А.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области и с 11.09.2015 по 18.06.2018 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что отражено в выписке ЕГРИП (л.д. 17-22).

В соответствии со ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст.45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Судом также установлено, что в адрес Лисицина А.А. направлялись требование № 122608 по состоянию на 16.08.2017 об уплате задолженности по налогам и страховым взносам в срок до 05.09.2017 (л.д. 9-10), требование № 120492 по состоянию на 16.08.2017 со сроком уплаты до 05.09.2017 (л.д. 11-12), что подтверждается копиями указанных требований, скриншотом журнала обмена с ЛК.

Однако, до настоящего времени обязанность по уплате страховых взносов Лисициным А.А. не исполнена, сумма задолженности по уплате страховых взносов составляет по страховым взносам за 2017 год: по дополнительным тарифам страховых взносов для отдельных категорий плательщиков за 2 квартал 2017 - 978 руб. 28 коп., задолженность по страховым взносам уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2 квартал 2017 года – 2 276 руб. 78 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2 квартал 2017 – 4 003 руб. 99 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии за 2 квартал 2017 года – 17 272 руб. 13 коп., а всего 24 531 руб. 18 коп.

У суда не имеется оснований для недоверия представленным административным истцом и исследованным в судебном заседании доказательствам, а также приведенному расчету задолженности по уплате страховых взносов за 2017 год, который является верным (л.д. 32-61).

Срок для добровольной уплаты страховых взносов за 2017 год истек, налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу 03.08.2020, при этом в требовании указан срок его исполнения для Лисицина А.А. до 22.11.2017, т.е. пропущен срок обращения в суд.

Согласно сведениям по карточкам «Расчеты с бюджетом», Лисицин А.А. до настоящего времени страховые взносы за 2017 год не уплатил (л.д. 23-30).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из буквального толкования вышеуказанных норм в их совокупности, следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного законом шестимесячного срока.

В соответствии с ч.5 ст.138, ч.5 ст.180 КАС РФ, вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа спора; установление судом факта пропуска данного срока административным истцом без уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением административным истцом установленного в данном случае законом, срока на обращение в суд, и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему административному делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.

Исходя из положений, предусмотренных абз.4 п.4 ст.69 НК РФ, материалов дела, требование об уплате заявленных задолженностей должно быть исполнено Лисициным А.А. в срок до 05.09.2017 года. Следовательно, налоговый орган должен был обратиться в судебном порядке с заявлением о взыскании с Лисицина А.А. задолженности по страховым взносам в течение установленного законом срока. Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Лисицина А.А. задолженности по страховым взносам за 2017 год поступило мировому судье 03.08.2020, что следует из определения мирового судьи судебного участка № 1 Красноперекопского судебного района г. Ярославля от 06.08.2020 г.

Таким образом, установлено, что с данным административным исковым заявлением по требованию о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 год административный истец - налоговый орган обратился в суд с нарушением установленного срока, предусмотренного ч.2 ст.286 КАС РФ.

При этом, в данном случае суд считает уважительными причины пропуска административным истцом срока подачи заявления о взыскании задолженности по указанным взносам, в связи со значительным количеством налогоплательщиков, состоящих на учете в инспекции, в т.ч., являющихся неплательщиками, объемами работы по взысканию недоимки с налогоплательщиков в судебном порядке, необходимостью соблюдения установленной законом процедуры обращения, при том, что не исполнена конституционная обязанность по уплате налогов, принимает во внимание сведения о модернизации программного обеспечения налоговых органов на территории Ярославской области. Кроме того, суд учитывает, что отказ административному истцу в восстановлении пропущенного срока и, соответственно, отказ в удовлетворении административных исковых требований, в последующем может повлечь для административного ответчика негативные последствия в сфере реализации его прав на пенсионное обеспечение.

При данных обстоятельствах, поскольку срок пропущен по уважительной причине, имеются основания для восстановления срока подачи заявления о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам за 2017 год.

Таким образом, имеются правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме, а именно, для восстановления срока подачи и взыскания с Лисицина А.А. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в общей сумме 24 531 руб. 18 коп., из которых: задолженность по дополнительным тарифам страховых взносов для отдельных категорий плательщиков за 2 квартал 2017 года - 978 руб. 28 коп., задолженность по страховым взносам уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2 квартал 2017 года – 2 276 руб. 78 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2 квартал 2017 – 4 003 руб. 99 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии за 2 квартал 2017 года – 17 272 руб. 13 коп. Доказательств для иного вывода суду не представлено.

Кроме того, в соответствии ч.1 ст.114 КАС РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенным требованиям, т.е. в размере 935 руб. 94 коп., от уплаты которой при подаче административного иска освобожден административный истец.

Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 289-290 КАС РФ суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области удовлетворить.

Восстановить срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности с Лисицина Андрея Александровича по страховым взносам за 2017 годы.

Взыскать с Лисицина Андрея Александровича, 09.07.1976 года рождения, уроженца г. Ярославля, зарегистрированного по адресу: АДРЕС, ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в доход бюджета задолженность по страховым взносам за 2017 год, из которых: задолженность по дополнительным тарифам страховых взносов для отдельных категорий плательщиков за 2 квартал 2017 года - 978 руб. 28 коп., задолженность по страховым взносам уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2 квартал 2017 года – 2 276 руб. 78 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2 квартал 2017 – 4 003 руб. 99 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии за 2 квартал 2017 года – 17 272 руб. 13 коп., а всего в сумме 24 531 руб. 18 коп.

Взыскать с Лисицина Андрея Александровича государственную пошлину в доход бюджета в размере 935 руб. 94 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья С.В. Бачигина