ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2170/2016 от 30.03.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело а -2170/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи 30 марта 2016 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Юркиной М.Р.,

с участием представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края административное дело по административному иску ФИО2 к Отделу УФМС России по Краснодарскому краю в Центральном районе г. Сочи о признании незаконными действий отдела УФМС России по Краснодарскому краю в Центральном районе г. Сочи по отказу аннулировать запись о регистрации брака, возложении обязанности устранить нарушение закона,

УСТАНОВИЛ:

В Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением к Отделу УФМС России по Краснодарскому краю в Центральном районе г. Сочи о признании незаконными действий отдела УФМС России по Краснодарскому краю в Центральном районе г. Сочи по отказу аннулировать запись о регистрации брака, возложении обязанности устранить нарушение закона обратился представитель ФИО2 по доверенности ФИО3, в обоснование административных исковых требований указав на то, что в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 был выдан гражданский паспорт, в котором, по ее мнению, был ошибочно проставлен штамп о регистрации брака с гр. ФИО4 Поскольку ФИО2 никогда в браке с гр. ФИО4 не состояла, что подтверждается, в том числе справкой Министерства Юстиции Грузии, а до регистрации этого брака ФИО5 состоял в зарегистрированном браке с гр. ФИО6, она обратилась в Отдел УФМС России по Краснодарскому краю с заявлением о выдаче паспорта без ошибочных сведений. Ответом отдела УФМС России по Краснодарскому краю в Центральном районе г. Сочи ей было отказано в удовлетворении заявления об аннулировании записи о регистрации брака, что и явилось причиной обращения с административным иском в суд.

В судебное заседание административный истец не явилась, причину своей неявки суду не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Представитель административного истца по доверенности – ФИО3 направил в суд ходатайство о рассмотрении административного иска в отсутствие стороны истца. На заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Отдела УФМС России по Краснодарскому краю в г. Сочи на основании доверенности ФИО1 просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в отдел УФМС России по Краснодарскому краю с заявлением о замене паспорта. Как следует из карточки формы 1п (приложение 1 к Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ) в графе 5 заявитель указала, что состоит в зарегистрированном браке с ФИО4 Брак был зарегистрирован О/ЗАГС гор. ТБИЛИСИ ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 вновь обратилась в органы ФМС для замены паспорта по достижению 45- летнего возраста, повторно указав в форме 1п в разделе «семейное положение» на то, что состоит в браке с ФИО4 В обоих случаях имеются подписи ФИО2 на указанных формах, что свидетельствует о ее согласии с изложенными сведениями. органы ФМС вносят данные в карточку формы 1п на основании предоставленных заявителем документов. В случае наличия в предыдущих паспортах сведений относительно зарегистрированного брака, сведения об этом вносятся и в новый паспорт, кроме тех случаев, когда заявителем представляются доказательства о расторжении данного брака.

Выслушав доводы и возражения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГФИО2 Отделом УФМС России по Краснодарскому краю в Центральном районе г. Сочи был выдан паспорт гражданина РФ серии <...>.

На странице 14 паспорта «семейное положение» имеется штамп о регистрации брака с ФИО4 ГеорГ.ем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отделом ЗАГСа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

Административный истец ФИО2 обратилась в Отдел УФМС России по Краснодарскому краю в Центральном районе г. Сочи с заявлением о выдаче паспорта гражданина РФ без штампа о регистрации брака с ФИО4, указав, что фактически брак с ФИО4 не заключала, в Грузии, где якобы зарегистрирован брак с ФИО4 в 1995 году, не была, считает брак фиктивным.

Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Отдела УФМС России по Краснодарскому краю в г. Сочи, ФИО2 было отказано в аннулировании записи о регистрации брака, в связи с тем, что отметка о регистрации брака не производится в паспорте, выдаваемому гражданину, имевшему ранее такую отметку в паспорте, но не состоящему на момент выдачи паспорта в брачных отношениях вследствие смерти супруга или признании брака в установленном порядке недействительным (л.д. 12).

Отказ в выдаче паспорта гражданина РФ без отметки о регистрации брака с ФИО4, изложенный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец просит признать незаконным.

В силу п.1 ст. 218 Кодекса РФ об административном судопроизводстве гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обратилась с заявлением об оспаривании вышеуказанного ответа ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском предусмотренного законом срока.

В силу п. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Согласно п. 6 ст. 219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

На основании пп. 7 и 8 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, административный истец не обжаловала ответ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в вышестоящий орган или должностному лицу, пропущенный срок на обращение в суд с данными требованиями восстановить не просила, о наличии уважительных причин для восстановления пропущенного срока суду не сообщила.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с данным административным исковым заявлением пропущен ФИО2 без уважительных причин.

Кроме того, в соответствии с пунктами 14, 14.1 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 15.09.1997 N 605, в действующей в 2002 году редакции, для получения паспорта гражданина РФ заявитель лично заполняет Заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П. В случае, если гражданин не имеет возможности лично оформить заявление, оно заполняется должностным лицом либо сотрудником паспортно - визового подразделения. Записи в заявлении производятся разборчиво, фиолетовой или черной пастой (чернилами). Личная подпись гражданина в заявлении заверяется соответствующим должностным лицом или уполномоченным на это сотрудником паспортно - визового подразделения.

В соответствии с пунктом 26.3 вышеуказанной Инструкции на основании представленных документов в паспорте производятся отметки и записи, в том числе, о регистрации брака. Отметка производится путем проставления на страницах 14 - 15 паспорта оттиска штампа о регистрации брака по форме N 4П или путем внесения штампа по форме N 19П с заполнением его с использованием специального принтера. Отметка не производится в паспорте, выдаваемом гражданину, не состоящему к моменту выдачи паспорта в брачных отношениях вследствие смерти супруга, признания брака в установленном порядке недействительным или расторгнутым и имевшему ранее в паспорте такую отметку.

Как следует из имеющейся в материалах дела формы № 1П о замене ФИО2 паспорта гражданина РФ на новый образец, она обратилась в ОМ № 1 УВД Центрального района г. Сочи Краснодарского края за выдачей паспорта нового образца, в форме № 1 П указав, что состоит в зарегистрированном браке с ФИО4

ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан паспорт серии , содержащий в себе сведения о наличии зарегистрированного брака. Подпись на заявлении свидетельствует о том, что заявитель согласен с верностью указанных в заявлении сведений о своем семейном положении.

В 2007 году ФИО2 обратилась в Отдел УФМС России по Краснодарскому краю в Центральном районе г. Сочи с заявлением о замене паспорта в связи с достижением 45- летнего возраста.

Из представленной суду заверенной копии заявления формы ФИО2 повторно указала на наличие зарегистрированного брака с гр. ФИО4

Согласно ст. 8 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 28.12.2006 N 1105, в редакции № 1 от 28.12.2006 года, для получения паспорта гражданин представляет: заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (приложение N 1), заполненное ручным или машинописным способом гражданином, обратившимся за получением паспорта. Личная подпись гражданина в заявлении заверяется уполномоченным на это сотрудником (государственным служащим, работником) подразделения.

Статьей 9 названного Административного регламента был установлен аналогичный порядок для замены паспорта.

Приказом ФМС России от 30.11.2012 N 391 (ред. от 02.02.2015) утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, согласно п. 37 которого основаниями для отказа в выдаче (замене) паспорта являются: отсутствие у лица гражданства Российской Федерации; недостоверные сведения, указанные в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (приложение N 1 к Административному регламенту); отсутствие сведений об уплате государственной пошлины, содержащихся в Государственной системе о государственных и муниципальных платежах.

В силу указанных правовых норм суд не усматривает нарушений в действиях ОУФМС по Краснодарскому краю в г. Сочи действующего законодательства РФ при отказе ФИО2 в удовлетворении ее заявления о замене паспорта.

Суд не принимает во внимание представленные административным истцом сведения из Министерства юстиции Грузии (справка об отсутствии актовой записи между Алавердашвили Григолом и ФИО2, поскольку не усматривает тождественности лиц между Алавердашвили Григолом и ФИО4 ГеорГ.ем.

По тем же основаниям суд не принимает в качестве доказательства справку , выданную Министерством Юстиции Грузии (служба гражданского реестра Тбилиси), о регистрации ДД.ММ.ГГГГ брака между Алавердашвили Григолом и ФИО6.

Доводы административного истца о том, что брак с ФИО4 не мог быть заключен в силу наличия обстоятельств, указанных в ст. 14 Семейного кодекса РФ, а именно того, что ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ году состоял в браке с ФИО6, так же не принимается судом, поскольку данные обстоятельства в силу пункта 3 ст. 28 Семейного Кодекса РФ являются основанием для признания брака недействительным и подлежат разрешению в суде общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Отделу УФМС России по Краснодарскому краю в Центральном районе г. Сочи о признании незаконными действий отдела УФМС России по Краснодарскому краю в Центральном районе г. Сочи по отказу аннулировать запись о регистрации брака, возложении обязанности устранить нарушение закона путем аннулирования записи в паспорте гражданина РФ на имя ФИО2 о регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ с гражданином ФИО4 ГеорГ.ем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отделом ЗАГС <адрес>, - отказать.

В соответствии со ст. 177 КАС РФ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Е.М. Вергунова