ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2171/2022 от 12.04.2022 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-2171/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калининград 12 апреля 2022 года

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Подушкина О.В.,

при секретаре Антошиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС №7 по Калининградской области к Гавриловой И.Н. о взыскании задолженности на добавленную стоимость, страховым взносам, по налогу на доходы физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС №7 по Калининградской области обратилась в суд с исковыми требованиями к Гавриловой И.Н. о взыскании задолженности на добавленную стоимость, страховым взносам, по налогу на доходы физических лиц, пени, указав, что подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ» главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей, установленных законодательством РФ. По сведениям Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области, Гаврилова И.Н. является пользователем сервиса «Личный кабинет налогоплательщика ФЛ» с 13.10.2015. С июня 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который устанавливает новый порядок получения физическими лицами документов от налоговых органов, а также передачи сведений в налоговые органы. В соответствии с этими изменениями физические лица, получившие доступ к «Личному кабинету налогоплательщика», получают документы от налогового органа в электронной форме через сервис ФНС России. На бумажном носителе по почте такие документы не направляются. Соответственно налоговые уведомления и требования налогоплательщики должны отслеживать в своем «Личном кабинете». В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации и иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу. На основании п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. На основании п. 6 ст. 210 НК РФ налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ. В соответствии со ст. 210 НК РФ, при определении налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение, которыми у него возникло. Дата получения дохода в целях налогообложения у предпринимателя, осуществляющего деятельность с применением общего режима налогообложения, определяется в соответствии со ст. 223 НК РФ. По данным проверки, весь доход, полученный Гавриловой И.Н. от продажи объектов недвижимого имущества (имущественных прав) является ее доходом от осуществления предпринимательской деятельности (раздел 2.2 Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения). В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». В соответствии с нормой п. 1 ст. 229 НК РФ, налоговые декларации по НДФЛ представляются в Инспекцию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ за проверяемый период начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора в сумме 9 645.92 руб. (Задолженность по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2016-2017 годы взыскана согласно Решения Ленинградского районного суда города Калининграда по делу № 2а-2265/2021 от 22.07.2021). В соответствии со ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Кодексом страховые взносы. Статья 45 Кодекса предусматривает обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. На основании Закона № 212-ФЗ, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать суммы страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии со ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся помимо прочих категорий индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Плательщики страховых взносов, не выплачивающие выплаты или вознаграждения другим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч. 1.1 и 1.2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ. Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 243-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию, в том числе взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, переданы в налоговые органы. За время осуществления деятельности ответчик ненадлежащим образом не исполнил обязанности, возложенные на него Законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год. В результате несвоевременного исполнения требований законодательства по уплате страховых взносов, образовалась следующая недоимка:

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года за налоговой период 2017-2018 годы на общую сумму 10 430, 00 рублей (4590,00 рублей+5840,00 рублей)

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за налоговой период 2017-2018 годы на общую сумму 53 942, 00 рублей (23400,00 рублей+26545,00 рублей+3997,00 рублей). Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Пунктом 6 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть вручено физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Страховые взносы в установленный срок уплачены не были. В связи с неуплатой страховых взносов за налоговый период 2017-2018 годы, были начислены пени и выставлено требование № 86911 от 20.10.2020, что подтверждается скриншотом из программы федерального информационного ресурса автоматизированной информационной системы Налог-3 ПРОМ. При направлении Требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование на бумажном носителе. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Ответчиком страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в сумме 1 922,11 руб. (Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за налоговый период 2017-2018 годы взыскана согласно Решения Ленинградского районного суда города Калининграда по делу № 2а-2265/2021 от 22.07.2021). Гаврилова И.Н. в 2016-2018 годах осуществляла предпринимательскую деятельность, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ являлась налогоплательщиком НДС. В соответствии с п.п. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них. Таким образом, реализация жилых помещений в рамках предпринимательской деятельности относится к операциям, освобождаемым от налогообложения НДС. Реализация объектов нежилого недвижимого имущества не подпадает под применение льготы в соответствии со статьей 149 НК РФ. Согласно п. 3 ст. 155 НК РФ при передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино- места налоговая база по НДС определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав. Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ, налоговые декларации по НДС представляются не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей. В соответствии со статьей 163 НК РФ налоговый период для исчисления НДС устанавливается как квартал. Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполненных работ, оказания услуг). В соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение по реализованным Гавриловой И.Н. нежилым помещениям производится поставке 18%. В силу п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленных из цен, указанных сторонами сделки. При этом в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализованных товаров (работ, услуг) индивидуальными предпринимателями признается как передача на возмездной основе права собственности на товары (работы, услуги), так и на безвозмездной основе. В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав, обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС. Согласно п. 4 ст. 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). Так как договоры продажи Гавриловой И.Н. нежилых объектов недвижимости не содержат указания на то, что установленная в нём цена не включает в себя сумму налога, Инспекция исходит из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма НДС должна выделяться последним из названной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом в соответствии с п.4 ст. 164 НК РФ. В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Согласно нормам ст. 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, сумм налога на добавленную стоимость к вычету. В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Гавриловой И.Н. журнал учета полученных счетов-фактур не представлен. Если при покупке имущества НДС не предъявляется (например, продавец применял УСН или имущество приобретено у физического лица), налоговая база по НДС определяется как цена продажи имущества. Так, если имущество куплено у физического лица, не являющегося плательщиком НДС, то при продаже такого имущества НДС необходимо уплачивать с полной цены реализации. Если о необходимости уплаты НДС лицу становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, в частности, в случае изменения квалификации деятельности налогоплательщика, порядок реализации права на освобождение от уплаты налога законом не предусмотрен. Условием для освобождения таких лиц от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога, является объективное обстоятельство - соответствие размера выручки налогоплательщика предельному уровню, установленному законом. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Ответчиком налог на добавленную стоимость уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в сумме 152 117, 97 руб. В пункте 1 статьи 72 и пункте 1 статьи 75 Кодекса, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени - согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, - являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. В соответствии с п.п. 3 и 5 ст. 75 Кодекса пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пунктом 6 статьи 75 Кодекса предусмотрено, что пени взыскиваются в том же порядке, что и недоимки по налогам. Пунктом 7 той же статьи установлено, что указанные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов. Из правовых норм, содержащихся в статьях 46, 72 и 75 Кодекса, следует, что обязанность по уплате пеней в отличие от обязанности по уплате налога следует рассматривать как дополнительную, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. В соответствии с п. 1 ст. 75 Кодекса пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика через Личный кабинет: следующие налоговое уведомление: № 86911 от 20.10.2020. В установленный срок налоги и страховые взносы, не оплачены. Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечению шести дней с даты направления заказного письма. При направлении Требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование на бумажном носителе. Вышеуказанные Требования в добровольном порядке не исполнены. На основании заявления налогового органа мировой судья 6-го судебного участка Ленинградского судебного района города Калининграда 04.06.2021 был вынесен судебный приказ № 2а-1192/2021. Ответчик подал возражения относительно исполнения данного судебного приказа, в связи с чем, на основании ст. 123.7 КАС РФ судебный приказ был отменен 02.08.2021. Налогоплательщик частично оплатил задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 2 651,00 рублей. По данным Инспекции задолженность ответчика следующая:

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, пеня за период с 11.02.2020 года по 19.10.2020 года в размере 152 117,97 рублей.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, пеня за период с 11.02.2020 года по 19.10.2020 года в размере 155,24 рублей;

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года), пеня за период с 11.02.2020 года по 19.10.2020 года в размере 1 766,87 рублей;

Налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за период с 11.02.2020 года по 19.10.2020 года в размере 9 645,92 рублей;

Таким образом, за налогоплательщиком числится общая задолженность по налогам и сборам в сумме 163 686,00 рублей.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 48 НК РФ и ч. 1 ст. 95 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Просит восстановить срок для предъявления иска в суд по тем основаниям, что с 30.04.2019 ранее существовавшая Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области переименована в Межрайонную ИФНС России № 7 по Калининградской области и наделена полномочиями по централизованному и единоличному на всей территории Калининградской области применению мер взыскания задолженности по администрируемым налоговым органом платежам в отношении налогоплательщиков, вне зависимости от места их учета в налоговых инспекциях Калининградской области. Для реализации указанного проекта с 2019 года разрабатывалось специализированное погромное обеспечения АИС «Налог - 3», которое по настоящее время модернизируется в целях взыскания задолженности с налогоплательщиков, с учетом расширения полномочий Инспекции № 7 и с учетом изменений процессуального законодательства о порядке взыскания обязательных платежей (судебный приказ, административный иск), кроме того, временные затраты на перепрофилирование и укомплектование штатного состава Инспекции № 7, прием - передача материалов в отношении налогоплательщиков из территориальных налоговых органов Калининградской области в специализированную Инспекцию № 7 для взыскания задолженности, также повлияли на незначительное превышение срока обращения с заявлением о вынесении судебного приказа. Модернизация налоговых органов Калининградской области, а именно создание долгового центра на базе Инспекции № 7, послужило причиной уклонения налогоплательщиков от конституционной обязанности и создало временной промежуток для реализации Инспекцией № 7 полномочий по взысканию задолженности в соответствии с положениями ст. 48 НК РФ. Просит восстановить срок для обращения с иском в суд. Взыскать с Ответчика задолженность на общую сумму 163 686, 00 рублей по следующим налогам:

- Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, пеня за период с 11.02.2020 года по 19.10.2020 года в размере 152 117,97 рублей.

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, пеня за период с 11.02.2020 года по 19.10.2020 года в размере 155,24 рублей;

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года), пеня за период с 11.02.2020 года по 19.10.2020 года в размере 1 766,87 рублей;

- Налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за период с 11.02.2020 года по 19.10.2020 года в размере 9 645,92 рублей;

В судебное заседание представитель МИФНС России №7 по Калининградской области не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Гаврилова И.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, с ходатайствами о рассмотрении дела в ее отсутствие либо об отложении дела не обращалась.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ» главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей, установленных законодательством РФ.

По сведениям Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области, Гаврилова И.Н. является пользователем сервиса «Личный кабинет налогоплательщика ФЛ» с 13.10.2015.

С июня 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который устанавливает новый порядок получения физическими лицами документов от налоговых органов, а также передачи сведений в налоговые органы.

В соответствии с этими изменениями физические лица, получившие доступ к «Личному кабинету налогоплательщика», получают документы от налогового органа в электронной форме через сервис ФНС России. На бумажном носителе по почте такие документы не направляются. Соответственно налоговые уведомления и требования налогоплательщики должны отслеживать в своем «Личном кабинете».

В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации и иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.

На основании п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

На основании п. 6 ст. 210 НК РФ налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ.

В соответствии со ст. 210 НК РФ, при определении налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение, которыми у него возникло. Дата получения дохода в целях налогообложения у предпринимателя, осуществляющего деятельность с применением общего режима налогообложения, определяется в соответствии со ст. 223 НК РФ.

По данным проверки, весь доход, полученный Гавриловой И.Н. от продажи объектов недвижимого имущества (имущественных прав) является ее доходом от осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

В соответствии с нормой п. 1 ст. 229 НК РФ, налоговые декларации по НДФЛ представляются в Инспекцию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ за проверяемый период начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора в сумме 9 645.92 руб. (Задолженность по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2016-2017 годы взыскана согласно Решения Ленинградского районного суда города Калининграда по делу № 2а-2265/2021 от 22.07.2021).

В соответствии со ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Кодексом страховые взносы.

Статья 45 Кодекса предусматривает обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании Закона № 212-ФЗ, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать суммы страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии со ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся помимо прочих категорий индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Плательщики страховых взносов, не выплачивающие выплаты или вознаграждения другим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч. 1.1 и 1.2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 243-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию, в том числе взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, переданы в налоговые органы.

За время осуществления деятельности ответчик ненадлежащим образом не исполнил обязанности, возложенные на него Законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год.

В результате несвоевременного исполнения требований законодательства по уплате страховых взносов, образовалась следующая недоимка:

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года за налоговой период 2017-2018 годы на общую сумму 10 430, 00 рублей (4590,00 рублей+5840,00 рублей)

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за налоговой период 2017-2018 годы на общую сумму 53 942, 00 рублей (23400,00 рублей+26545,00 рублей+3997,00 рублей).

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Пунктом 6 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть вручено физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Страховые взносы в установленный срок уплачены не были. В связи с неуплатой страховых взносов за налоговый период 2017-2018 годы, были начислены пени и выставлено требование № 86911 от 20.10.2020, что подтверждается скриншотом из программы федерального информационного ресурса автоматизированной информационной системы Налог-3 ПРОМ.

При направлении Требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование на бумажном носителе.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Ответчиком страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в сумме 1 922,11 руб. (Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за налоговый период 2017-2018 годы взыскана согласно Решения Ленинградского районного суда города Калининграда по делу № 2а-2265/2021 от 22.07.2021). Гаврилова И.Н. в 2016-2018 годах осуществляла предпринимательскую деятельность, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ являлась налогоплательщиком НДС.

В соответствии с п.п. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них. Таким образом, реализация жилых помещений в рамках предпринимательской деятельности относится к операциям, освобождаемым от налогообложения НДС. Реализация объектов нежилого недвижимого имущества не подпадает под применение льготы в соответствии со статьей 149 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 155 НК РФ при передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино- места налоговая база по НДС определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ, налоговые декларации по НДС представляются не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

В соответствии со статьей 163 НК РФ налоговый период для исчисления НДС устанавливается как квартал.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполненных работ, оказания услуг).

В соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение по реализованным Гавриловой И.Н. нежилым помещениям производится поставке 18%.

В силу п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленных из цен, указанных сторонами сделки. При этом в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализованных товаров (работ, услуг) индивидуальными предпринимателями признается как передача на возмездной основе права собственности на товары (работы, услуги), так и на безвозмездной основе.

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав, обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

Согласно п. 4 ст. 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). Так как договоры продажи Гавриловой И.Н. нежилых объектов недвижимости не содержат указания на то, что установленная в нём цена не включает в себя сумму налога, Инспекция исходит из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма НДС должна выделяться последним из названной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом в соответствии с п.4 ст. 164 НК РФ.

В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Согласно нормам ст. 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, сумм налога на добавленную стоимость к вычету.

В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Гавриловой И.Н. журнал учета полученных счетов-фактур не представлен. Если при покупке имущества НДС не предъявляется (например, продавец применял УСН или имущество приобретено у физического лица), налоговая база по НДС определяется как цена продажи имущества. Так, если имущество куплено у физического лица, не являющегося плательщиком НДС, то при продаже такого имущества НДС необходимо уплачивать с полной цены реализации. Если о необходимости уплаты НДС лицу становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, в частности, в случае изменения квалификации деятельности налогоплательщика, порядок реализации права на освобождение от уплаты налога законом не предусмотрен. Условием для освобождения таких лиц от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога, является объективное обстоятельство - соответствие размера выручки налогоплательщика предельному уровню, установленному законом.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Ответчиком налог на добавленную стоимость уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в сумме 152 117, 97 руб.

В пункте 1 статьи 72 и пункте 1 статьи 75 Кодекса, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.

В соответствии с п.п. 3 и 5 ст. 75 Кодекса пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пунктом 6 статьи 75 Кодекса предусмотрено, что пени взыскиваются в том же порядке, что и недоимки по налогам.

Пунктом 7 той же статьи установлено, что указанные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов. Из правовых норм, содержащихся в статьях 46, 72 и 75 Кодекса, следует, что обязанность по уплате пеней в отличие от обязанности по уплате налога следует рассматривать как дополнительную, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Кодекса пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика через Личный кабинет: следующие налоговое уведомление: № 86911 от 20.10.2020.

В установленный срок налоги и страховые взносы, не оплачены.

Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечению шести дней с даты направления заказного письма. При направлении Требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование на бумажном носителе. Вышеуказанные Требования в добровольном порядке не исполнены.

На основании заявления налогового органа мировой судья 6-го судебного участка Ленинградского судебного района города Калининграда 04.06.2021 был вынесен судебный приказ № 2а-1192/2021.

Ответчик подал возражения относительно исполнения данного судебного приказа, в связи с чем, на основании ст. 123.7 КАС РФ судебный приказ был отменен 02.08.2021. Налогоплательщик частично оплатил задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 2 651,00 рублей.

Однако по данным Инспекции за Ответчиком числится следующая задолженность:

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, пеня за период с 11.02.2020 года по 19.10.2020 года в размере 152 117,97 рублей.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, пеня за период с 11.02.2020 года по 19.10.2020 года в размере 155,24 рублей;

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года), пеня за период с 11.02.2020 года по 19.10.2020 года в размере 1 766,87 рублей;

Налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за период с 11.02.2020 года по 19.10.2020 года в размере 9 645,92 рублей.

Данная задолженность Ответчиком не погашена, доказательств обратного, суду не представлено.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование предъявляется в порядке искового производства, не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, судебный приказ о взыскании с Гавриловой И.Н. задолженности по налогам и пени отменен 02.08.2021, таким образом, срок для обращения с иском в суд истек 15.11.2021, с иском в суд Инспекция обратилась 02.02.2022, то есть с пропуском срока для подачи иска.

В соответствии со ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Доказательств уважительности причин пропуска срока для подачи иска в суд Истцом не представлено, обстоятельства того, что в 2019 году произошла модернизация налоговых органов, не является, по мнению суда, уважительной причиной для пропуска срока для обращения с иском в суд, в связи с чем, суд не находит оснований для его восстановления.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таком положении, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ИФНС России №7 по Калининградской области – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через ленинградский районный суд г.Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26.04.2022.

Судья О. В. Подушкин